Алиса Фрейндлих — одна из самых знаменитых советско-русских актрис, популярная и в свои 84 года. Ее биография неразрывно связана с Ленинградом (Санкт-Петербургом), где в детстве она пережила блокаду, а потом построила блестящую карьеру в театре и кино. Не сложилась только личная жизнь звезды…
Семья, в которой родилась будущая актриса
Алиса родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в большой творческой семье. Ее отец, обрусевший немец Бруно Артурович Фрейндлих, был известным актером Александрийского театра (впоследствии он удостоится звания Народного артиста СССР), мать — Ксения Федоровна, училась на драматических курсах Театра рабочей молодежи, но актрисой так и не стала. Кроме того, бабушка пела и играла на скрипке, а старшая сестра отца окончила консерваторию. Они жили все вместе в одной квартире, где постоянно звучала музыка. Имея такие гены и окружение, неудивительно, что девочка с детских лет представляла себя то певицей, то актрисой.
Блокадное детство
Когда Алисе было 6 лет, ее родители расстались. А потом началась война. Отец эвакуировался вместе с ТЮЗом, в котором в это время работал. Мать с Алисой остались в Ленинграде. Никто не мог знать, что блокада продлится 871 день. Вначале соседи еще делились друг с другом скудными припасами, а потом наступил голод.
Бабушка выдавала хлеб по часам, благодаря чему они и выжили в самую страшную первую зиму. В 42-м году ее выслали из Ленинграда вместе с другими немцами, проживавшими в городе. С ней добровольно поехала старшая дочь (она могла остаться, т.к. сменила немецкую фамилию после замужества), но ее жертва оказалась напрасной — пожилая женщина умерла в эшелоне, не доехав до места назначения. За самовольный выезд из города тетя Алисы получила 10 лет лагерей. Брат отца с женой были арестованы и расстреляны. Отец спасся от репрессий по причине эвакуации, а мать — из-за русского происхождения. Дочь она записала русской в свидетельстве о рождении.
Дважды маленькая Алиса чудом осталась в живых. Во время бомбежки в их дом попала бомба (в тот раз мать с Алисой ушли в бомбоубежище, что делали далеко не всегда, привыкнув к постоянным обстрелам). Потом девочка заболела воспалением легких. При отсутствии каких-либо лекарств, у ребенка не было шансов, но все-таки она выздоровела.
Когда закончилась война, Бруно Артурович с новой женой и дочерью Ириной вернулись в Ленинград. Попыталась устроить личную жизнь и Ксения Федоровна — она вышла замуж за морского офицера и вместе с дочерью уехала за ним в Таллин. Но через 3 года ее брак распался, и они возвратились домой. Вторая супруга отца всячески препятствовала его общению со старшей дочерью, поэтому их встречи были редкими.
В школе девочка занималась в театральном кружке, где занятия вели замечательные педагоги — актриса из БДТ Мария Призван-Соколова и ее муж, режиссер ТЮЗа Павел Вейсбрем. После ее окончания, Алиса, у которой были хорошие вокальные данные, колебалась в выборе между певческой и актерской карьерами. По совету отца, она выбрала театр. Бруно Артурович принципиально ничем не помог дочери при поступлении. Он считал, что не имеет морального права просить за Алису, потому что не знал, есть ли у нее актерские способности (хотя Призван-Соколова говорила ему, что девушка очень талантлива). К экзаменам ее подготовили наставники из театрального кружка.
В 1953 году девушка поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского в мастерскую Бориса Зона. Она продолжит список звездных выпускников незаурядного преподавателя таких, как Павел Кадочников, Зинаида Шарко, Эммануил Виторган, Лев Додин и т.д.
Как сложилась театральная карьера Алисы Фрейндлих
Театральная карьера Алисы началась в Драматическом театре им. Комиссаржевской в 1957-м году. Там она прослужила 4 года. Потом, по приглашению Игоря Владимирова, художественного руководителя Театра им. Ленсовета, перешла в его труппу. Их творческий союз оказался необычайно плодотворным. Фрейндлих многому научилась у знаменитого режиссера, а Владимир Петрович обеспечил ее таким репертуаром, о котором мечтает любая актриса. Кроме того, в начале 60-х они связали себя узами брака, продлившимся около 20 лет.
Алисе были доступны любые образы — от шекспировской Джульетты, до Малыша в «Малыше и Карлсоне». На спектаклях с ее участием всегда был аншлаг. На сцене Ленсовета актриса играла 22 года, после чего ушла в БДТ к Георгию Товстоногову, где продолжила свою триумфальную карьеру. А потом наступили 90-е и культурная жизнь в стране замерла. Нельзя сказать, что Фрейндлих осталась не у дел, но уже ничего судьбоносного в ее карьере не случится. В свои 84 года она по-прежнему является примой БДТ им. Товстоногова.
Почему Алису не хотели снимать в кино
Это кажется невероятным, но очаровательную Алису кинорежиссеры находили некиногеничной и крайне неохотно приглашали на съемки. Ее путь в кино начался с проходных ролей еще во времена студенчества, но только в середине 60-х она получила первую значимую роль Маши в трагикомедии Элема Климова «Похождения зубного врача», где в главной роли дебютировал Андрей Мягков. Фильм вышел в ограниченном прокате и вскоре был положен на полку.
Ситуация изменилась в начале 70-х, после выхода на экран киноальманаха по рассказам Чехова «Семейное счастье». В новелле «От нечего делать» Фрейндлих впервые исполнила главную роль скучающей барыни.
Затем последовало еще несколько удачных работ: Анна в мелодраме «Анна и Командор», баронесса в комедии «Соломенная шляпка», подруга императрицы в исторической драме «Агония». Поворотным моментом в кинокарьере актрисы стала роль Калугиной в картине Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977 г.)
Режиссер уже дважды пытался снимать Фрейндлих. Еще в 1961-м году он пробовал ее на роль Шурочки Азаровой в комедии «Гусарская баллада». Помешала неистребимая женственность актрисы, которая по сюжету должна была перевоплощаться в юношу. Отважную воительницу сыграла студентка ГИТИСа Лариса Голубкина. Эта работа принесла молодой дебютантке всесоюзную славу. Потом Рязанов хотел предложить Алисе роль Алевтины в «Зигзаге удачи», созданную специально для нее, но тогда она ожидала рождения ребенка.
История «Служебного романа»
Сюжет для «Служебного романа» Эльдар Александрович позаимствовал из собственной пьесы «Сослуживцы». Она была написана в соавторстве с Эмилем Брагинским в 1970-м году и с тех пор успешно шла на сценах многих театров. Еще не приступив к работе над сценарием, он заручился согласием актеров, которых видел главными героями в своей картине — Андрея Мягкова, Лии Ахеджаковой, Олега Басилашвили, Алисы Фрейндлих и Светланы Немоляевой.
Каждый из них был талантливым импровизатором, поэтому в процессе съемок появились незапланированные сцены и диалоги. Материала набралось почти на 4 серии, но, к сожалению, руководство «Мосфильма» не позволило Рязанову сделать многосерийный фильм. Людмила Иванова, сыгравшая активистку Шуру из месткома, умолила режиссера отдать ей пленку с одним из таких вырезанных фрагментов. На ней запечатлен эпизод погони Бубликова за Шурой, после того как он увидел свою фотографию в траурной рамке. Больше ничего не сохранилось. Думаю, что мы, зрители, многое потеряли.
В поисках подходящей экипировки для «Мымры», Фрейндлих и Рязанов пересмотрели всю гардеробную «Мосфильма». Бесформенный коричневый костюм, башмаки со стучащими каблуками и ужасные очки (которые один из операторов выпросил у своего отца), превратили изящную Алису в бесполое существо.
Как мы помним, под влиянием любви к незаметному Новосельцеву, Калугина из черствой, непривлекательной особы превращается в восхитительную красавицу с нежной душой. На многих советских женщин чудесное преображение Людмилы Прокофьевны произвело такое впечатление, что они кинулись покупать новые платья и делать прически.
Успех «Служебного романа» был ошеломительным. В 1978-м году фильм стал лидером проката, а через год удостоился Государственной премии РСФСР. На полученный гонорар Алиса купила первую в своей жизни машину.
Фрейндлих сыграет еще много замечательных ролей, лучшими из которых признаны Лидия Жербер в «Старомодной комедии» (в ней актриса снялась со своим супругом Игорем Владимировым), Анна Австрийская в «Д’артаньяне и трех мушкетерах» и его продолжениях, Харита Огудалова в «Жестоком романсе», провинциальная актриса в «Успехе», писательница в «Подмосковных вечерах» и т.д.
Пока последней работой в фильмографии актрисы является «Карп отмороженный» (2017 г.), где Алиса Бруновна снялась вместе с Мариной Нееловой и Евгением Мироновым. А продюсером картины стал родной внук Фрейндлих, Никита Владимиров. Это фильм о бывшей учительнице (Неелова), узнавшей, что она может умереть в любую минуту. Она начинает спешно готовиться к смерти и просит о помощи свою соседку и подругу (Фрейндлих).
Три несчастливых брака Алисы Фрейндлих
Впервые актриса вышла замуж будучи еще студенткой за своего однокурсника Владимира Карасева. Проблемы в молодой семье начались сразу после выпуска: Алису заметили и пригласили в театр, а Владимира — нет. Зависть Карасева к более удачливой супруге привела к разводу через год.
Вторым мужем Алисы стал Игорь Владимиров, ее художественный руководитель. В 1968-м году родилась дочь Варвара. Многолетний счастливый союз распался по той же причине, что и первый брак Фрейндлих — из-за ее возрастающей популярности. Актриса находилась на пике славы, тогда как Владимиров испытывал творческий кризис. К тому же, он был старше жены на 16 лет. Игорь начал пить и заводить романы прямо на глазах у Алисы. Они разошлись. Несколько лет Фрейндлих еще оставалась в Ленсовете, а потом перешла в БДТ.
В третий раз она вступила в брак с актером и художником Юрием Соловьем. С ним она работала в одной труппе в Ленсовете. Теперь уже партнер был моложе ее на 15 лет. Как говорил сам Юрий: «У меня такое имя в Питере было — «муж Алисы Бруновны». История повторялась, однако брак продержался 14 лет. Однажды Соловью предложили работу в Германии. Он позвал с собой Фрейндлих, но она отказалась покидать театр. В итоге пара пришла к общему мирному решению о разводе.
Больше Алиса Бруновна замуж не выходила. У нее прекрасные отношения с дочерью Варварой и внуками Никитой и Анной. Варвара закончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, где училась на курсе своего отца. Снялась в нескольких картинах, а потом ушла на телевидение. После замужества и рождения сына, она на долгий срок ушла из профессии, но потом вернулась в театр.
Внуки тоже нашли себя в искусстве: Никита — начинающий продюсер, Анна окончила Театральную академию по той же специальности. Она вышла замуж и в 2019 м году родила дочь Соню. Так что Алиса Фрейндлих теперь уже прабабушка.
Хочется пожелать Народной артистке и ее родным здоровья и долголетия, а так же еще очень много ролей в театре и кино!
Оцените статью: