Александр Кайдановский так и не успел переехать в собственную квартиру

Александр Кайдановский — талантливый советский актер, режиссер и педагог с яркой, богатой событиями биографией. Его театральная карьера не сложилась, зато в кинематографе он добился славы. Тяжелый характер Кайдановского был причиной многих конфликтов, а богемный образ жизни привел к трем разводам и прервал его земной путь в 49 лет.

Александр Кайдановский
Александр Кайдановский. Фото belcanto.ru

Александр родился 23 июля 1946 года в Ростове-на Дону. Его отец (по рождению Лейба Лейбович Кайдановский, впоследствии сменивший имя на Леонида Львовича) занимал высокий пост в управлении ростовского “Газнефтепровода”, а мать — Вера Александровна Онищук — была режиссером-постановщиком в детской театральной студии. Брак родителей продлился недолго, и после их развода мальчик остался жить с отцом.

Саша Кайдановский в детстве с родителями
Саша Кайдановский в детстве с родителями. Фото smutokilon.ru

Унаследовав от матери творческие гены, Саша с детских лет мечтал стать актером, но отец хотел, чтобы он получил надежную специальность. Когда юноша окончил 8 классов, Леонид Львович отправил его в Днепропетровск к своей сестре, где Саша пошел в техникум учиться на сварщика.

Проучившись там один год, Кайдановский в тайне от отца бросил техникум и поступил на актерский факультет Ростовского училища искусств. Леонид Львович простил сына только после того, как увидел его на IV курсе в спектакле “Молодая гвардия” — он признал талант Саши и его право самостоятельно выбирать жизненный путь.

Завершив учебу в 1965-м году, Александр поехал в Москву и с первой попытки успешно сдал экзамены в школу-студию при МХАТе. Но через месяц оттуда ушел — ему не понравились “менторское наставничество и дурацкие церемониальные ритуалы”, которые, по его мнению, процветали в этом ВУЗе. Кайдановский перешел в Театральное училище имени Щукина в мастерскую Бориса Захавы, которое окончил в 1969-м году. Среди его однокурсников были Леонид Филатов (его Александр считал самым талантливым на курсе), Иван Дыховичный, Нина Русланова, Борис Галкин, с которыми он особенно сдружился в студенческие годы.

«Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни»

В этом же году Кайдановского приняли в труппу Театра имени Вахтангова. Здесь его карьера не сложилась: за 2 года, проведенные в этом театре, ему не дали сыграть ни одной значимой роли, а исполнять только “Кушать подано”, было ниже его достоинства. Александр начал демонстративно приходить на работу в нетрезвом виде, и вскоре его уволили.

По словам первой жены актера Ирины Бычковой (на которой он женился в 19 лет), проблемы с алкоголем начались у Кайдановского еще во время учебы в “Щуке”. Кроме того, в состоянии алкогольного опьянения, Александр несколько раз ввязывался в серьезные драки, одна из которых могла закончиться для него тюремным сроком.

После премьеры телевизионного спектакля “Драма на охоте” (1970 г.) по Чехову, где Кайдановский сыграл одну из главных ролей, они с Юрием Яковлевым и Владимиром Самойловым отправились отмечать это событие в ресторан.

Александр Кайдановский и Юрий Яковлев. "Драма на охоте" 1970 г.
Юрий Яковлев и Александр Кайдановский . “Драма на охоте” 1970 г.

Торжество закончилось дракой Александра с одним из работников заведения, который оказался ветераном войны. Только заступничество прославленного актера Вахтанговского театра Михаила Ульянова, выступившего на суде в качестве общественного защитника и беременность жены, спасли молодого актера от печальной участи.

Потом Кайдановский в течение двух лет работал в театрах на Малой Бронной и во МХАТе, но и там не смог добиться успеха. Тогда он принял неожиданное решение: пошел служить в армию и попал в кавалерийский полк при «Мосфильме».

И тут ему улыбнулась удача: режиссер Никита Михалков, набиравший команду для съемок картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», предложил Александру  роль бывшего белогвардейского офицера, которая стала поворотным моментом в его кинокарьере.

Почему Иван Пырьев снял Кайдановского с роли Алеши Карамазова

Впервые Александр снялся в кино еще на втором курсе “Щуки” в драме режиссера Александра Зархи “Анна Каренина” (1967 г.). Роль была незначительной и прошла незамеченной, как и несколько его последующих небольших ролей в таких картинах, как “Первая любовь” (1968 г.), “И был вечер, и было утро” (1970 г.), “Пятнадцатая весна” и т.д.

Александр Кайдановский. "Пятнадцатая весна" 1971 г.
Александр Кайдановский. “Пятнадцатая весна” 1971 г.

У Кайдановского был прекрасный шанс сыграть Алешу Карамазова в экранизации романа Достоевского “Братья Карамазовы” (1968 г.) у режиссера Ивана Пырьева. Он успешно прошел пробы и был утвержден на эту роль. Но вульгарную шутку Александра по-поводу возраста пожилого режиссера, недавно женившегося на молодой актрисе Лионелле Скирде (“Пырьев умрет на скирде”), довели до сведения злопамятного Ивана Александровича. Неудивительно, что он снял Кайдановского с роли и взял вместо него Андрея Мягкова.

Всесоюзная слава пришла к Александру после съемок у Никиты Михалкова в военном фильме “Свой среди чужих, чужой среди своих” (1974 г.), где он блестяще сыграл налетчика Лемке, бывшего белогвардейца. С тех пор он был востребованным актером.

Лучшими его работами в кинематографе принято считать роли графа Воронцова в “Бриллиантах для диктатуры пролетариата“, бывшего царского офицера Зимина в “Пропавшей экспедиции” (здесь он познакомился с Евгенией Симоновой, ставшей его второй женой) и ее продолжении — “Золотой речке”.

“Сталкер”

Венцом его кинокарьеры стал фантастический фильм-притча “Сталкер”, снятый режиссером Андреем Тарковским по мотивам повести братьев Стругацких “Пикник на обочине”, в котором Кайдановский исполнил главную роль. В других главных ролях режиссер задействовал двух любимых актеров — Анатолия Солоницына и Николая Гринько, которых снимал почти во всех своих фильмах. Работа над картиной заняла более двух лет и тяжело далась всем участникам процесса.

С самого начала съемочную группу преследовали неудачи. В районе запланированных съемок в Таджикистане произошло землетрясение. Пришлось срочно искать новую площадку. В итоге, выбрали место под Таллином на реке Ягала, где обнаружили заброшенные плотину и электростанцию, идеально вписавшихся в сюжет.

Отношения Тарковского с его оператором Георгием Рербергом испортились еще до начала работы. Тарковский собирался взять на роль жены Сталкера свою супругу, а Георгий был категорически против и привел на пробы Алису Фрейндлих. Тарковский вынужден был согласиться, что Алиса — лучшая кандидатура.

Николай Гринько и Анатолий Солоницын. “Сталкер”

Когда фильм был снят, при проявке на “Мосфильме” пленка оказалась полностью испорченной. Режиссер обвинил в случившемся Рерберга и выгнал его из картины. Убедив руководство увеличить бюджет, Тарковский приступил к съемкам второй версии. Он пригласил нового оператора, но тот сбежал через две недели, не выдержав неопределенности — Тарковский перестраивал материал на ходу.

Лишь третий оператор и заново переписанный Стругацкими сценарий, удовлетворили, наконец, придирчивого режиссера. Актеры, которым пришлось сниматься в бесконечном количестве дублей, были на грани нервного истощения. Один из них — Анатолий Солоницын, за время съемок фильма успел не только жениться на девушке-гримере, но и дождаться рождения сына.

“Сталкер” не вышел в широкий прокат и не был отмечен в прессе. О фильме заговорили только после того, как на Каннском фестивале в 1980-м году он был удостоен специального приза.

 

Александр Кайдановский и Евгения Симонова. "Пропавшая экспедиция" 1975 г.
Александр Кайдановский и Евгения Симонова. “Пропавшая экспедиция” 1975 г.

Общение с Тарковским произвело на Александра сильное впечатление: он решил сам снимать кино. Осознав, что роль, подобная Сталкеру, бывает раз в жизни, он утратил интерес к актерской карьере. Отныне Кайдановский снимался только тогда, когда нуждался в деньгах. В 1982-м году он поступил к Тарковскому на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР). Но доучиваться Александру пришлось уже у Сергея Соловьева — Тарковский эмигрировал в Италию. Там режиссер не забыл своего талантливого ученика — хотел снять Кайдановского в главной роли в своем новом фильме “Ностальгия”, но неблагонадежного актера не выпустили из страны.

Александр Кайдановский. "Сталкер"
Александр Кайдановский. “Сталкер” 1979 г.

Мне кажется, как режиссер, Кайдановский не успел найти свой стиль. Наиболее известной среди его немногочисленных работ стала картина “Жена керосинщика” (1988 г.), в которой явно прослеживается влияние Тарковского. Попробовал он заниматься и педагогической деятельностью — в 1989-м году вел режиссуру в Театральном училище имени Щукина, а в 1995-м — сценарную мастерскую в ВКСР.

Четыре брака знаменитого актера

Официальных браков у Кайдановского было четыре. Его первой женой стала Ирина Бычкова, с которой он познакомился еще в 16 лет во Дворце Культуры родного города. Через 3 года они сыграли свадьбу, после чего Александр уехал покорять Москву.

Александр Кайдановский и Ирина Бычкова (Кайдановская). Фото postila.ru
Александр Кайдановский и Ирина Бычкова (Кайдановская). Фото postila.ru

Ирина переехала к мужу, когда он стал студентом «Щуки». Годы учебы Кайдановского были самым счастливым временем за 9 лет их брака. Пару не пугало убожество съемных квартир и нищенские доходы (Ирина устроилась на работу в детский сад, а Александр учился и ходил на кинопробы). Они жили весело и дружно, а двери их дома были всегда открыты для однокурсников молодого актера.

Семейная жизнь дала трещину, когда Кайдановский стал популярным после фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Не прошло бесследно и общение с московской богемой: жизненные приоритеты Александра изменились. Семья, несмотря на рождение дочери Даши, отошла на последний план. Он стал больше пить и заводить отношения с другими женщинами.

Однажды Александр привел домой актрису Валентину Малявину (ставшую знаменитой после картины “Иваново детство”), представив ее жене, как коллегу по съемкам. По словам Ирины, потом был случай, когда Малявина ночью влезла к ним в квартиру через форточку — Кайдановский решил не открывать ей дверь (уже в молодости Валентина отличалась неадекватным поведением и много пила). Связь с Малявиной длилась несколько лет. Кончилось все тем, что Александр оставил обеих женщин: развелся с женой и ушел от Валентины (при этом, и с Ириной, и с Валентиной ему удалось сохранить дружеские отношения).

Валентина Малявина
Валентина Малявина. Фото spletnik.ru

В 1974-м году на съемках картины “Пропавшая экспедиция”, он познакомился с начинающей актрисой Евгенией Симоновой, которой было всего 18 лет. Завязавшийся между ними роман закончился браком. Вскоре у супругов родилась дочь Зоя. Но идиллия продолжалась недолго — Александр не собирался отказываться от своих привычек, а юная жена не смогла на него повлиять. Через 6 лет они расстались, причем, инициатором развода был Кайдановский.

Евгения Симонова
Евгения Симонова. Фото kinopoisk.ru

В третий раз актер женился на балерине Большого театра Наталье Судаковой. За три года совместной жизни у них родился сын Андрей (у Натальи была еще дочь Аня от предыдущего брака), а потом пара разъехалась: балерина не выдержала богемного образа жизни мужа. Какое-то время они пытались жить в “гостевом” браке, но в итоге официально разошлись. Судакова впоследствии сожалела, что у нее не хватило сил сохранить этот брак.

Наталья Судакова (Кайдановская)
Наталья Судакова (Кайдановская). Фото mosconsv.ru

Невероятно, но ни одна бывшая жена актера не сказала о нем плохого слова, хотя жизнь с ним была мучительной для каждой из них.

4-я жена Кайдановского и последние годы жизни

Последней женой Кайдановского стала актриса театра Ленкома Инна Пиварс, которая была его моложе на 22 года. Александр увидел ее на сцене и пригласил на пробы в свою картину “Восхождение к Эрхарту”, которую готовился снимать (фильм не был закончен из-за развала советского кинематографа). По словам Инны, она влюбилась в Александра с первой встречи и, практически сразу, переехала к нему в коммуналку на Поварскую. В гражданском браке они прожили около двух лет (несколько раз актер ее выгонял), а узаконили отношения всего за три недели до смерти актера.

Инна Пиварс (Кайдановская) и Александр Кайдановский
Инна Пиварс (Кайдановская) и Александр Кайдановский. Фото blognews.am

Кайдановский никогда не заботился о своем здоровье, хотя имел проблемы с сердцем, давлением и страдал язвой желудка. Даже первый инфаркт, перенесенный им в 47 лет, не заставил актера отказаться от курения и алкоголя. Не последнюю роль сыграла и неудача с “Восхождением”, которую он переживал очень тяжело.

В 1995-м году у Александра случились еще два инфаркта — последний из них оказался для него роковым. 3 декабря 1995 года он скончался в своей комнате на Поварской от третьего сердечного приступа в возрасте 49 лет. Бригада скорой помощи не смогла его спасти.

Похоронили знаменитого актера на Кунцевском кладбище Москвы.

Могила Александра Кайдановского
Фото moscow-tombs.ru

4 года после ухода Александра, его вдова судилась с родственниками из-за наследства — приобретенной незадолго до его кончины 50-метровой квартиры в центре Москвы (в которую актер так и не успел переехать) и загородного дома. Никто из родственников и друзей покойного не воспринимал Инну, как законную жену. В числе прочих, был выдвинут иск о признание их брака недействительным. Продав свою квартиру на Тимирязевской, актриса выкупила у детей Кайдановского их доли в спорной квартире и поселилась там с собакой Зиной и котом Носиком — любимцами мужа.

Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.