Незвезда Когда-то они были популярными

Он же Гога, он же Гоша… Судьба великого актера Алексея Баталова

Гениальный советский киноактер Алексей Баталов прожил удивительную жизнь и стал символом своей эпохи. Его детство прошло среди легендарных актеров и писателей, а потом были война и эвакуация. В театре карьера Баталова не сложилась, зато в кино он прославился с первых ролей. Он был счастлив во втором браке с известной цирковой артисткой, хотя на долю их семьи выпало тяжелое испытание.

Алексей Баталов
Алексей Баталов. Фото vokrug.tv

Детство будущего актера

Алексей родился 20 ноября 1928-го года в семье актеров МХАТа Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Он появился на свет в городе Владимире, куда его мать приехала к своим родителям — врачам и потомственным дворянам Антону Александровичу и Нине Васильевне Ольшевским перед рождением первенца. В 1937-м году они были репрессированы: дедушка погиб в тюрьме, а бабушка отсидела 10 лет в лагерях. Род Баталовых происходил из ярославских крестьян. Все братья и сестры отца — дядя Николай с женой Ольгой Андровской, тети Зинаида и Мария служили во МХАТе. Первые годы жизни мальчик провел за кулисами этого театра.

Когда Алеше исполнилось 5 лет, его родители расстались. Вскоре мать вышла замуж за писателя-сатирика Виктора Ардова, от которого родила еще двух сыновей — Михаила и Бориса. Отчим не делал различия между пасынком и единокровными детьми и стал для Алексея вторым отцом.

Алеша Баталов в детстве с братьями
Алеша Баталов с братьями. Фото rys-strategia.ru

Теперь ребенок рос в писательской среде. В их дом на Большой Ордынке часто приходили Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам и прочие знаменитости, а Анну Ахматову, с которой была особенно дружна его мать, Алеша по малолетству искренне считал своей родной бабушкой.

Нина Ольшевская и Виктор Ардов
Нина Ольшевская и Виктор Ардов. Фото ok.ru

Кстати, благодаря Ахматовой у него впоследствии появился первый автомобиль — подержанный «Москвич», который он назвал «Аннушка». Поэтесса дала молодому человеку деньги, чтобы он приоделся после армии, но Алексей не устоял перед соблазном и купил машину. Когда он, в смущении, продемонстрировал Ахматовой свою покупку, она сказала: «По-моему, это прекрасно!».

Анна Ахматова и Алексей Баталов
Анна Ахматова и Алексей Баталов. Фото biograph.ru

Счастливое детство прервала война. Ардов уехал на фронт военным корреспондентом, а Ольшевская с сыновьями эвакуировались в Татарстан в город Бугульма. Там Нина нашла помещение для театра и организовала труппу из таких же эвакуированных актеров. 14-летний Баталов помогал с установкой декораций, топил печи в зале, а потом мать позволила ему играть в массовках. Незадолго до окончания войны, семья вернулась в Москву.

С младенческих лет жизнь Алексея была связана с театром. Неудивительно, что он избрал для себя актерскую профессию. Получив аттестат в школе рабочей молодежи (куда вынужден был перейти из-за плохой успеваемости), юноша решил поступать в Школу-студию при МХАТе. Его планы осуществились со второй попытки. В 1950-м году Баталов завершил учебу на курсе Сергея Блинникова и Виктора Станицына, а потом три года проходил армейскую службу в Центральном театре Советской Армии.

Неудавшаяся карьера в театре

После армии Алексея приняли во МХАТ, на сцене которого он несколько лет играл в массовках и эпизодах. Конечно, ему и другим молодым актерам, находившимся в том  же положении, хотелось ярких ролей. Тайком они репетировали пьесу итальянского режиссера «Ложь на длинных ногах», которая так и не увидела свет.

МХАТ, репетиция несостоявшегося спектакля "Ложь на длинных ногах"
МХАТ, репетиция несостоявшегося спектакля «Ложь на длинных ногах». Фото culture.ru

Когда Иосиф Хейфиц пригласил Баталова сняться в своей картине «Большая семья«, он с радостью согласился и сообщил руководству театра, что едет на съемки в Ленинград. Алексея «попросили» из МХАТа — начинающим актерам не полагалось сниматься в каком-то там кино. Он написал заявление об уходе и навсегда распрощался с театральной карьерой.

Кинокарьера Алексея Баталова

Впервые Алексей дебютировал в кинематографе будучи еще школьником. Однажды к ним в класс пришли сотрудники из киностудии имени Горького. Они отбирали подростков для съемок в военной драме «Зоя» (о партизанке-разведчице Зое Космодемьянской). Алексей оказался одним из избранных и сыграл одноклассника героини в крошечном эпизоде.

Алексей Баталов. "Зоя" 1944 г.
«Зоя» 1944 г.

Свою вторую роль актер получил в 26 лет в лирической киноповести Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954 г.) Главная роль молодого рабочего Алексея Журбина прославила никому не известного Баталова на всю страну. Здесь же началась блестящая карьера его экранной «сестры Тони» — Ии Арепиной. Через год, на Международном Каннском фестивале, картина удостоилась приза в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Алексей Баталов. "Большая семья" 1954 г.
«Большая семья» 1954 г.

Актеру не пришлось долго ждать следующего приглашения. У того же Хейфица он снялся в новой яркой роли — шофера Саши Румянцева в криминальной драме «Дело Румянцева» (1955 г.). С Иосифом Ефимовичем у Алексея сложились очень теплые отношения. В его картинах Баталов сыграет еще не раз. Несколько лет он жил на даче режиссера в Комарово — собственного жилья в Ленинграде у актера, естественно, не было.

Алексей Баталов. "Дело Румянцева" 1955 г.
«Дело Румянцева» 1955 г.

Однажды Хейфиц буквально спас карьеру своего протеже. Руководство киностудии сообщило Алексею, что ему доверено исполнить роль молодого Ленина в фильме Ильи Ольшвангера «На одной планете». Согласия актера никто не спрашивал — такая работа считалась большой честью. Баталов рассказал режиссеру, что твердо намерен отказаться, невзирая на последствия — он никогда не поступался своими принципами, а существующую власть, мягко сказать, не уважал. Основания у Алексея имелись: во время сталинских репрессий пострадали его ближайшие родственники и многие друзья родителей — прекрасные, ни в чем неповинные люди. Иосиф Ефимович сумел убедить чиновников, что внешность Баталова не соответствует образу великого вождя и фильм с его участием обречен на провал. Они даже извинились перед актером, что напрасно его «обнадежили».

Иннокентий Смоктуновский в роли Ленина. «На одной планете» 1965 г.

Баталова заменил Иннокентий Смоктуновский – тот тоже не был обласкан советской властью, но престижную роль не упустил. Через год он еще раз сыграет Ильича в исторической драме Леонида Квинихидзе «Первый посетитель».

После «Румянцева» Алексей стал очень востребован в кинематографе и исполнил ведущие роли во многих шедеврах, завоевавших мировое признание и высокие награды. В военном фильме «Летят журавли» — солдата Бориса Бороздина, погибшего на войне (эта картина могла оказаться для актера последней: на съемках одной из сцен он неудачно упал и сильно поранил лицо об острые ветки кустарника, но благодаря искусству хирурга, у него остался лишь малозаметный шрам на носу).

Алексей Баталов. "Летят журавли" 1957 г.
«Летят журавли» 1957 г.

В военной драме «Дорогой мой человек» — врача Владимира Устименко (сценарий был написан специально под Баталова и Инну Макарову , а консультировал его тот самый хирург, который спас ему лицо).

Алексей Баталов. "Дорогой мой человек" 1960 г.
«Дорогой мой человек» 1960 г.

В экранизации чеховской «Дамы с собачкой» — ловеласа Дмитрия Гурова, полюбившего чужую жену. Для этой роли Алексей должен был отпустить бороду. Один из бдительных граждан, увидев актера в общественном транспорте с многодневной щетиной, позвонил на киностудию и заявил: «Ваш Баталов выглядит отвратительно. Наверное, он пьет».

Алексей Баталов и Ия Савина. "Дама с собачкой" 1960 г.
Алексей Баталов и Ия Савина. «Дама с собачкой» 1960 г.

Славу принесли актеру роли: физика-ядерщика Дмитрия Гусева в драме Михаила Ромма «Девять дней одного года» (1961 г.), эмигранта Сергея Голубкова в исторической киноленте Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» (1970 г.), снятой по мотивам произведений Булгакова, князя Трубецкого в историческом фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975 г.) и т.д. Но «визитной карточкой» Баталова, безусловно, является роль интеллигентного слесаря Гоши в мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979 г.).

Алексей Баталов и Наталья Вавилова. "Москва слезам не верит" 1979 г.
Алексей Баталов и Наталья Вавилова. «Москва слезам не верит» 1979 г.

Из-за жесткой цензуры она вышла на экраны в сильно сокращенном варианте. Баталов впоследствии рассказывал, что многие сцены и диалоги лишились лучших своих частей (в том числе знаменитый диалог Гоши и Николая). И уж конечно, чиновники не могли допустить, чтобы в фильм попал эпизод, где «правильный» Гоша разгуливает по своей квартире в плаще на голое тело, сверкая «пятой точкой». Меньшов хотел внести немного комизма в образ идеального героя и актер ничего не имел против.

Алексей неоднократно в своих интервью с иронией говорил, что «стал первым советским актером, снявшимся с голым задом». Это, конечно, не совсем так. Советский кинематограф не был таким уж пуританским. Ещё до оскароносного творения Меньшова зрители могли лицезреть неприкрытые филейные части тел Евгения Леонова в  «Полосатом рейсе», Анатолия Папанова в «Бриллиантовой руке» и Фрунзика Мкртчяна в «Мимино». Однако они были комедийными персонажами, а Гоше предстать в таком фривольном виде было не положено по статусу.

Анатолий Папанов, потерявший плавки. "Бриллиантовая рука"
Анатолий Папанов, потерявший плавки. «Бриллиантовая рука» 1968 г.

Несмотря на «ампутацию», «Москва слезам не верит» была восторженно встречена отечественными и зарубежными зрителями. Картина получила «Оскара» и только потом дождалась официального признания в своей стране: режиссера и всех исполнителей ведущих ролей — Баталова, Веру Алентову, Ирину Муравьеву и Раису Рязанову наградили Государственными премиями СССР.

Борис Сморчков и Алексей Баталов "Москва слезам не верит" 1979 г.
Борис Сморчков и Алексей Баталов «Москва слезам не верит» 1979 г.

Для актера такого масштаба, его фильмография не слишком велика. Причина тому — тщательный отбор ролей (в низкопробных сериалах и рекламе он никогда не снимался) и разнообразные интересы Алексея. Он был не только выдающимся актером, но и талантливым режиссером, педагогом и чтецом. Режиссерские работы Баталова тоже имели успех. К сожалению, их всего три. Это экранизации повести Гоголя «Шинель» с Роланом Быковым в ведущей роли и романа Достоевского «Игрок», где центральную роль исполнил Николай Бурляев. Последней была сказка «Три толстяка» с очаровательной Линой Бракните в роли Суок. А Баталов сыграл канатоходца Тибула и сам выполнял опасные трюки на большой высоте. Для этого он целый год учился ходить по канату.

Алексей Баталов. "Три толстяка"
«Три толстяка» 1966 г.

В конце 60-х актер начал работать на радио, озвучивать фильмы и мультфильмы (например, в знаменитом «Ежике в тумане» он читает закадровый текст). С 1975 года в течение 40 лет Баталов преподавал актерское мастерство во ВГИКе, стал заведующим кафедрой. Кроме того, он активно занимался общественной деятельностью: много лет являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, работал в общественных организациях и фондах. В 2007-м году был избран президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Алексей Баталов. "Чехов и К"
«Чехов и К°» 1998 г.

В 90-е Алексей Владимирович сыграл всего в одном фильме — в экранизации рассказов Чехова «Чехов и К°» (1998 г.), снятом к столетию МХАТа, а в 2006-м году завершил свою кинокарьеру в ремейке Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (камео).

Личная жизнь знаменитого Алексея Баталова

Кумир миллионов советских женщин состоял всего в двух браках. Со своей первой женой — Ириной Ротовой он был знаком с самого детства. Отчим Алексея — Виктор Ардов работал с отцом Иры — художником Константином Ротовым в журнале «Крокодил». Семьи тесно общались, дети много времени проводили вместе. Дружба переросла во влюбленность, и они решили начать совместную жизнь. Родители с обеих сторон не смогли убедить потерявших голову подростков (Алексею было 16 лет, а Ире и того меньше) подождать до совершеннолетия. Они поселились в крошечной комнатке Алексея.

Анна Ахматова, приезжая в Москву, всегда останавливалась в доме Ардова. С матерью (Ниной Ольшевской) и отчимом Алексея они дружили много лет. Единственным помещением, которое супруги могли ей предложить, была комната, где обитала юная пара. Поэтому они перебирались к родителям Иры. После того как девушке исполнилось 18 лет, молодые люди поженились.

Дочь Надя у них родилась, когда Баталов уже снимался в Ленинграде. Ира с маленьким ребенком приехали к мужу. Нормальных условий для жизни у семьи не было. Они скитались по съемным углам, девочка постоянно болела. Через полгода Ротова не выдержала и уехала в Москву. Разрыв не был окончательным, но проживание в разных городах не способствовало укреплению брака.

Ирина Ротова с дочерью Надей
Ирина Ротова с дочерью Надей. Фото uznayvse.ru

У актера появилась другая женщина — 19-летняя артистка цирка Гитана Леонтенко, которую он увидел на цирковом представлении. Алексея поразила яркая внешность цыганки и сложность трюков, которые она исполняла на скачущей лошади. Они познакомились, начался роман. Оба были слишком заняты карьерой, чтобы придавать серьезное значение редким встречам и представить не могли, что спустя 10 лет станут мужем и женой. Баталов, по возможности, навещал семью, но случалось это не часто. Когда Наде исполнилось 3 года, Алексей и Ира мирно разошлись. У них сохранились нормальные отношения, а мать актера продолжала считать бывшую сноху членом семьи.

Гитана Леонтенко. Пляска на спине лошади
Гитана Леонтенко. Пляска на спине лошади. Кадр из выступления

Потом (во время съемок картины «Дорогой мой человек») Баталов в компании общих знакомых встретил Ольгу Заботкину — балерину Ленинградского театра имени Кирова и актрису (она сыграла Катю в «Двух капитанах»). Завязалась новая любовная связь. Алексей только что развелся с женой и не собирался тотчас жениться. Когда он понял, что Ольга ждет от него решительных действий, то предпочел с ней расстаться.

Ольга Заботкина. "Два капитана" 1955 г.
Ольга Заботкина. «Два капитана» 1955 г.

Были в жизни актера и другие увлечения, но судьба все-таки привела его к Гитане. Они никогда не теряли друг друга из вида и однажды поняли, что готовы к новому уровню отношений. Баталов и Леонтенко вступили в официальный брак в 1963-м году.

Алексей Баталов и Гитана Леонтенко
Алексей Баталов и Гитана Леонтенко. Фото eg.ru

К тому времени у Алексея уже была своя квартира в столице. Долгожданная дочь Маша появилась через 5 лет. По вине врачей девочка лишилась здоровья — она родилась с тяжелой формой ДЦП, а Гитана едва не умерла. Карьера Леонтенко закончилась навсегда. Родители и бабушка (мать Гитаны) сделали все возможное, чтобы вылечить Машу, но она так и не поднялась с инвалидного кресла. При этом ее умственное развитие было совершенно нормальным.

Несмотря на болезнь единственного ребенка, супруги были счастливы в браке, который продлился 54 года, до конца дней Баталова. Богатства не скопили: квартира в знаменитом Доме на Набережной с самой простой обстановкой, старенькая «Тойота» и более чем скромная дача в Переделкино (ее Баталов построил сам) — вот и все материальные ценности.

Алексей Баталов с семьей на даче
Алексей Баталов с семьей на даче. Фото kemavrora.ru

Невероятно, но на старости лет всеми уважаемый и любимый актер из-за своего земельного участка оказался втянут в многолетнюю судебную тяжбу. Сосед по даче — далеко не бедный ювелир Вадим Эльгарт решил «оттяпать» у него две сотки (а сотка земли в элитном поселке стоит около 100 тысяч долларов). Он предложил Алексею Владимировичу построить на границе его участка баню за свой счет, чтобы пользоваться ей совместно. Баталов согласился. Эльгарт подсунул ему на подпись какие-то документы, якобы необходимые для строительства. Актер не мог их прочесть — ему было почти 80 лет, он плохо видел, а соседу доверял.

Вадим Эльгарт. Кадр из передачи "Пусть говорят"
Вадим Эльгарт. Кадр из передачи «Пусть говорят»

В общем, две сотки от участка Баталова, на которых сосед построил баню, оказались в собственности предприимчивого дельца. Потом Эльгарт переоформил свой участок вместе с «прихватизированными» сотками на дочь, проживающую в Америке. Как он смог такое провернуть — большой вопрос. Дело в том, что еще 20 лет назад актер передал все права на землю Марии. Юридически он не имел к участку никакого отношения, а его подпись — не более чем автограф…

Дача Алексея Баталова в Переделкино
Дача Алексея Баталова в Переделкино. Фото om1.ru

Обман вскрылся не сразу. Интеллигентный Баталов не стал поднимать скандал. Больше семья не приезжала на дачу, хотя пожилые супруги и прикованная к креслу Мария очень ее любили и нуждались в свежем воздухе. Чтобы защитить дочь (Алексей Владимирович предполагал, что оставшись безнаказанным, сосед на этом не остановится), он начал судебный процесс против Эльгарта.

Последние годы жизни Алексея Баталова

В последние годы Алексей Владимирович неважно себя чувствовал — сказывался почтенный возраст. У него сильно упало зрение, бывали частые головокружения из-за проблем с сосудами. Шумиха, которую желтая пресса раздула вокруг истории с земельным участком, тоже негативно отражалась на здоровье. Баталов отошел от общественных дел. Писал мемуары, проиллюстрировал книжку сказок своей дочери Марии (он хорошо рисовал, но раньше не занимался этим всерьез), общался с коллегами и учениками.

Алексей Баталов в старости
Фото iz.ru

В январе 2017 года актер упал у себя дома и сломал шейку бедра на правой ноге. Он перенес две операции, после чего в течение нескольких месяцев проходил реабилитацию в одной из московских клиник. Родные надеялись на скорую выписку, но 15 июня 2017 года Алексей Владимирович скончался во сне от остановки сердца на 89-м году жизни. Гражданская панихида прошла 19 июня в Центральном Доме кино, а отпевание — в Скорбященской церкви на Ордынке. Похоронили великого актера, согласно его завещания, на Преображенском кладбище, рядом с могилой матери —актрисы Нины Ольшевской.

Могила Алексея Баталова
Фото irk.kp.ru

Алексей Баталов так и не дождался справедливости: судебная тяжба, отравившая его последние годы, продолжалась 10 лет. Злополучная баня, построенная соседом на дачном участке актера, была признана незаконным строением и снесена через два года после его смерти. Вадима Эльгарта тоже нет в живых. Как по-разному эти два человека вошли в историю… Кстати, программа «Идеальный ремонт» помогла родным актера с благоустройством дачи и теперь она выглядит совсем по-другому.

Дача Алексея Баталова после ремонта
Дача Алексея Баталова после ремонта. Фото scandar.ru

Дети Алексея Баталова: Надежда и Мария

Старшая дочь Надежда Баталова (от Ирины Ротовой) нечасто видела своего знаменитого отца в детстве, но став взрослой, регулярно общалась не только с ним, но и с членами его второй семьи. Слухи о том, что Баталов «бросил старшую дочь и не интересовался ее жизнью», Надежда опровергла лично на всю страну. Ее судьба вполне благополучна: после окончания Института иностранных языков, она работала переводчицей, вышла замуж, родила дочь Екатерину. А вот Екатерина действительно не поддерживала контактов с дедом — как-то не сложилось.

Дочери Алексея Баталова — Надежда и Мария
Дочери Алексея Баталова — Надежда и Мария. Фото bez-makiyazha.ru

Младшая дочь Мария, родившаяся с ДЦП, получила среднее образование (мать добилась, чтобы учителя приходили к ним на дом), а потом дистанционно окончила сценарный факультет ВГИКа, хотя работать на специальной клавиатуре может только одним пальцем, а говорит с трудом. Она нашла себя в литературе: пишет сценарии, критические статьи, выпустила несколько книг, состоит в Союзе писателей. Отец с матерью невероятно гордились ее мужеством и успехами.

По завещанию Баталова, все его имущество унаследовала Мария. Ожидания любителей скандалов не оправдались: о решении отца Надежда знала давно, не считала себя обделенной и уж тем более не собиралась оспаривать завещание. Порядочные люди, к счастью, еще встречаются.

Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)

Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.