Впервые отправившись в плавание на морском корабле, молодой матрос Александр Михайлов был счастлив: сбылась его детская мечта. Он твердо решил связать жизнь с морем и не подозревал, что биография его сложится совсем по другому…
Детство будущего актера

Александр Баранов родился 5 октября 1944 года в Забайкалье, в поселке Оловянная. Он был вторым ребенком в семье Якова Николаевича Баранова и Степаниды Наумовны Михайловой, но дочь Альбина умерла от голода в начале войны. Когда мальчику исполнилось 4 года, родители развелись. Впоследствии мать переписала сына на свою фамилию.

Степанида Наумовна с Сашей перебрались в бурятский поселок Цугол, где их поселили в землянке неподалеку от старинного буддийского храма. Женщина работала по 20 часов в сутки — на руднике, на кирпичном заводе, но в голодное послевоенное время они выживали с трудом. От личной жизни мать отказалась, полностью посвятив себя сыну.

В детстве мальчик не помышлял об актерской карьере. В десятилетнем возрасте ему попалась на глаза репродукция картины Айвазовского «Девятый вал» в журнале «Огонек» и Саша заочно влюбился в море. Он решил стать моряком и дважды пытался сбежать в Ленинград в Нахимовское училище. Его ссаживали с поездов и возвращали домой.

Мать купила Саше тульскую гармошку, чтобы переключить его внимание на музыку (от нее сын унаследовал хороший голос). Но затея провалилась: поиграв на гармошке месяц, мальчик выменял ее на тельняшку (за что был бит мокрым полотенцем). Женщина поняла, что сын не успокоится, пока не добьется своей цели. Она пообещала Саше переехать во Владивосток, чтобы он смог поступить в мореходное училище. И сдержала слово, когда подросток окончил семилетку. Как оказалось, в мореходку принимали только после восьмого класса, поэтому Саша пошел доучиваться в ремесленное училище.

Выпускники должны были отработать 2 года на судостроительном заводе, но юноша упросил капитана дизель-электрохода «Ярославль» взять его в море. Свою трудовую деятельность он начал учеником моториста. Потом перешел на другое рыболовецкое судно, освоил специальность электрика и в течение двух лет ходил по северным морям. Детская мечта не разочаровала: Александр был счастлив. Он собирался поступать в высшее мореходное училище и уже имел на руках направление, когда произошли события, навсегда изменившие его судьбу.
Почему Александр Михайлов отказался от любимой профессии
На Охотском море разразился сильный шторм. От обледенения затонули четыре сейнера со своими экипажами. Судно, на котором находился Михайлов, было больше по тоннажу, поэтому потрепало его сильно, но обошлось без жертв. Однако связь с ними была потеряна, команду считали погибшей. Когда корабль пришел в порт, Александра встретила поседевшая мать. Она сказала: «Шурка, все. Море или я». Молодой человек осознал, что ей пришлось пережить и списался на берег. Он планировал вернуться в море, когда Степанида Наумовна успокоится, а пока устроился на швейную фабрику электромехаником.
Крутой поворот в судьбе Александра Михайлова
Однажды друг Александра предложил ему билет на дипломный спектакль выпускников института искусств. Играли «Иванова» по пьесе Чехова. Михайлов согласился только потому, что театр располагался рядом с рестораном, где в этот вечер он должен был отмечать с рыбаками-моряками окончание путины. Он уже был в театре несколько раз и с трудом дожидался конца представления.

Парень намеревался скоротать время до назначенной встречи, но случилось непредвиденное: игра молодых актеров потрясла его до глубины души. К окончанию спектакля он принял судьбоносное решение стать актером. Забыв о друзьях, Александр отправился прощаться с морем и просидел на берегу до утра.
Театральная карьера
В Дальневосточном институте искусств экзамены уже закончились, но шел дополнительный набор на театральный факультет. Михайлов, не имевший никакого сценического опыта, с трудом выдержал конкурс. Его отстояла преподаватель Вера Сундукова, которая и взяла на свой курс, по выражению самого актера, «двадцатиоднолетнего дуболома«.
Первые два года Александр балансировал на грани отчисления: он не мог преодолеть «дикую неуверенность в себе». Верила в него только Сундукова. Ситуация кардинально изменилась после того, как на годовом экзамене по актерскому мастерству Михайлов сыграл отрывок из «Поднятой целины» Шолохова. Материал и образ Нагульного были близки студенту. Он забыл о своих страхах и показал, на что способен. Больше ни у кого из педагогов не возникало сомнений в его профпригодности.
В 1969-м году Михайлов окончил институт и принял предложение от Приморского краевого драматического театра. Через год его пригласили в Саратовский академический театр драмы в качестве дублера Олега Янковского, который тогда был очень востребован в кинематографе и часто уезжал на съемки.

Кроме совместных работ с Янковским, у Александра были и собственные спектакли. Почти 10 лет он успешно играл на провинциальной сцене и параллельно начал сниматься в кино.

На съемках картины «Белый снег России» (1980 г.), Михайлов сдружился с актером Театра имени Ермоловой Всеволодом Якутом. Тот познакомил его с главным режиссером театра Владимиром Андреевым. Встреча окончилась для Александра приглашением в труппу и переездом в Москву.

5 лет в Ермоловском театре Михайлов вспоминает как «бесконечный праздник». Он исполнил много главных ролей, а сотрудничество с режиссером переросло в многолетнюю дружбу. Когда Андрееву предложили возглавить Малый театр, он взял Александра с собой. Через два года Владимир Алексеевич вернулся в Театр Ермоловой, однако Михайлов на этот раз за ним не последовал.
В Малом театре актер прослужил более 20 лет. Его коллегами по сцене были такие прославленные артисты, как Элина Быстрицкая, Ирина Печерникова, Юрий Соломин, Ирина Муравьева, Александр Потапов и т.д. Спектакли с участием Александра шли с неизменным успехом, но ведущая роль в постановке «Смерть Иоанна Грозного», едва не стоила ему жизни.

Мистическая история с ролью Иоанна Грозного
Михайлов чувствовал, что работа над образом царя лишает его жизненной энергии. Он был убежден: «Слово, сказанное миллион раз, материализуется». Актер обратился к руководству театра (худруком тогда стал Юрий Соломин) с просьбой убрать слово «смерть» из названия спектакля. Однако Соломин только посмеялся.

После шестого спектакля Александр поехал к себе на дачу. Стояла глубокая осень, вокруг не было ни души. Внезапно у актера пошла горлом кровь и он потерял сознание. Совершенно случайно в тот момент проходил мимо его коллега и сосед по даче Александр Потапов. Он затащил в свою машину бесчувственного Михайлова и отвез его в НИИ Склифосовского.
В Склифе Александр провел полгода. Он перенес две полостных операции (на желудке, а потом на кишечнике) и клиническую смерть. Выписавшись из больницы, Михайлов сообщил руководству театра, что собирается написать заявление об уходе. Соломин обещал «все исправить» и вскоре на афише появилось измененное название: «Царь Иоанн Грозный». Актер вернулся в театр и в дальнейшем играл Иоанна без ущерба для своего здоровья (а перед каждым выходом на сцену читал «Отче наш»). Эта роль признана одной из его лучших театральных работ.
В 2006-м году Александр ушел из репертуарного театра. Снимался в кино, гастролировал по стране с музыкальной группой «Хорус» в качестве исполнителя русских народных и казачьих песен (его певческий дебют состоялся в 1997-м году), выступал с сольными концертами.

В настоящее время у 75-летнего Михайлова множество дел и начинаний. Он руководит актерской мастерской во ВГИКе, является организатором и президентом Забайкальского Международного кинофестиваля, что считает главным делом жизни. Участвует в творческих вечерах и телепрограммах, играет в нескольких антрепризах и изредка принимает предложения от кинорежиссеров. Свободное время любит проводить в своем загородном доме в кругу семьи.

Кинокарьера Александра Михайлова
Наибольшую известность Александру принес кинематограф. В 1973 году он дебютировал в главной роли бригадира Алексея Углова в социальной драме режиссера Федора Филиппова «Это сильнее меня». Фильм не имел успеха, но колоритного актера заметили и начали приглашать на роли «честных советских парней».
Первой запоминающейся картиной с участием Михайлова стала мелодрама «Приезжая» (1977 г.). Он сыграл шофера Федора, влюбленного в новую учительницу Марию (ее роль исполнила знаменитая Жанна Прохоренко).

Затем актер снялся еще в десятке фильмов, среди которых наиболее выделяются детектив «Похищение Савойи» (бандит Торстенсен — один из немногих отрицательных персонажей), биографическая драма «Белый снег России» (русский эмигрант, гениальный шахматист Александр Алехин — первая серьезная драматическая роль) и фантастическая лента «Через тернии к звездам» (командир звездолета Олег Дрейер).

Слава пришла к Михайлову после выхода на экран в 1981-м году мелодрамы Искры Бабич «Мужики!..» Предложение сыграть шахтера Павла Зубова актер сначала отверг: сценарий показался ему слишком «неправдоподобным». Тогда режиссер познакомила его с человеком, ставшим прототипом главного героя.

Михайлов согласился и не прогадал: фильм попал в лидеры кинопроката в 1982-м году, а ему принес Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых и звание лучшего актера года. Однако у популярности была и неприятная сторона: в любом общепите Александру настойчиво предлагали выпить. Отказ поклонники воспринимался как «неуважение». Случалось, что дело доходило до драки.
Со времен службы на флоте, Михайлов следовал мудрому совету, полученному от боцмана: «Знай, с кем пить, когда и сколько. Не запомнишь — сопьешься и сдохнешь». Проблем с алкоголем у него никогда не было, в отличие от многих знаменитостей, которые не вынесли «тяжкого бремени славы».
80-е годы стали самыми плодотворными в кинокарьере Александра. Следом за «Мужиками» вышла музыкальная комедия Татьяны Лиозновой «Карнавал», где его небольшая, но яркая роль Ремизова не затерялась на фоне более значимых персонажей и прославленных коллег: Ирины Муравьевой, Юрия Яковлева, Александра Абдулова и т.д.

Потом появился замечательный фильм Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие» (1983 г.). Здесь Михайлов сыграл в главных ролях со знаменитой Натальей Гундаревой. Многие актеры жаловались на тяжелый характер актрисы, но Александр говорит, что «работал с ней — словно на праздник шел». В образ бывшего «морского волка» Виктора Петровича ему вживаться не пришлось: воспользовался собственным опытом моряка.

А следующая роль Васи Кузякина в комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби», вознесла Михайлова на вершину успеха. К сожалению, для Нины Дорошиной, блестяще сыгравшей его жену Надюху, эта была первая и последняя звездная роль в кино. Александр с удовольствием вспоминает съемки, где царила атмосфера взаимопонимания и легкости, кроме одной сцены, когда его чуть не утопили водолазы.

«Нет хуже дурака, чем дурак исполнительный»
Батуми, ноябрь. Температура воды — плюс 14 градусов. Снимали эпизод, в котором Василий прощается с семьей и падает с чемоданом в руках в открытое море. Вынырнуть нужно было уже в одних трусах. Раздеть актера под водой поручили водолазам, конечно, не имевшим подобного опыта. Первый дубль, по мнению режиссера, слишком затянулся. В это время практически вся съемочная группа плавала в холодной воде, изображая отдыхающих — местные жители за деньги не соглашались лезть в море.

У Михайлова было несколько комплектов костюмов и рубашек и единственный галстук. Перед вторым дублем он надел сухую одежду и тот же (слегка просушенный) галстук. Актер упал в воду, водолазы содрали с него костюм и рубашку, а галстук снять не смогли! При каждом рывке узел затягивался туже, превращаясь в удавку. Александр начал захлебываться, однако парни во что бы то ни стало пытались выполнить задание.
Актеру пришлось драться за жизнь. Он отбивался руками и ногами, но силы были не равны. Перед тем, как отключиться, Александр увидел на поясе у одного из водолазов нож и успел похлопать по нему. Наконец до ретивых дурней дошло, что дело плохо. Галстук срезали, Михайлова подняли на поверхность. Потом была «скорая» и откачивание. Вот такая невеселая история приключилась с ним на съемках этой легендарной комедии.

Невозможно рассказать подробно о каждой работе актера. Не все из них одинаково удачны, но в откровенной халтуре и в рекламе он не снимался.

Помимо уже перечисленных, лучшие свои роли он сыграл в криминальной драме «Змеелов» (бывший заключенный Павел Шорохов), в военном фильме «Отряд специального назначения» (разведчик Николай Кузнецов), в экранизации повести Николая Лескова «Очарованный странник» (священник Иван Флягин — любимая роль самого Михайлова).


Из периода 90-х и 2000-х, можно отметить мелодраму «Милый друг давно забытых лет» (губернский инженер Егор Иванович), драму «Благословите женщину» (инженер Сергей Юрлов), биографический мини-сериал «Есенин» (следователь МУРа), исторический фильм «Поддубный» (отец Поддубного) и т.д.

Есть у Александра и единственный режиссерский эксперимент — мелодрама «Только не уходи» (1992 г.). Это история о молодой красивой женщине, внезапно узнавшей о своей неизлечимой болезни. На главную роль Михайлов пригласил Сергея Джигурду, который, возомнив себя звездой, стал устраивать истерики на съемочной площадке. Через неделю терпение у Александра лопнуло: он выгнал Джигурду и сам снялся в главной роли. Этот инцидент навсегда отбил у него желание связываться с режиссурой. Зрители режиссерскую работу Михайлова оценили неоднозначно — от восторга до полного неприятия.

На данный момент, последний фильм с участием актера — военный мини-сериал Тимура Алпатова «Сто дней свободы» (2019 г.), где он сыграл ведущую роль обычного пожилого мужчины, попавшего в немецкую оккупацию после выхода из тюрьмы. Фильм на экраны еще не вышел, будем ждать!
Личная жизнь Александра Михайлова
Обладая мужественной внешностью, Михайлов пользовался большим успехом у женщин. Но браков в его жизни всего два, а громких романов — и того меньше. Впервые он женился будучи еще студентом актерского факультета института искусств. Его избранницей стала Вера Мусатова, дочь адмирала Константина Константиновича Мусатова. Она училась в том же институте на музыкальном отделении.

Родители Веры хорошо приняли зятя, а вот мама Александра невестку почему-то невзлюбила. Рождение в 1969-м году внука Константина не смягчило ее сердце. Все долгие годы брака с Верой, Михайлов, по его словам, «метался между двух огней«. Он был очень привязан к матери. После переезда с семьей в Москву, актер, при первой возможности, купил там квартиру и для Степаниды Наумовны.

Друзья и коллеги считали их союз нерушимым. Успешная карьера Веры, ставшей впоследствии известным кинокритиком, не помешала ей быть хорошей матерью, создать для мужа уютный быт и поддерживать его в творчестве. Она сохранила брак, когда у Михайлова случился роман с молодой коллегой по Малому театру Ольгой Кузнецовой. Впрочем, тогда и сам Александр не хотел уходить из семьи.

В результате недолгого адюльтера, в 1991-м году на свет появилась Анастасия. Актер дал дочери свою фамилию, помогал материально и всегда присутствовал в ее жизни. Об отношениях с Кузнецовой он вспоминать не любит, но гордится красивой и талантливой дочерью.

Брак с Мусатовой все-таки рухнул, когда у Михайлова началась новая связь с Оксаной Васильевой, экономистом по профессии. С ней Александр познакомился еще в начале 80-х. На тот момент девушка была замужем за его сослуживцем по Ермоловскому театру — актером Владимиром Васильевым, который был ее старше на 33 года. Иногда Михайлов и Оксана пересекались в общих компаниях. В 1993-м году Васильев скончался от инсульта, оставив жене двухлетнего сына.

Александр был первым, кто позвонил вдове с соболезнованиями. Через год он попросил Оксану присмотреть за матерью, пока будет на гастролях: родительница не хотела зависеть от нелюбимой снохи. Васильева согласилась помочь и подружилась со Степанидой Наумовной. Михайлов и не заметил, как чувство благодарности к Оксане переросло во влюбленность.
Их роман длился много лет. Актер не решался на развод с Верой до тех пор, пока Оксана не забеременела (кстати, разница в возрасте между ними тоже не маленькая — 23 года). Только тогда он сообщил жене, что уходит к другой женщине. Для Мусатовой это было страшным потрясением: она прожила с Михайловым целых 30 лет. Константин принял сторону матери и прекратил общаться с отцом.

Александр и Оксана узаконили отношения в 2002-м году, незадолго до рождения дочери Алины (впоследствии она изменила свое имя на Мирославу). Актер в третий раз стал отцом в 58 лет. Он усыновил Владислава, ребенка супруги от предыдущего брака, а Оксана приняла его внебрачную дочь Анастасию.

Когда страсти улеглись (а случилось это очень нескоро), Михайлов наладил контакт со старшим сыном. Смогла ли Вера его простить — неизвестно, но иногда они видятся. Александр говорит, что до сих пор испытывает чувство вины перед бывшей женой, хотя в счастливом браке с Оксаной состоит уже 18 лет.

Как складываются судьбы детей актера Александра Михайлова
Константин Михайлов
Отношения со старшим сыном у Михайлова всегда были непростыми. В юности Костя игнорировал школу, несколько раз сбегал из дома: ничем, кроме брейк-данса, он заниматься не хотел. В 1988-м году он завоевал звание чемпиона СССР в стиле Robot, а затем увлекся театром. Без помощи отца поступил в Школу-студию МХАТ на курс Олега Табакова, но был отчислен со второго курса из-за конфликта с преподавателем.

Пришлось ему идти в армию. Попал в подмосковную часть. Когда актер приехал навестить сына, то застал его в лазарете в ужасном состоянии (почему Костя там оказался, Михайлов не распространялся). Он устроил скандал, парня перевезли в госпиталь в Красногорске, где поставили на ноги и сразу комиссовали.
Не миновало молодого человека и увлечение наркотиками. Узнав об этом, Александр без раздумий «…ему влупил. В челюсть дал», а когда Костя пришел в себя, пообещал убить своими руками, если он не остановится. К счастью, дело не зашло далеко и Костя справился с зависимостью. Потом он скажет отцу спасибо за своевременную «встряску».
В дальнейшем у младшего Михайлова сложилась вполне благополучная судьба. Он окончил режиссерские курсы при ВГИКе, но с кинематографом жизнь не связал. Пошел на радио, стал успешным теле- и радиоведущим. На данный момент Константин ведет вечернее шоу на радио «MAXIMUM» и занимается малым бизнесом: создает рекламные ролики для радио и телевидения (в некоторых снимается сам), режиссирует музыкальные видеоклипы и т.д. Он женат, имеет взрослого сына Александра.

Анастасия Михайлова
В силу сложившихся обстоятельств, Настя жила с матерью, но Михайлов не уклонялся от воспитания и содержания внебрачного ребенка. Когда дочь подросла, Александр ввел ее в дом второй жены, каждое лето возил на отдых вместе со своей семьей, брал в театр на репетиции.
Неудивительно, что с юных лет девочка мечтала стать актрисой. Окончив школу, она собралась поступать во ВГИК. Не сумев отговорить Настю, отец подобрал репертуар для вступительных экзаменов и много с ней репетировал.

Попытка удалась: девушку приняли во ВГИК на курс Владимира Грамматикова. После завершения учебы в 2013-м году, она регулярно снимается в небольших ролях в сериалах. Настя замужем, в 2018-м году родила дочь Оливию.
Мирослава Михайлова
Младшей дочери актера сейчас 18 лет. Несмотря на юный возраст, на ее счету более десятка работ в кино и главная роль в мюзикле «Капитанская дочка» в театре «У Никитских ворот». Кроме того, Мирослава занимается модельным бизнесом, ездит на показы в Париж. Она еще не решила, где будет учиться.

Владислав Михайлов
Приемный сын Владислав — ровесник Анастасии. Он, как и сестра, окончил актерский факультет ВГИКа. По словам Александра Яковлевича, «Влад пока ищет себя».


Актер очень гордится своими талантливыми детьми (особенно, как мне кажется, Мирославою) и убежден, что они скажут свое слово в искусстве. Что ж, поживем — увидим.
Оцените статью: