Петр Вельяминов — советско-российский актер театра и кино с необыкновенной судьбой. В ранней молодости он попал в сталинские лагеря за преступление, которого не совершал. Там он обучился актерскому мастерству у заключенных-актеров и впоследствии стал одним из самых знаменитых артистов страны.
Родителей Петра подвело происхождение
Петр родился в Москве 7 декабря 1926-го года в семье бывшего царского офицера Сергея Петровича Вельяминова и дворянки по происхождению Дивновой Татьяны Ермиловны. Кроме сына, у них была старшая дочь Ира. Отец был отпрыском аристократического рода с почти тысячелетней историей, основателем которого являлся племянник норвежского конунга Хокона II.
Сергей Петрович принял революцию и с 1918-го года служил в рядах Красной армии. Он дослужился до чина подполковника, командовал батальоном Пролетарской дивизии, но заслуги перед новой властью не спасли его от расплаты за «голубую кровь». Вельяминов-старший дважды был репрессирован: шесть лет он провел на строительстве Беломорканала, и двенадцать — в исправительно-трудовых лагерях (причем во-второй раз он был арестован, когда приехал на побывку с фронта). А на фронт Вельяминов ушел добровольцем в начале войны с Германией.
После освобождения в 1956-м году, Сергей Петрович вернулся в Москву и был полностью реабилитирован с возвращением офицерского звания.
Лагерные годы
Репрессиям подверглись и члены его семьи (кроме дочери Ирины). В марте 1943-го года арестовали 16-летнего Петра, который даже не успел окончить школу. Вся вина молодого человека заключалась в том, что он ухаживал за дочерью своего соседа по лестничной площадке и был вхож в его дом. После ареста соседа, под подозрение попали все, кто посещал его квартиру.
Петра задержали на улице и привезли на Лубянку. Он даже не испугался, потому что был уверен: «органы разберутся». Но после нескольких допросов юноша понял — его слова не имеют никакого значения, а следствие — не более, чем фарс. Вельяминова обвинили в «измене Родине» и приговорили к десяти годам ИТЛ.
Вместе с другими осужденными его этапировали на Северный Урал в Лобву. Там Петр начал работать на деревообрабатывающем комбинате. Тяжелый труд, отсутствие вестей от родных (31 декабря 1944-го года в первый раз арестовали его мать, а через несколько дней — отца, приехавшего с фронта) и отвратительный скудный паек довели молодого человека до дистрофии. Он больше не мог не только работать, но и принимать пищу.
Его отправили в лазарет умирать, но медперсонал пожалел несчастного мальчишку и, буквально, вытащил «с того света». Впоследствии вспоминая о годах заключения, Вельяминов говорил, что в самых тяжелых жизненных ситуациях рядом с ним всегда оказывались хорошие люди.
Со временем у Петра появился интерес к жизни — он начал заниматься в художественной самодеятельности лагеря. Его учителями были профессиональные актеры и режиссеры, по воле судьбы оказавшиеся с ним в «одной лодке». Самодеятельность пользовалась большим успехом не только среди заключенных, но и у лагерного начальства, благодаря чему актеры получали более легкую работу. За особо удачные выступления им могли «сделать зачет» — посчитать один день срока за три.
Девять (вместо десяти) лет пережитых в нечеловеческих условиях не сломили Петра Вельяминова. Он прошёл через несколько лагерей, освоил много рабочих специальностей и, самое главное — вышел на свободу уже состоявшимся актером.
Проживание в Москве было Петру запрещено. Он все-таки рискнул приехать в столицу на несколько дней, чтобы повидаться с сестрой (оба родители еще отбывали второй срок), после чего вернулся в Сибирь.
Как сложилась актерская карьера бывшего заключенного
По совету одного из участников лагерной самодеятельности, Вельяминов решил попытать счастья в Абакане. Но руководство местного театра не решилось принять на работу актера с такой биографией, к тому же не имеющего профессионального образования. Петру надо было на что-то жить и он устроился на лесосплав, где проработал какое-то время.
Потом он попал на прием к начальнику управления культуры и рассказал свою историю. Чиновник решил дать Вельяминову шанс и распорядился зачислить его в труппу театра под свою ответственность. В 1952-м году Петр официально стал актером.
За 17 лет он сменил семь театров, пока не оказался в Свердловском театре драмы. Там, в спектакле «Кандидат партии» Вельяминова увидели два московских режиссера — Владимир Краснопольский и Валерий Усков, которые собирались снимать многосерийный художественный фильм «Тени исчезают в полдень» по одноименному роману Анатолия Иванова. Игра Петра произвела на режиссеров сильное впечатление, и они предложили актеру сыграть одну из главных ролей — председателя колхоза Захара Большакова. К тому времени судимость с Вельяминова сняли и он с радостью принял предложение.
Блестящий дебют в кинематографе
Руководство «Мосфильма» не сразу согласилось утвердить на роль непрофессионального актера. Ускову и Краснопольскому даже пришлось прибегнуть к помощи автора романа — Анатолия Иванова. Совместными усилиями они преодолели сопротивление чиновников и 44-летний Вельяминов впервые оказался на съемочной площадке.
В других главных ролях снялись уже прославившиеся актеры: Нина Русланова, Александра Завьялова, Галина Польских, Борис Новиков и другие. Фильм вышел на экраны в 1972-м году и Вельяминов, как говорится, проснулся знаменитым (очень похоже сложилась судьба еще одного советского актера — Георгия Жженова). После блестящего дебюта Петр стал одним из самых востребованных артистов в отечественном кинематографе.
Поступило лестное приглашение и от престижного Театра «Современник». Вельяминов переехал в Москву и в течение двух лет играл на его сцене. Но потом ему пришлось выбирать между театром и кинематографом, и актер сделал выбор в пользу кино.
Огромный успех имели и последующие его работы: капитан Строгов в военном фильме «Командир счастливой Щуки» (1972 г.), секретарь парткома Поликарп Кружилин в экранизации еще одного романа Анатолия Иванова «Вечный зов», который те же режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков снимали в течение 10 лет. За эту роль Вельяминов получил Государственную премию СССР после реабилитации в 1984-м году.
Мужественная внешность актера приводила в восторг все женское население страны, но великая Любовь Орлова отказалась с ним сниматься в шпионском фильме «Скворец и Лира» потому что ей не понравились… его уши. Она дала Петру адрес своего пластического хирурга и после операции результатами остались довольны и Орлова, и Вельяминов. Картину сняли в 1974-м году, но премьера состоялась только через 22 года. Ходили слухи, что сама Орлова приложила максимум усилий, чтобы фильм положили на полку: на фоне Петра, сыгравшего ее мужа, 72-летняя актриса выглядела старовато.
Несмотря на позднее начало кинокарьеры, в фильмографии актера насчитывается более 70-ти работ. Помимо уже перечисленных, лучшими из них стали роли в картинах «Сладкая женщина» (Николай Кушаков, муж недалекой Анны, которую сыграла Наталья Гундарева), «Пираты XX века» (капитан судна Иван Ильич, где вторую главную роль исполнил Николай Еременко-младший), «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент» (генерал советской разведки) и многие другие.
По иронии судьбы, Вельяминов играл убежденных большевиков, представителей той самой власти, от которой пострадал он сам и его близкие. Когда актеру задавали вопрос, как он к этому относится, он отвечал, что никаких внутренних противоречий не испытывает. «Среди коммунистов я встречал мало негодяев и очень много глубоко порядочных людей. Таких и играл».
Петр не затаил обиду на свою страну, хотя продолжал сталкиваться с несправедливостью даже после снятия судимости. Ему не разрешили поступить во ВГИК, звание Заслуженного артиста он получил только потому, что его фамилия прошла в общем списке, а реабилитации пришлось ждать 30 лет после освобождения. После этого стало возможным присвоить Петру звание Народного артиста РСФСР.
Когда распался советский кинематограф Вельяминов, как и другие знаменитые актеры, вынужден был сниматься в дешевых картинах и телесериалах. С начала 2000-х он сыграл всего лишь несколько небольших ролей. Последней его работой в кино стала незначительная роль в телесериале «Луна в зените» (2007 г.).
5 браков Петра Вельяминова и его последняя любовь
Вельяминов всегда пользовался большим успехом у женщин, но предпочитал официальные отношения. Он женился, когда влюблялся, а если чувства остывали — уходил. При разводе он все оставлял бывшим женам и никогда не отзывался плохо ни об одной из них.
Впервые он вступил в брак в 1953-м году с актрисой Людмилой Нюхаловой, которая была его коллегой по сцене в драмтеатре города Абакана. Вскоре после рождения дочери Екатерины они расстались.
Со своей второй женой Галиной Гришиной, Петр познакомился когда переехал в Дзержинск. От этого брака родились сын Сергей и дочь Ирина. Дома актер появлялся нечасто: в поисках лучших режиссеров и ролей, переходил из одного провинциального театра в другой. Жена с маленькими детьми оставались в Дзержинске.
Раздельное проживание не способствовало укреплению брака — супруги стали чужими людьми. Когда Вельяминов прославился в картине «Тени исчезают в полдень», его пригласили на работу в столичный театр «Современник». Галина отказалась от переезда в Москву и они развелись. Младшая дочь Ирина, которой на тот момент было 3 года, осталась с матерью, а семилетнего Сергея Вельяминов забрал с собой.
На съемках картины «Вечный зов» Петр встретился с актрисой Галиной Добровольской. Она стала его третьей женой, но брак продлился очень недолго.
В четвертый раз он женился на художнице Елене Маневич и усыновил ее сына от предыдущего брака Михаила. Совместных детей у них не было. Этот союз тоже не стал для актера счастливым, но официально распался только через 10 лет.
Во время брака с Еленой у Вельяминова начался роман с Татьяной Танаковой — обычной женщиной из Ленинграда, которая была его моложе на 30 лет. Они познакомились на вечеринке у общих друзей, когда Петр приехал на съемки в северную столицу. Они встречались несколько лет, прежде чем актер решился на развод с женой и переехал к Татьяне в Ленинград.
В 1988-м году Петр и Татьяна узаконили свои отношения. Несмотря на большую разницу в возрасте, им удалось создать счастливую семью. Татьяна уволилась с работы (она работала диспетчером в строительном тресте) и посвятила себя мужу. Пятый по счету брак Вельяминова стал последним.
В 90-е годы у актера стало намного меньше работы в кино, но отдыхать он не умел. В 1995-м году он устроился в труппу Театра комедии имени Акимова, а через два года начал преподавать в Балтийском институте экономики, политики и права на кафедре театрального искусства.
Петр Сергеевич собрал средства на строительство приюта для бродячих животных, который существует до сих пор. Построил дачу в пригороде, где они с женой с удовольствием проводили летние месяцы. Он вел очень активный образ жизни до тех пор, пока не заболел пневмонией.
Через два месяца после начала болезни, Вельяминова не стало. Он скончался 14 июня 2009-го года в одной из больниц Санкт-Петербурга на 83-м году жизни. Гражданская панихида состоялась 17 июня в Театре комедии, после чего тело Народного артиста было предано земле на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Как сложилась судьба детей Петра Вельяминова
Старшая дочь Екатерина (от Людмилы Нюхаловой) пошла по стопам родителей. Она окончила Иркутское театральное училище и с 1976-го года служит в Омском ТЮЗе. Удостоена звания Заслуженной артистки России.
Сергей (от Галины Гришиной) — единственный из троих детей актера, проживавший с отцом. Его воспитанием занималась, в основном, четвертая жена отца Елена Маневич. Петр Сергеевич большую часть своей жизни проводил на съемках и гастролях. У мачехи был сын Михаил (усыновленный Вельяминовым) с которым Сергей подружился.
С выбором будущей профессии Сергей определился уже в детстве — решил стать актером, как его знаменитый отец. Первая попытка поступить Школу-студию МХАТ провалилась. Вельяминов принципиально не стал помогать сыну. Когда подошло время идти в армию, молодой человек намекнул отцу, что был бы рад «откосить», но Петр Сергеевич ему заявил: «Пойдешь служить». Поэтому во второй раз Сергей поступал в тот же ВУЗ после службы. На этот раз успешно. Учебу он окончил уже после развала советского кинематографа. Снявшись в нескольких фильмах, Сергей ушел в коммерческие структуры. Он дважды был женат и разведен, имеет двоих сыновей.
Вопреки распространенному заблуждению, младшая дочь Ирина (которую воспитывала ее мать Галина Гришина), актрисой не стала. После окончания школы девушка приехала к отцу в Москву. Вельяминов принял ее в свою семье и помог с поступлением в Театральное училище имени Щукиных.
Под крышей отцовского дома у Ирины начался роман со сводным братом Михаилом. Дело закончилось браком и рождением сына Димы. Ирина бросила учебу на третьем курсе, успев сняться в небольшой роли в картине «Железное поле» (1986 г.) вместе со своим отцом.
Вскоре Петр Вельяминов расстался с женой и переехал в Ленинград, а следом распался брак у Ирины с Михаилом. В начале 90-х она снова вышла замуж за художника-декоратора Александра Головченко.
Склонность к алкоголизму проявилась у Ирины уже в ранней молодости, а во втором браке с пьющим мужем превратилась в болезнь. Аморальный образ жизни дочери вынудил Петра Сергеевича и брата Сергея отказаться от любых контактов с ней.
В 34 года Ирина родила дочь Лизу. К этому времени на почве алкоголизма у нее начались проблемы с психикой. После очередной ссоры с мужем, женщина пыталась уйти из жизни вместе с маленькой дочкой. К счастью, девочку спасли, а «мать» отправили на принудительное лечение и лишили родительских прав. Лизу забрал кто-то из родственников Ирины.
Узнав о случившемся, Петр Сергеевич сказал: «Алкоголь разрушил не только разум моей дочери, но и сердце».
Оцените статью:
Мысль на тему “Петр Вельяминов: 9 лет лагерей не сломили актера”
Великий человек и артист!!!