Детективный фильм (Советский экран №22 1981 г.)

ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ (англ. detective — сыщик, от detect — открывать, обнаруживать, лат. detectio — раскрытие) — произведение киноискусства, тематику которого составляет борьба с преступлениями — уголовными и государственными. Термин этот часто применяется расширительно, детективом порой называют любое произведение, повествующее о работе уголовного розыска, разведки шли контрразведки. Между тем детектив, как он сложился у его зачинателей в литературе (Э. По, У. Коллинз, Э. Габорио, А. Конан-Дойль), имеет определенные специфические черты, которые отличают его от других приключенческих жанров. Это прежде всего наличие в сюжете тайны, которую необходимо раскрыть, и, во-вторых, — особые методы ее раскрытия. Из этих двух черт наиболее естественна тайна — если ее нет, то произведение, рассказывающее о работе уголовного розыска или разведки, нельзя назвать детективом. В детективе герой, как правило, должен ответить на один из трех вопросов: «кто совершил преступление?», «как это сделано?» и «почему это сделано?» Чтобы ответить на них, сыщик в произведениях родоначальников жанра (Э. По, А. Конан-Дойль) скрупулезно собирал улики и делал строго логические умозаключения. Его изображали мыслителем, аналитиком, и поэтому такой тип детектива получил название «интеллектуального» или «классического». Реформатором жанра стал Ж. Сименон. Герой серии его романов — комиссар Мегрэ — озабочен не только уликами и силлогизмами, но и стремится понять социальные и психологические мотивы человеческих поступков.

Кино в силу своей природы стремилось в детективе изображать героя не столько рассуждающего, сколько действующего. Многие западные кинематографисты стремятся поразить зрителя хитроумностью, сенсационностью преступления и эксцентричностью фигуры сыщика. Не редкость на западном экране использование кинодетективов для утверждения жестокости, аморальности.

В советском кино художники в жанре детектива решают серьезные социальные проблемы. Главные герои этих картин выступают в защиту справедливости, гуманизма, моральных принципов нашего общества («Подвиг разведчика» — реж. Б. Барнет, Мертвый сезон» — реж. С. Кулиш, «Возвращение «Святого Дуки» и «Черный принц» — реж. А. Бобровский, «Место встречи изменить нельзя» — реж. С. Говорухин и др.).

В. МИХАЛКОВИЧ, кандидат искусствоведения

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.