Олег Ефремов впервые вышел на сцену МХАТа, когда учился на третьем курсе Школы-студии. На пару с Алексеем Покровским, ему досталась роль из разряда «кушать подано» в спектакле «Зеленая улица». Олег считался одним из самых перспективных студентов в группе, поэтому не сомневался, что останется во МХАТе. Однако вместо него взяли Покровского. Худсовет решил, что молодые люди слишком похожи и два одинаковых актера им ни к чему. Ефремов чувствовал себя униженным и оскорбленным. » Я буду в этом театре главным режиссером! Я въеду сюда на белом коне!» — кричал он во всеуслышание. 21 год спустя он сдержит свое обещание.
Олег родился в 1927-ом году в Москве в семье, далекой от искусства (отец — бухгалтер в системе ГУЛАГ, мать — домохозяйка). В детстве он был очень активным и любознательным, но каких-то особых способностей не проявлял. В годы войны, Олег некоторое время жил с родителями в Воркуте — отца отправили работать в бухгалтерию одного из лагерей. Там подросток вплотную соприкоснулся с криминальным миром. Он связался с воровской компанией и едва не стал «форточником». Высокий и тощий Ефремов идеально подходил на эту роль. Ему придумали кличку — «Лисья мордочка». Для юноши все могло закончиться очень плачевно, но родители узнали, с кем общается их единственный сын. Отец уволился с работы и увез семью в Москву.
В выпускных классах Олег увлекся театром благодаря дружбе с Сашей Калужским, внуком знаменитого мхатовца Василия Лужского. Приятель убедил его поступать в Школу-студию. В 1945-ом году, преодолев колоссальный конкурс — 500 человек на место, Ефремов был зачислен в мастерскую Михаила Кедрова и Василия Топоркова.
Олег не попал в труппу МХАТа, но ему предложили вести курс актерского мастерства в Школе совместно с Александром Каревым (сначала в качестве ассистента). А ректор порекомендовал его Константину Шах-Азизову, руководителю Центрального детского театра. В оценке бывшего подопечного ректор был честен:» Актер талантливый, но жутко ершистый и шебутной».
Ефремов с удовольствием согласился преподавать (и посвятил этой работе 50 лет жизни), а приглашение в ЦДТ воспринял как незаслуженное наказание — зрители его не жаловали. К счастью, в театр вскоре пришел новый худрук — Мария Кнебель. Она заменила устаревший репертуар новыми постановками по пьесам современных драматургов и классиков и вернула публику в зал.
Олег неизменно получал яркие роли, но не мог безропотно подчиняться указаниям режиссеров («старейшины» прозвали его «мхатовским нахалом»). Будучи талантливым лидером, он имел свой взгляд на творческий процесс. По словам Анатолия Хейфеца, его споры с Ефремовым могли продолжаться «все четыре репетиционных часа», а остальные актеры в это время слонялись без дела.
Несколько лет Олег вынашивал идею о создании собственного театра в традициях Станиславского и «вербовал» единомышленников среди лучших учеников и выпускников Школы. В 1956-ом году труппа была набрана. В нее вошли такие будущие звезды как Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и т.д. Ефремов уволился из ЦДТ и бросил все силы на осуществление грандиозного замысла.
Создание «Современника»
8 лет коллектив существовал в статусе студии. Чиновники не желали признавать «незаконнорождённое» детище Ефремова театром. Труппа скиталась по разным сценическим площадкам, а зрителей Олег находил сам в комсомольских организациях и институтах. Репетиции шли по ночам, в основном, на квартирах актеров. В дневное время они учились или работали. Самоотверженный труд не пропал даром — Театр-студия «Современник» быстро завоевал публику. После оглушительного успеха спектакля «Голый король», Министерство культуры уже не могло игнорировать студийцев.
В 1961-ом году им выделили небольшое старое здание на площади Маяковского, а еще через три года официально родился театр «Современник» и его художественный руководитель Олег Ефремов.
Молодой режиссер стремился создать идеальные условия для творчества. Он написал устав, согласно которому не имел властных полномочий. Все решения принимало правление — так у них называлась передовая часть коллектива. Оно распределяло роли и зарплаты, ежегодно выбирало, кто из актеров продолжит работать в театре, а с кем придется попрощаться и т.д. Недовольных не наблюдалось — коллеги действительно были единомышленниками без «террариума». Только здесь одна актриса могла отказаться в пользу другой от главной роли (например, Лилия Толмачева отдала роль Принцессы в «Голом короле» Нине Дорошиной), а худрук не препятствовал актерам пробовать себя в режиссуре.
Олег не хотел, чтобы интересы его артистов выходили за рамки «Современника» и всерьез предлагал им искать пару среди «своих». Сам Ефремов так и поступал, только женитьба в его планы не входила. Женщины были ему нужны в качестве муз, а не домохозяек. Все, что связано с бытом, режиссер считал темой, недостойной обсуждения. Перед ним не имело смысла оправдываться, ссылаясь на частные обстоятельства. «Я вам говорю о вечном, а вы мне о чем?» — удивлялся Ефремов.
Многие актеры, работавшие в раннем «Современнике», отзывались о том периоде своей жизни как о самом счастливом. Конечно, идиллия не могла длиться вечно. Градус энтузиазма понизился, люди обросли семьями и проблемами, а худрук вернул себе власть. Но на популярности театра это не отразилось.
Ефремову стало неинтересно «почивать на лаврах», поэтому в 1970-ом году он согласился возглавить МХАТ, который давно пребывал в глубоком кризисе. Когда приказ о его назначении был подписан, режиссер поставил коллег перед фактом. Новость грянула словно гром среди ясного неба — такого поворота никто не ожидал. Олег предложил труппе в полном составе последовать за ним во МХАТ. Он рассчитывал, что большинство актеров его поддержит, но ошибся — желающих не нашлось. Ни одного.
Общее мнение коллектива можно выразить словами Нины Дорошиной: «Если в помойное ведро влить стакан чистой воды, оно же не перестанет быть помойным». В труппе Художественного театра насчитывалось полторы сотни человек, а в «Современнике» — менее сорока. Ефремов не был готов реанимировать МХАТ в одиночку и даже ездил к Фурцевой, чтобы отказаться от должности. Она Олега отчитала: «Это что вам, игрушки? Вас уже утвердили — идите и работайте!».
«Современник» возглавила Галина Волчек, а Ефремов «въехал на белом коне» во МХАТ, как и обещал себе 21 год назад. Несколько самых преданных соратников: Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и Александр Калягин все-таки последовали за ним.