Наталья Крачковская, “сто килограммов мечты”

Наталья Крачковская — советская комедийная актриса, которую знает и любит каждый зритель. В ее биографии были счастливое замужество и годы актерской славы, на смену которым пришли одиночество, разочарования и тяжелая болезнь.

Наталья Леонидовна Белогорцева родилась в Москве 24 ноября 1938 года в семье театральных актеров — Белогорцева Леонида Юрьевича и Фониной Марии Зотовны. Отец ушел на фронт в 1941 году и встретил победу в звании майора, но домой так и не вернулся — погиб, подорвавшись на мине в немецком городе Веймар через несколько месяцев после окончания войны.

Наталья Белогорцева (Крачковская) в детстве
Наташа Белогорцева. Фото stars-biography.ru

С детства Наташа в равной степени увлекалась театром и историей, поэтому окончив школу, сначала подала документы в Историко-архивный институт. Но в последний момент актерские гены победили, и она поступила во ВГИК на курс Владимира Белокурова. Однако девушке было не суждено получить образование — на первом же курсе она попала в аварию и получила тяжелую черепно-мозговую травму. Серьезно пострадало зрение, поэтому с учебой пришлось попрощаться.

Восстановив здоровье, Наташа устроилась лаборанткой в Институт металлургии, но мечты о кино не оставила: с 1959-го года начала сниматься в “Мосфильме” в массовках, затем в эпизодических ролях, наиболее заметной из которых стала роль Веруньки в картине режиссера Владимира Басова “Битва в пути” (1961 г).

Наталья Крачковская в молодости. "Битва в пути"
Наталья Крачковская справа. “Битва в пути” 1961 г

На съемках следующего фильма “Половодье” (1962 г.), где будущая звезда так же играла в эпизоде, она познакомилась с успешным звукооператором Владимиром Крачковским. Это встреча изменит ее судьбу и как женщины, и как актрисы.

Благодаря Крачковскому, состоялось знакомство Наташи с легендарным режиссером Леонидом Гайдаем. Он вспомнил о колоритной толстушке, когда начал набор актеров в свою картину “12 стульев”. На роль мадам Грицацуевой пробовались такие известные актрисы, как Нонна Мордюкова и Галина Волчек, но пробы Натальи (тогда уже Крачковской), понравились режиссеру больше. Зато начинающую актрису возмутило в сценарии описание внешности ее будущей героини — “дамы необъятных размеров с арбузными грудями”. Она не испытывала комплексов по-поводу своего веса, поэтому страшно обиделась и даже хотела отказаться от роли, но здравый смысл победил.

Леонид Гайдай давно мечтал снять “12 стульев”, поэтому особенно трепетно выбирал актеров. Претендентов на роль Остапа Бендера было огромное количество. Даже после жесткого отсева их осталось более 20-ти человек, среди которых оказались Владимир Высоцкий, Николай Рыбников, Алексей Баталов, Владимир Басов, Михаил Козаков, Александр Белявский и т.д.

Наталья Крачковская и Владимир Высоцкий
Наталья Крачковская и Владимир Высоцкий. “12 стульев”, проба. Фото liveinternet.ru

Режиссер остановился на кандидатуре Белявского, но ему не понравилось, как тот выглядел в тандеме с Сергеем Филипповым (вот по-поводу Филиппова, сыгравшего Кису Воробьянинова, у Леонида Иовича никаких сомнений не было с самого начала). На его фоне Александр Белявский выглядел слишком бледно.

Александр Белявский актер
Александр Белявский. Фото imena.pomnivsegda.ru

 

Остап Бендер и Киса Воробьянинов. "12 стульев"
Остап Бендер и Киса Воробьянинов. “12 стульев” 1971 г.

Режиссеру пришлось с ним расстаться и продолжить поиски Бендера. Тут кто-то рассказал Гайдаю, что есть такой малоизвестный грузинский актер — Арчил Гомиашвили, который гастролирует по провинциальным городам со спектаклем по мотивам “Золотого теленка”. Режиссер пригласил Гомиашвили на пробы и сразу же принял, в отличие от руководства “Мосфильма”, которое недоумевало, почему Гайдай предпочел взять на эту роль “темную лошадку”, да к тому же, еще и лысого грузина. Но Леонид Иович сумел отстоять свой выбор (а лысину Арчила скрыл под париком). Фильм вышел на экраны в 1971-м году и прославил ранее не известных актеров — Гомиашвили и Крачковскую (кстати, они друг друга невзлюбили: Наталья считала партнера “нагловатым, шумным позером” и старалась с ним лишний раз не пересекаться, а он относился к “жене”, как к пустоту месту).

Мадам Грицацуева и Остап Бендер. "12 стульев"
Мадам Грицацуева и Остап Бендер. “12 стульев” 1971 г.

До сих пор зритель сравнивает две версии “12 стульев” — Леонида Гайдая и Марка Захарова.

Воробьянинов (Анатолий Папанов) и Бендер (Андрей Миронов)
Воробьянинов (Анатолий Папанов) и Бендер (Андрей Миронов). 1976 г.

И та, и другая имеют своих поклонников и противников (лично мне больше нравятся Андрей Миронов и Анатолий Папанов в ролях Остапа и Воробьянинова), но в оценке мадам Грицацуевой, большинство зрительских симпатий на стороне Натальи Крачковской. Между прочим, во всех дублях актриса снималась сама (не удалось найти дублершу соответствующих габаритов). Две недели она носилась по лестнице длиной в 5 этажей за “товарищем Бендером” — ровно столько времени потребовалось съемочной группе, чтобы снять сцену в редакции газеты “Станок”. И на ленте транспортера ей пришлось несколько раз прокатиться (а в конце пути падать на небольшой матрасик), и висеть на часах на высоте нескольких метров от пола…

Крачковская стала одной из лучших комедийных актрис советского кино. И не важно, что главных ролей в ее фильмографии не найти — даже небольшие ее работы украшали любую киноленту. Партнерами Натальи были самые знаменитые актеры того времени — Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Леонид Броневой и т.д. с которыми она снималась в таких культовых картинах, как “Иван Васильевич меняет профессию” (1973 г.), “Не может быть” (1975 г.), “Покровские ворота” (1982 г.) и во множестве других.

Ульяна Андреевна. "Иван Васильевич меняет профессию"
Ульяна Андреевна. “Иван Васильевич меняет профессию”

 

Соев (Евгений Моргунов) с женой. "Покровские ворота"
Соев (Евгений Моргунов) с женой. “Покровские ворота”

Все 80-е годы Крачковская оставалась востребованной комедийной актрисой. Не изменилась для нее ситуация и в 90-е, когда отечественный кинематограф переживал глубокий кризис. Наталья по-прежнему оставалась талантливой и яркой, чего, к сожалению, нельзя сказать о фильмах, в которых она сыграла в этот период. На мой взгляд, достойны упоминания разве что две приключенческих комедии Леонида Гайдая — “Частный детектив, или Операция “Кооперация” (1989 г.) и “На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди” (1992 г.), но разве можно их сравнить хотя бы с одной предыдущей работой этого режиссера? Так же Крачковская выступала в концертных программах, играла в антрепризных спектаклях.

Наталья Крачковская и Дмитрий Харатьян. "На Дерибасовской хорошая погода"
Федор Соколов (Дмитрий Харатьян) и жена Мони. “На Дерибасовской хорошая погода”

Личная жизнь “мечты поэта”

В жизни Натальи был всего один брак — со звукооператором Владимиром Васильевичем Крачковским. Они познакомилась во время съемок картины “Половодье”, когда начинающей актрисе было 24 года.

Владимир Крачковский
Владимир Крачковский. Фото kulturologia.ru

Владимир был старше ее на 15 лет. Вся съемочная группа с интересом наблюдала за развитием их романа, а ухаживал Крачковский за Наташей очень нестандартно — вместо цветов и конфет, он задаривал девушку деревенскими продуктами: творогом, сметаной и свежими булочками. Владимир покорил ее сердце теплотой и заботой, которых она не встречала раньше, общаясь с ровесниками. Они поженились уже в конце съемок “Половодья”. Через год родился сын Василий (ставший впоследствии, как и отец, звукооператором). Это был крепкий счастливый брак, столь редко встречающийся среди людей искусства. Супруги прожили вместе 26 лет, до скоропостижной смерти Владимира Васильевича в 1988-м году.

Крачковская осталась вдовой в 49 лет и впоследствии еще не раз могла устроить личную жизнь. Увлечения у нее, конечно, случались, но все претенденты на ее руку проигрывали в сравнении с покойным мужем. Любимая профессия помогала справляться с одиночеством — сын к тому времени уже жил отдельно с собственной семьей.

Почему Леонид Гайдай заставил Крачковскую набрать вес

Были в жизни актрисы и обычные женские увлечения: вязание и кулинария. Наталья обожала готовить и не отказывала себе в пирогах и сладостях до тех пор, пока позволяло здоровье (даже издала книгу рецептов русской кухни). Тем более, что габариты Крачковской были ее визитной карточкой в кинематографе, а чувствовала она себя в таком весе комфортно и уверенно.

Однажды во время съемок картины “Иван Васильевич меняет профессию”, актриса заболела воспалением легких. Успели снять только часть сцены, в которой жена Бунши подходит к соседской двери с замечательной фразой: “Извините, что я беспокою вас во время вашей семейной драмы”. Выздоровев, Крачковская вернулась к работе похудевшей на 20 килограмм. Съемки возобновились и следующим был дубль, где Ульяна Андреевна отходит от двери. Леонид Гайдай просмотрел всю сцену и заявил, что “это никуда не годится: к двери подошел один человек, а отходит другой”. Режиссер дал Наталье 2-хнедельный срок, чтобы вернуть свой привычный облик. Как ни упрашивала его актриса найти какой-нибудь другой выход, Гайдай остался неумолим. Пришлось Крачковской усиленным питанием возвращать потерянный вес.

Как Крачковская оказалась втянута в финансовую аферу

В начале 2000-х Крачковская не сидела без работы, но денег все-равно не хватало. Возможно, поэтому нечистоплотным дельцам удалось втянуть актрису в авантюру с созданием “школ актерского мастерства”. Ей предложили стать лицом компании, которая будет заниматься поиском талантливых детей и обучать их основам актерского мастерства. Почему бы не поучаствовать в таком благородном деле? Наивная Наталья в течение полутора лет добросовестно составляла обучающие программы и получала за свой труд от 300 до 500 долларов в месяц. Она и представить себе не могла, что прикрываясь ее именем, мошенники вымогают у родителей крупные суммы, обещая в ближайшее время снять их отпрысков в фильмах и рекламе.

Афера проводилась с размахом — было открыто множество школ на территории России, Белоруссии, Украины. Кончилось все так, как и было должно: собрав миллионы, аферисты исчезли, а обманутые родители кинулись с жалобами в прокуратуру. Непричастность Крачковской к этому преступлению со временем была установлена, но актриса пережила настоящую травлю со стороны СМИ. Бессовестные репортеры под любым предлогом проникали в дом Натальи Леонидовны, чтобы задать всего один вопрос: где деньги? Их почему-то не смущало, что актриса живет в скромной однокомнатной квартире. Крачковская попала в больницу в предынфарктном состоянии. С тех пор у нее начались проблемы с сердцем.

Последние годы, причина смерти

С 2007-го года Наталья Леонидовна больше не снималась — не позволяло здоровье, да уже и не приглашали. Передвигалась она на коляске: после перенесенного тяжелого инсульта актриса, практически, не могла самостоятельно ходить. Затем — сахарный диабет, нескольких инфарктов, операция на сердце… Заниматься хозяйством пожилой женщине помогали ее домработница и приехавшая из Владивостока подруга Ираида Пугачева. Сын Василий и внук Владимир, конечно, ее навещали, но не так часто, как бы того хотелось актрисе.

Наталья Крачковская с сыном Василием и внуком Володей
Наталья Крачковская с сыном Василием и внуком Володей. Фото tele.ru

Незадолго до смерти, Крачковская начала строить планы поездки в Китай по-поводу диабета, лето собиралась провести на даче. Мрачных предчувствий у нее не было…

28 февраля 2016 года у Натальи Леонидовны случился очередной инфаркт. В крайне тяжелом состоянии ее доставили в реанимацию одной из Московских больниц, где она и скончалась не приходя в сознание 3 марта 2016 года на 78-м году жизни. Похоронили любимую народную артистку на Троекуровском кладбище 5 марта.

Могила Натальи Крачковской
www.eg.ru

До сих пор на могиле Натальи Леонидовны нет нормального надгробья. Василий Крачковский сообщил, что собирается перезахоронить рядом с матерью останки своего отца и уже тогда установит достойный памятник. Будем надеяться.

Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.