В жизни великого Олега Ефремова центральное место занимал театр. Это признавали все, кто его окружал — жены, дети, возлюбленные и коллеги. Женщин Олег ценил как источник вдохновения и говорил друзьям, что не может играть, когда не влюблен. А уютные семейные вечера с супругой в домашнем халате нагоняли на него тоску. Мэтр был официально женат дважды, но не считал нужным хранить верность своим половинам.
Первой женой Олега стала Лилия Толмачева. Они вместе учились в Школе-студии МХАТ, только Ефремов был на курс старше. Влюбленные встречались год и расписались, когда он получил диплом. Формально брак просуществовал два года, а фактически рухнул через шесть месяцев. По словам Толмачевой, она не могла смириться с пьянством мужа и его равнодушием к семье и к дому. Тем не менее отношения между ними сохранились дружеские и впоследствии Ефремов пригласит экс-супругу работать в «Современник».
В период создания «Студии молодых актеров», у Олега была недолгая связь с соратницей — Галиной Волчек, которая тогда оканчивала Школу. Оба не придали ей серьезного значения и расстались без обид.
Галина вскоре вышла замуж за Евгения Евстигнеева, еще одного основателя «Современника». А Ефремова познакомила со своей подругой — Ириной Мазурук, студенткой сценарного факультета ВГИКа и дочерью легендарного полярного летчика Ильи Мазурука. Вспыхнул бурный роман. На тот момент Олег еще не развелся с Толмачевой, что не помешало ему сделать Ирине предложение и сыграть свадьбу. Когда супруги оформили развод, Ефремов так и не отвел девушку в ЗАГС.
Их союз оказался неудачным — каждый преследовал свои цели. Олег дневал и ночевал на репетициях, Ирина строила карьеру на литературном поприще. Ей некогда было следить за бытом, а Ефремов быт презирал в принципе и все, что с ним связано, считал мещанством. Он не замечал в какой обстановке живет, чем питается и во что одет. Мог прийти на репетицию в разных носках и в домашней рубашке. Волчек не раз звонила из театра и отчитывала подругу: «Ирина, ты обалдела? Ты вообще хоть смотришь, в чем он выходит?».
Олег не обрадовался, узнав о беременности Ирины. Он просил девушку избавиться от ребенка, но та отказалась наотрез. Рождение дочери Насти не сблизило пару. В 1959-ом году в труппу «Современника» влилась Нина Дорошина, с которой у Ефремова начался затяжной роман. От Мазурук он ушел когда дочери исполнилось три года, однако Дорошиной руку и сердце не предложил.
Потом Олег воспылал страстью к Алле Покровской, замужней актрисе из того же театра. Устоять перед опытным соблазнителем Покровская не смогла и бросила мужа (а Ефремов — Дорошину). Они стали жить вместе, и вскоре Алла забеременела. Против этого ребенка Олег не возражал и добровольно узаконил их отношения. Любопытно, что создав новую семью, он не был готов окончательно отпустить Нину. На свадьбе бывшей любовницы мэтр публично унизил ее молодого мужа — Олега Даля (Ефремов и Дорошина исчезли в самом начале застолья и заявились вместе спустя несколько часов). Конечно, такого свинства Даль не простил и быстро развелся с изменницей.
В 1963-ем году у Олега и Аллы родился сын Миша (с дочерью Ефремов всегда поддерживал связь, а в подростковом возрасте Настя какое-то время жила в его семье). Подобно супругу, Покровская была фанатично предана театру и вышла на сцену через пару недель, оставив младенца на бабушек и дедушек. Хозяйственными заботами она себя тоже не обременяла.
Ефремов и не думал отказываться от любовных похождений. Поскольку «муз» он выбирал прямо на рабочем месте, Алла знала всех лично. В конце 60-х список его побед пополнила 25-летняя Анастасия Вертинская. Из»Современника» она последовала за Ефремовым во МХАТ. Много лет красавица мечтала развести его с женой, однако мэтр вполне комфортно чувствовал себя в любовных многоугольниках.
Через 16 лет Олег и Алла официально расторгли свой брак, но разъехались гораздо раньше и стали… соседями. Ефремову в свое время дали две квартиры на одной лестничной площадке: «двушку» его родителям и «трешку» ему. Олег перебрался к отцу (матери уже не было в живых), а Алла с Мишей остались в «трешке». Ефремов все-таки позвал Вертинскую замуж, но к тому моменту он уже страдал алкогольной зависимостью и актриса отказалась взять на себя тяжкий крест.
Во МХАТе давно привыкли, что худрук периодически отправляется в «путешествие» на несколько дней. Так его запои тактично называла еще одна возлюбленная — Светлана Родина, актриса Театра имени Пушкина (во МХАТ Ефремов ее не взял). Она была моложе Олега на четверть века и посвятила ему 15 лет жизни. В начале 90-х Родина вышла замуж за иностранца и уехала в Швецию, однако Ефремова не забывала и часто ему звонила.
После смерти отца, Олег жил один. Претендентки на его сердце не переводились, просто он устал от женщин. Свое здоровье мэтр подорвал десятилетиями работы на износ и пагубными привычками. В середине 90-х у него начали отказывать ноги, прогрессировала эмфизема легких (несколько пачек сигарет в день сделали свое дело). Последние два года Ефремов перестал бывать в театре — не мог обходиться без кислородного баллона, поэтому репетировал и руководил дома. Бытовые вопросы ежедневно решала домработница, а дети навещали нечасто.
Судьба Анастасии сложилась достаточно благополучно. Окончив театроведческий факультет ГИТИСа, она работала театральным критиком, дважды выходила замуж, родила двух сыновей и дочь. А Михаил сильно разочаровал отца. Он унаследовал актерский талант, отучился в Школе-студии, но с молодости пил и дебоширил. Скандальные выходки отпрыска регулярно обсуждались в СМИ, что очень раздражало Ефремова. В 1991-ом году он устроил Михаила во МХАТ, а через 8 лет сам уволил за пьяную драку в коридоре театра…
24 мая 2000-го года Олега Николаевича не стало. Он скончался в одиночестве в своей квартире на 73-ем году жизни. Вечером его тело обнаружила секретарь Татьяна Горячева, с которой Ефремов утром договорился о встрече. Похороны отложили на неделю по просьбе труппы — на тот момент актеры была на гастролях в Тайване. Гражданская панихида прошла в МХТ имени Чехова. После отпевания в храме Новодевичьего монастыря, великого актера и режиссера похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Константина Станиславского.
Оцените статью: