Евгений Леонов был великим русским актером и человеком с большим сердцем. Он не щадил себя в профессии, боготворил единственную жену и сына и прожил жизнь без компромиссов с совестью.


Детство
Женя родился в Москве 2 сентября 1926 года в семье не имеющей отношения к искусству. Его отец — Павел Васильевич Леонов работал инженером, а мать — Анна Ильинична занималась домом и детьми. Кроме него, у родителей был еще старший сын — Коля. Жили они в коммунальной квартире, где им принадлежали две небольшие комнаты.
Случай блеснуть в кино представился Жене в детстве: в их школу пришел режиссер, разыскивающий для съемок в фильме упитанного мальчика. Его выбор пал на юного Леонова. Но на киностудию тот не приехал. Вспоминая об этом эпизоде из своей жизни, актер говорил: “То ли родители не пустили, то ли застеснялся”.


Женя успел окончить 7 классов, когда началась война. Все члены семьи пошли работать на авиационный завод, где трудился отец. Отработав два года, Евгений решил учиться на авиаконструктора и поступил в авиационный техникум. Там юноша увлекся художественной самодеятельностью и осознал, что ошибся в выборе специальности. Он успешно сдал экзамены в Московскую экспериментальную театральную студию, и бросил техникум незадолго до выпуска.
Драмтеатр им. Станиславского — что заставило Леонова уйти после 20 лет службы


Завершив учебу в 1947-м году, Леонов начал свой творческий путь в Московском театре Дзержинского района, который был расформирован через год. Его приняли в труппу Электротеатра “Станиславский” (впоследствии — драматический театр имени Станиславского), где на протяжении шести лет начинающий актер играл лишь в массовках и незначительных ролях. Евгений уже пал духом и подумывал о смене профессии, когда главный режиссер Михаил Яншин доверил ему одну из главных ролей — кузена Лариосика в постановке “Дни Турбиных” по Булгакову.


Блестяще исполненная роль неприспособленного к жизни “маменькиного сынка” стала поворотным моментом в театральной карьере Леонова. За 20 лет службы на этой сцене, он переиграл много ведущих разноплановых ролей в таких спектаклях, как: “Де Преторе Винченцо” (вор Винченцо), “Трехгрошовая опера” (предводитель лондонских нищих Джонатан Пичем), “Антигона” (царь Креонт) и т.д.


После ухода Яншина в 1963-м году, драмтеатр возглавил Борис Львов-Анохин. Менее удачливые коллеги, завидовавшие славе Леонова, начали плести интриги за его спиной и жаловаться новому руководителю на частые отлучки актера на съемки (к тому времени Евгений активно снимался в кино). Он ощущал враждебный настрой и очень переживал. Когда Леонов попал в больницу с первым микроинфарктом, никто из сослуживцев (даже те, кого он считал друзьями) не соизволил его навестить. Чаша обид переполнилась: актер ушел в Театр имени Маяковского, где должность главного режиссера недавно занял его бывший педагог из экспериментальной студии — Андрей Гончаров.
Нелепая история, стоившая Леонову места в Театре им. Маяковского
Здесь Евгений успел сыграть только три роли (самая знаменитая из них — купец Александр Ванюшин в драме “Дети Ванюшина”). Известный своим тяжелым характером Гончаров едва терпел его занятость в кинематографе, хотя сам пригласил на работу. Увидев Леонова по телевизору в рекламе рыбы, режиссер не стал себя сдерживать.


В присутствии всего актерского состава он язвительно заявил: “Видно, костлявая рука голода совсем задушила заслуженного артиста, давайте пустим шапку по кругу, чтобы он не пробавлялся рекламой.” Не стерпев публичного унижения, Евгений покинул театр. А сняться в рекламе нототении его упросил директор магазина “Океан”, куда актер частенько заходил за покупками. Он не умел отказывать людям, чем многие беззастенчиво пользовались.
“Ленком”
Марк Захаров — главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола (позже —“Ленком”) с радостью принял Леонова. В этом театре актер с огромным успехом играл в течение 20 лет, до дня своего ухода из жизни. Последней работой Евгения Павловича стала роль молочника Тевье в спектакле “Поминальная молитва” по одноименной пьесе Григория Горина.


Блестящая кинокарьера Евгения Леонова
Евгений дебютировал в кинематографе в короткометражке “Карандаш на льду” (1948 г.), где промелькнул в эпизоде. Затем последовали еще несколько незначительных ролей. Впервые актер обратил на себя внимание в образе трусоватого шофера Мишки Снегирева в криминальной драме Иосифа Хейфица “Дело Румянцева” (а в ведущей роли Саши Румянцева прославился Алексей Баталов). С тех пор Леонова регулярно приглашали на второстепенные роли.


В 1961-м году режиссер Владимир Фетин предложил Евгению главную роль буфетчика Глеба Шулейкина в своей эксцентрической комедии “Полосатый рейс”. Прочитав сценарий, актер пришел в ужас и отказался: “Я не могу — у меня жена и сын“. Он понимал, что даже с цирковыми тиграми и львом сниматься очень опасно. Но режиссеру удалось уговорить Леонова. Кстати, и сам Фетин, приступая к работе над картиной сказал съемочной группе: “Постараемся сделать веселый, интересный фильм, если… останемся живы“.


К счастью, на съемках никто не пострадал, а душераздирающая история о старом льве Васе, якобы убитом ради удачных кадров, не более, чем миф. Но страху актеры, конечно, натерпелись, хотя в опасных сценах их дублировал тренер-дрессировщик. От дублера отказался только Алексей Смирнов — человек с героическим военным прошлым. Он к тому же придумал несколько “крутых” трюков, вошедших в картину. А бедному Леонову пришлось обходиться собственными силами в двух рискованных эпизодах: там, где хищники бросаются на клетку, в которой он заперт и где он, выпрыгнув из ванной, голышом удирает от тигра.


Невероятный успех “Полосатого рейса” оправдал перенесенные испытания — Евгений, как говорится, проснулся знаменитым. За ним закрепилось амплуа комика, которое разрушил тот же Фетин. В фильме о гражданской войне “Донская повесть” (1964 г.), он снял Леонова в драматической роли красного казака Якова, казнившего свою жену Дарью, как “классового врага”. На Всесоюзном кинофестивале в 1966-м году актер получил за эту работу вторую премию. А для выпускницы “Щуки” Людмилы Чурсиной роль Дарьи стала блестящим стартом в кинематографе.


Больше никто не сомневался, что Леонову подвластен любой жанр. На его счету около десятка серьезных, глубоких ролей: бывший разведчик Иван Приходько в социальной драме “Белорусский вокзал”, обманутый проходимцами музыкант Андрей Сарафанов в трагикомедии “Старший сын” (две любимые работы Евгения), принципиальный бригадир Василий Потапов в производственной драме “Премия”, мелкий служащий Алэн Конвей в экранизации пьесы английского драматурга Джона Пристли “Время и семья Конвей” и т.д. Последняя из перечисленных картин интересна еще и тем, что роли главных героев в молодости исполнили дети актеров, в частности, молодого Алэна сыграл Андрей Леонов.


Однако всенародную любовь принесли Евгению его комедийные персонажи. Наиболее плодотворный творческий тандем сложился у актера с Георгием Данелией. Начиная с сатирической комедии “Тридцать три” (роль Ивана Травкина изначально предназначалась Юрию Никулину, но тот уехал с цирком на гастроли), он будет сниматься в каждой комедии режиссера.


Из них наибольшую популярность завоевали: “Афоня” (штукатур Коля), “Мимино” (бывший фронтовик Иван Волохов), “Осенний марафон” (сосед Бузыкина Василий Харитонов) и Кин-Дза-Дза (чатланин Уэф).




Незаслуженно забыты еще две замечательные режиссерские работы Данелии с Леоновым в ведущих ролях — семейный фильм “Совсем пропащий” (1973 г.) по мотивам повести Марка Твена “Приключения Гекльберри Финна” и притча “Слезы капали” — современная интерпретация сказки “Снежная королева” (1982 г.).


Прославился Евгений и в фильмах других режиссеров. Фурор произвела комедия Александра Серого “Джентльмены удачи” (правда, без Данелии здесь тоже не обошлось — официально он числился сценаристом, а фактически руководил съемочным процессом). Крылатые фразы вора-рецидивиста Доцента мгновенно ушли в народ (блатной жаргон Александр частично позаимствовал из собственного тюремного опыта).


У Марка Захарова в великолепной сказке “Обыкновенное чудо” Леонов выступил в роли сумасбродного Короля вместе с целым созвездием актеров — Олегом Янковским, Ириной Купченко, Евгенией Симоновой, Александром Абдуловым, Екатериной Васильевой, Андреем Мироновым и т.д. Нашлось место и для сына Леонова — он сыграл ученика Охотника.


Невозможно перечислить все звездные роли гениального актера — до развала советского кинематографа он успел сняться еще во многих шедеврах. А один из шедевров мультипликации он озвучил — голосом Леонова говорит любимый всеми Винни-Пух. Озвучиванием мультфильмов Евгений занимался почти 30 лет.


В начале 90-х актер был уже сильно болен, но горел желанием работать. У Данелии он сыграл еще две небольшие роли в трагикомедии “Паспорт” (на мой взгляд, это последняя удачная работа режиссера, хотя она мало напоминает прежнего Данелию) и в невзрачной мелодраме “Настя”. Худшей в фильмографии Леонова стала главная роль деда Серафима в картине начинающего режиссера Ивана Щеголева “Американский дедушка” (1993 г.) Предполагается, что она относится к комедийному жанру.


А завершилась кинокарьера Евгения Павловича маленькой ролью в детективе Владимира Лаптева “Сыскное бюро Феликс” (1993 г.). Даже прекрасный актерский состав (Андрей Соколов, Наталья Крачковская, Владимир Ивашов и т.д) не спас фильм от провала.
Личная жизнь актера
Внешне актер не походил на “героя романа”. Полнота, из-за которой он переживал с детства, занижала его самооценку. Короткие романы у Евгения случались, а вот серьезные отношения долго не складывались. Но однажды на гастролях в Свердловске, он встретил свою судьбу — девушку с редким именем Ванда. Леонов и его коллега — Леонид Сатановский во время прогулки по городу познакомились с двумя красивыми студентками музыкально-педагогического училища. Актеры предложили им пройти по брони на спектакль “Дни Турбиных”, билеты на который были уже распроданы. С большим трудом они выпросили у директора лучшие места в партере. Конечно, подруги пришли.
После спектакля Евгений и Ванда гуляли по ночному Свердловску. 31-летний Леонов приложил максимум усилий, чтобы произвести впечатление на молодую красавицу — читал стихи, с юмором рассказывал о своей профессии. Они встречались еще три дня, а потом театр вернулся в столицу. Евгений бесконечно звонил Ванде, уговаривая ее приехать в гости. Наконец, она решилась. Роман, начатый в Свердловске, завершился предложением “руки и сердца” в Москве. Девушка ответила согласием.


Отец и мать Леонова сразу приняли невесту сына, а родители Ванды были категорически против брака дочери с нищим лицедеем. Пришлось обойтись без их благословения. Молодожены поселились в коммуналке Леоновых. Через два года у них родился сын Андрей (впоследствии тоже ставший актером). Собственную квартиру Евгений получил, прославившись в “Полосатом рейсе”.


Леонов обожал свою семью. Со съемок и гастролей он приезжал домой с чемоданом подарков, сам закупал продукты в невероятном количестве (вся страна уже знала актера в лицо и каждый продавец был рад отпустить ему товар из-под прилавка). Супруги прожили вместе 37 лет, до конца дней Евгения. Много лет они прослужили в одном театре — Ванда окончила театроведческий факультет ГИТИСа и работала в литературной части “Ленкома”. Ссорились они чрезвычайно редко, а если это случалось, Леонов первым шел на примирение. Он был очень добрым, деликатным и совершенно незлопамятным человеком. О каких-то романах “на стороне” не могло быть и речи (такой же крепкий счастливый союз был у еще одного замечательного актера — Леонида Куравлева).


Свою невероятную популярность Леонов не использовал в личных интересах. Например, отказался от государственной дачи на Рублевке (ему было “как-то неловко“) и за собственные средства купил участок в Давыдково. Он стал самым ценным семейным приобретением. Зато помогал коллегам “выбивать” жилье, телефоны, места в больницах и прочее, хотя терпеть не мог “торговать лицом”.
Отношения с сыном у Евгения складывались непросто. Андрея раздражала чрезмерная опека отца и его слава — подростку казалось, что окружающие воспринимают его исключительно как сына кинозвезды. И он обращал на себя внимание не лучшими способами — плохой учебой и хулиганскими выходками. Не раз Леонова-старшего вызывали в школу, где он краснел перед учителями, выслушивая рассказы о “подвигах” отпрыска. Однако он никогда не поднимал руку на сына. Только обзаведясь своими детьми, Андрей оценил безграничную любовь и заботу отца.
Фанатичная отдача профессии не могла пройти безнаказанно для здоровья актера. Уже к сорока годам у него начались проблемы с сердцем и сосудами, но он продолжал жить в том же сумасшедшем ритме. О событиях, произошедших с отцом на гастролях “Ленкома” в Германии, рассказал в одном из своих интервью Андрей Леонов. Он тоже работал в этом театре. У 62-летнего Евгения произошел инфаркт с остановкой сердца. В это время он делал рентгеновское обследование легких в одной из клиник Гамбурга (с сильным кашлем он обратился к врачу, а тот заподозрил пневмонию). Если бы Леонов уже не находился в больнице, шансов выжить у него бы не было. Почти месяц он пребывал в коме на аппарате искусственного дыхания. Немецкие врачи провели сложнейшую операцию коронарного шунтирования и, в прямом смысле, вернули актера с того света.


Все медицинские услуги оплатил директор театра, на сцене которого выступали актеры “Ленкома”. Ни “Ленком”, ни Министерство культуры не взяли на себя даже расходов за проживание Евгения в гостинице после операции. Помог один из соотечественников, приютивший Леоновых (Ванда тоже прилетела в Гамбург) в своей квартире. В адрес клиники, где Народному артисту СССР спасли жизнь, пришла… благодарственная телеграмма.
Когда возвращение Евгения на родину стало возможным, семья вылетела в Москву. Прямо из аэропорта актера привезли во Всесоюзный научный кардиоцентр, где он пролежал еще месяц. При выписке врачи предупредили Леонова, что с прежним образом жизни придется проститься. Однако через 4 месяца он вышел на сцену “Ленкома”.
Последние годы Евгения Леонова
Побывав “по ту сторону”, Леонов сильно изменился. Нельзя сказать, что он безоговорочно уверовал в Бога, но атеистом больше не был. Евгений чувствовал себя потерянным и никому не нужным в новом обществе — на съемки его приглашали редко, а роли предлагали далеко не те, к которым он привык. Тем не менее актер принимал предложения — человек, заработавший для страны миллионы, в свои преклонные годы остался без каких-либо накоплений. Он тревожился за судьбу жены и сына. Андрей уже женился, стал отцом и пока еще жил с семьей у родителей.


После съемок в “Американском дедушке”, поклонники забросали Леонова гневными письмами. А как еще мог заработать деньги актер, всю жизнь отдавший кинематографу? Он понимал, что может уйти в любой момент. Через год после операции, Евгений услышал от женщины-врача, случайно оказавшейся с ним в одной компании: “А вы знаете, Евгений Павлович, что после таких операций живут не более пяти лет?”. Впечатлительный Леонов не мог выбросить из головы эти цифры, но по-прежнему себя не берег. Возможно, если бы он ушел из профессии и занялся здоровьем, то прожил бы значительно дольше.


К сожалению, жестокий прогноз оправдался: вечером 29 января 1994 года Евгений Павлович собирался на спектакль “Поминальная молитва”. На глазах жены он внезапно упал и больше не подавал признаков жизни. Приехавшая на вызов бригада скорой помощи зафиксировала смерть. Как выяснилось впоследствии, 67-летний Леонов скончался из-за отрыва тромба. Похоронили великого советского артиста на Новодевичьем кладбище.


Зрителям, ожидавшим в тот вечер выхода на сцену любимого актера, объявили о его смерти. Никто не сдал билеты в кассу. Люди, объединенные общим горем, долго стояли в молчании перед зданием театра.
Оцените статью: