Незвезда Когда-то они были популярными

Олег Табаков: как актера оклеветал Ефремов и за что он не мог простить коллег по “Современнику”

Олег родился в 1935-ом году в Саратове в семье врачей. Брак родителей не выдержал испытания войной. На фронте отец встретил другую женщину и, по возвращении, развелся с женой. Отсутствие твёрдого мужского воспитания едва не довело подростка до беды — он связался с уличной шпаной. К счастью, матери вовремя об этом сообщили. Она знала, что сын интересуется театром, поэтому отвела Олега в драмкружок при Доме пионеров. Уже через несколько месяцев он играл ведущие роли, и к выпускному классу стал школьной знаменитостью. Табаков поверил в свои силы и определился с выбором профессии.

Олег Табаков в молодости
Олег Табаков в молодости. Фото kulturologia.ru

В 1953-ем году юноша с первой попытки прошел конкурс сразу в два престижных московских ВУЗа: в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ. Он предпочел Школу и попал в мастерскую народного артиста СССР Василия Топоркова. Однокурсниками Олега были такие будущие звезды как Валентин Гафт, Евгений Урбанский и Майя Менглет. После получения диплома его распределили в драмтеатр имени Станиславского, но начинающий актер избрал другой путь.

Майя Менглет и Евгений Урбанский
Майя Менглет и Евгений Урбанский. Фото stuki-druki.com

Задолго до завершения учебы, Табаков примкнул к группе студентов и выпускников Школы-студии, решивших создать свой театр в традициях Станиславского. Под руководством Олега Ефремова, они основали “Студию молодых актеров”. В 1956 году труппа была собрана, и новый творческий коллектив начал выступать на разных сценических площадках. Чиновники долго игнорировали студийцев, хотя уже первые их постановки (“Вечно живые”, “В поисках радости” и т.д.) имели большой успех у зрителей. Только через пять лет актерам выделили собственное здание на площади Маяковского, а статус театра, названного “Современником”, студии присвоили спустя еще три года.

Театральная карьера Табакова развивалась успешно. Он играл преимущественно главные роли широкого диапазона — от пламенного большевика до несчастного гея (“Баллада о невеселом кабачке”).

"Современник", Олег Табаков и Валентин Гафт в спектакле "Балалайкин и К"
“Современник”, Олег Табаков и Валентин Гафт в спектакле “Балалайкин и К”. Фото livejournal.com

Так продолжалось до конца 60-х, а потом его отношения с Ефремовым разладились. Возможно, худрук почувствовал, что Олег ушел из под его влияния. На тот момент Табаков был известным актером, сложившейся личностью и перестал воспринимать все, что говорил режиссер как бесспорную истину. Однако открытый конфликт между ними произойдет позже. Два года Табаков не получал новых ролей и собирался покинуть “Современник”, но случилось так, что Ефремов его опередил.

Галина Волчек, Игорь Кваша и Олег Табаков
Галина Волчек, Игорь Кваша и Олег Табаков. Фото kulturologia.ru

В 1970-м году Олег Николаевич принял предложение возглавить МХАТ. После его ухода, “Современником” некоторое время руководила коллегия в составе: Табакова, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Лилии Толмачевой, Игоря Кваши и Андрея Мягкова. Однажды бывший худрук явился к ним на собрание и сказал: “Вы тут беседуете, а вот Лелик (так Табакова называли свои) уже дал согласие, чтобы сесть на мое место — главного режиссера” (до него дошли такие слухи). Все были возмущены, особенно Лелик, не замышлявший ничего подобного. Он потащил клеветника в горком, где и подтвердил свою невиновность. Несколько лет они даже не здоровались, хотя совместно снимались в картине “Случай с Полыниным”. В конце концов Ефремов извинился перед Табаковым, и мир был восстановлен.

Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Ханов. "Случай с Полыниным" 1970 г.
Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Ханов. “Случай с Полыниным” 1970 г.

В том же 1970-ом году, должность худрука в “Современнике” заняла Галина Волчек, а Табаков — пост директора. Он одновременно выполнял обязанности администратора, играл на сцене, снимался в кино, работал на радио и озвучивал фильмы и мультфильмы (кот Матроскин принес актеру не меньшую славу, чем его лучшие роли в кино и в театре). В дополнение ко всему, в 1973-ем году Олег занялся педагогической деятельностью.

"Каникулы в Простоквашино". 1980 г.
“Каникулы в Простоквашино”. 1980 г.

Сначала он с компанией единомышленников организовал театральную студию, где ребят-старшеклассников обучали по вузовской программе. Потом, уже на базе ГИТИСа, набрал курс, основу которого составили самые талантливые из его воспитанников. В 1977-м году Табакову удалось “выбить” заброшенный подвал в жилом доме на улице Чаплыгина, где когда-то располагался угольный склад.

Собственными силами Олег и его студенты расчистили помещение от хлама и отремонтировали (за счет личных средств Табакова) под студию. В следующем году они впервые выступили перед публикой со спектаклем “С весной я вернусь к тебе”. Молодые артисты быстро прославились, собирали полные залы, однако в 1980-м году власти запретили им играть, а Табакова отстранили на год от преподавательской работы. Причиной послужила “вредная идеология” спектаклей. Олег долго сражался за свое детище, но чиновники победили. Он пристроил учеников в разные театры и набрал второй актерский курс.

Олег Табаков со своими студентами
Олег Табаков со своими студентами. Фото sobesednik.ru

В 1986-ом году запрет был снят. Официально родился Театр-студия под управлением Олега Табакова, который народ прозвал “Табакеркой”. Большую часть труппы составили его выпускники. Администрация пообещала Табакову построить новую сцену, но из-за тяжелой экономической ситуации в стране, строительство растянулось на 20 лет. В 2016-ом году состоялось торжественное открытие театра на Малой Сухаревской площади. “Только те, кто из коммуналки переехал в просторную квартиру, смогут понять наши чувства” — прокомментировал великое событие Олег Павлович. Он возглавлял “Табакерку” до конца своих дней.

Театр Олега Табакова
Театр Олега Табакова. Фото wikipedia.org

А с “Современником” Табаков вынужден был распрощаться после одной некрасивой истории. Он уже уволился с поста директора, но оставался в театре на “разовых” ролях. В 1983-ем году актер тяжело заболел. Банальная простуда переросла в пневмонию, а затем в астму. Когда здоровье пошло на поправку, он сразу позвонил в театр и узнал, что все его роли розданы коллегам. “Многое можно вынести, но когда вот так, за твоей спиной показывают, что вполне обойдутся без тебя — это пережить невозможно” — сказал Олег в одном интервью. Он перешел во МХАТ к Ефремову, который давно его приглашал.

О работе Олега Табакова во МХАТе читайте в продолжении.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.