Роковая роль Андрея Миронова

Андрей Миронов из тех актеров, что рождаются раз в столетие. Он прославился в театре и кино уже в молодости, играл лучшие роли и был любим красивейшими женщинами. Но профессия, ради которой он жил, стала причиной его раннего ухода.

Андрей Миронов
Андрей Миронов. Фото soreal.ru

Андрей родился в Москве 7 марта 1941 года незадолго до начала войны с Германией. Его родителями были известные эстрадные артисты Мария Миронова и Александр Менакер. Первые годы жизни ребенка прошли в Ташкенте, куда семья эвакуировалась вместе с Театром эстрады и миниатюр, где служили оба актера. При первой возможности они вернулись в Москву.

Андрей, по традиции, носил фамилию отца, но когда в стране началась антисемитская компания, родители сменили ему фамилию на Миронова.

Александр Менакер и Мария Миронова
Александр Менакер и Мария Миронова. Фото liveinternet.ru

Детство мальчика прошло в творческой атмосфере. Благодаря родителям, ему посчастливилось общаться со многими знаменитыми личностями, среди которых были Фаина РаневскаяМихаил Зощенко, Валентин Катаев и Леонид Утесов. Несмотря на занятость, мать уделяла большое внимание воспитанию сына. Андрей сильно выделялся на фоне сверстников внутренней свободой и эрудицией. Будучи еще подростком, он прекрасно разбирался в литературе, музыке, отлично знал английский и обожал театр. Андрей занимался в школьном театральном кружке, а в старших классах — в студии при Центральном детском театре.

Андрей Миронов в школьные годы
Андрей Миронов в школьные годы. Фото the-most-beautiful.ru

Миронов мечтал о театральной карьере и другие профессии даже не рассматривал. А родители хотели видеть сына дипломатом или переводчиком, но позволили ему идти своим путем. В 1958-м году Андрей с первой попытки и без чьей-либо протекции поступил в Театральное училище имени Щукина в мастерскую Иосифа Рапопорта.

Андрей Миронов в театре

По окончании ВУЗа Андрей и его друзья-однокурсники Юрий Волынцев и Михаилов Воронцов пришли показываться в Театр имени Вахтангова. Рубен Симонов, руководивший тогда театром, взял и Волынцева, и Воронцова, а Миронову отказал, сославшись на отсутствие подходящей вакансии. Для Андрея, окончившего “Щуку” с красным дипломом, это стало болезненным ударом.

Но талантливый выпускник недолго искал работу: в том же 1962-м году главный режиссер Валентин Плучек принял его в Театр Сатиры. Здесь Миронов прослужит всю свою жизнь.

Театральная карьера Андрея пошла на взлет уже через год. Тяжело заболел Владимир Лепко, исполнитель главной роли Присыпкина в спектакле “Клоп” по пьесе Маяковского. Плучек решился заменить его на Миронова и не ошибся: зрителям и критикам понравилась игра молодого актера. А после роли Мирона Тушканчика в музыкальной комедии “Женский монастырь”, премьера которого состоялась в 1964-м году, Андрей стал невероятно популярным. С этого момента режиссер будет называть его “наше солнышко” и давать центральные роли в классических и современных постановках.

Их отношения разладились в начале 80-х, когда Миронов всерьез занялся режиссерской работой (его дебют на этом поприще состоялся в 1973-м году в спектакле “Маленькие комедии большого дома”). Любимый актер превратился для Плучека в опасного конкурента, способного превзойти своего учителя.

Андрей Миронов. Спектакль "Тени" 1987 г.
Спектакль “Тени” 1987 г. Фото gazeta.ru

Андрей, не знакомый с чувством творческой ревности, далеко не сразу понял, с чем связано охлаждение к нему режиссера. Роли в премьерных спектаклях доставались ему все реже. Он не знал, что значит быть невостребованным: кинематограф, телевидение и радио разрывали его на части, но тяжело переживал из-за проблем в театре. 15 июня 1987 года стал его последним днем на сцене Театра Сатиры. Он сыграл Клаверова в спектакле “Тени” по Салтыкову-Щедрину, который поставил сам.

Как сложилась кинокарьера Андрея Миронова

Дебют актера в кино состоялся в 1961-м году. В молодежной мелодраме Юлия Райзмана “А если это любовь?” он сыграл небольшую роль десятиклассника Пети, а в главных ролях снялись Жанна Прохоренко (уже прославившаяся в “Балладе о солдате”) и Игорь Пушкарев. Совершенно невинная, по современным меркам, история любви двух школьников, в 60-е годы казалась необычайно смелой и вызвала бурные дискуссии в обществе (такой же резонанс имел фильм “Маленькая Вера” в конце 80-х).

Андрей Миронов. "А если это любовь?" 1961 г.
Андрей Миронов. “А если это любовь?” 1961 г.

Удачной оказалась и следующая молодежная картина Александра Зархи “Мой младший брат” (1962 г.), где Миронов, Людмила Марченко, Александр Збруев и Олег Даль сыграли вчерашних выпускников школы, покинувших родительский дом, чтобы начать самостоятельную жизнь.

Андрей Миронов т Олег Даль. "Мой младший брат" 1962 г.
Андрей Миронов т Олег Даль. “Мой младший брат” 1962 г.

Через год Андрей исполнил свою первую главную роль ветеринара Ромы Любешкина в комедии Генриха Оганесяна “Три плюс два”. С нее и началась звездная карьера Миронова и других исполнителей ведущих ролей: Натальи Фатеевой, Евгения Жарикова и Натальи Кустинской. Фильм имел оглушительный успех в советском прокате. Под впечатлением от романтики “дикого” отдыха, граждане массово ринулись на Черное море с палатками.

Наталья Фатеева и Андрей Миронов. "Три плюс два" 1963 г.
Наталья Фатеева и Андрей Миронов. “Три плюс два” 1963 г.

“Бриллиантовая рука”

Затем была яркая роль спекулянта Димы Семицветова в гениальной комедии Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля” (1966 г.), но всенародная слава пришла к 28-летнему актеру после выхода на экран эксцентрической комедии Леонида Гайдая “Бриллиантовая рука” (1968 г.).

В образе Геши Козодоева режиссер видел Георгия Вицина, но решил рискнуть и утвердил Миронова. Относительно Семена Горбункова он не сомневался — сценарий был написан специально под Юрия Никулина, а на роль Лёлика претендовали три артиста: Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Все мы знаем, кого выбрал Гайдай.

"Бриллиантовая рука" 1968 г.
“Бриллиантовая рука” 1968 г.

Андрей полностью оправдал доверие режиссера, блестяще сыграв авантюриста-неудачника Гешу. Его виртуозная легкость и пластика поразили зрителей. Никто не догадывался, сколько изматывающих репетиций стояло за этой отточенностью движений. Кстати, по свидетельству родственников, природа обделила Миронова музыкальным слухом. Он долго учился петь. Но разве можно в это поверить, слушая “Остров невезения” в его исполнении?

Юрий Никулин и Андрей Миронов. "Бриллиантовая рука" 1968 г.
Юрий Никулин и Андрей Миронов. “Бриллиантовая рука” 1968 г.

“Бриллиантовая рука” стала лидером проката 1969 года в Советском Союзе и до сих пор является любимым народным фильмом. Многие зрители не сомневались, что звездный дуэт Миронов-Папанов появится и в следующем фильме Гайдая, но в “12 стульях” главные роли исполнили другие актеры. Режиссер не хотел повторяться, так как Андрей, по сути, уже сыграл своего Бендера. К тому же, на фоне Сергея Филиппова в роли Кисы Воробьянинова, он выглядел не слишком убедительно. Через 5 лет Миронов и Папанов все-таки сыграют главных героев в “12 стульях” у Марка Захарова.

Фотопроба Андрея Миронова на роль Остапа Бендра в "12 стульев" (1971 г.)
Фотопроба Андрея Миронова на роль Остапа Бендра в “12 стульев” (1971 г.) Фото livejournal.com

За “Бриллиантовой рукой” последовали множество замечательных картин: “Достояние республики” (учитель фехтования Шиловский), “Невероятные приключения итальянцев в России” (капитан милиции Васильев), “Соломенная шляпка” (рантье Фадинар), “Небесные ласточки” (учитель пения Селестен), “Будьте моим мужем” (детский врач Виктор), “Блондинка за углом” (астроном Николай) и т.д. Мы знаем их наизусть, но пересматриваем снова и снова.

"Соломенная шляпка" 1974 г.
“Соломенная шляпка” 1974 г.
"12 стульев" 1976 г.
“12 стульев” 1976 г.

Драматические роли Андрея Миронова

Миронов мечтал избавиться от амплуа комедийного актера, но возможностей реализовать свой драматический дар у него не было. Среди огромного количества комедий в его фильмографии только две драмы: “Фантазии Фарятьева” Ильи Авербаха и “Мой друг Иван Лапшин” Алексея Германа. В первой из них Андрей сыграл мечтателя-идеалиста Фарятьева, полюбившего девушку, которая любит другого (роль Александры исполнила Марина Неелова), а во второй — психологически надломленного писателя Ханина, совершившего самоубийство.

Андрей Миронов и Марина Неелова. Фантазии Фарятьева" 1979 г.
Андрей Миронов и Марина Неелова. Фантазии Фарятьева” 1979 г.

Возможно, Миронов сумел бы воплотить в жизнь все свои творческие планы, но судьба отпустила ему слишком мало времени. Свою последнюю роль мистера Фёста актер сыграл в музыкальном фильме Аллы Суриковой “Человек с бульвара Капуцинов” (1987 г.)

Андрей Миронов и Александра Яковлева. "Человек с бульвара Капуцинов" 1987 г.
Андрей Миронов и Александра Яковлева. “Человек с бульвара Капуцинов” 1987 г.

Личная жизнь Андрея Миронова

Любовных приключений в жизни знаменитого актера хватало, но он их не афишировал. Как сказала о Миронове его коллега по сцене Вера Васильева: “Он был постоянно в кого-то влюблен”. Наиболее известна его связь с первой красавицей страны Натальей Фатеевой. Они познакомились на съемках картины Генриха Оганесяна “Три плюс два” (1963 г.), которая прославила и Андрея, и Наталью.

Наталья Фатеева. Фото kino-teatr.ru
Наталья Фатеева. Фото kino-teatr.ru

Фатеева была старше Миронова на 7 лет. На тот момент она еще не развелась с режиссером Владимиром Басовым, но вскоре это произошло. Бурный роман не привел к свадьбе, несмотря на сильные чувства со стороны Андрея. Его мать Мария Владимировна, принимавшая деятельное участие в жизни сына, отвергла кандидатуру Фатеевой.  Причиной тому стал возраст красавицы и наличие у нее 5-летнего ребенка от брака с Басовым (к тому же, когда состоялась церемония знакомства, маленький Володя, очарованный шикарной квартирой Мироновых, громко поинтересовался у Фатеевой: “А мы теперь здесь жить будем?”). Убедившись, что мать непреклонна, а Миронов не предпринимает решительных действий, Наталья разорвала с ним отношения.

Мария Миронова, Андрей Миронов
Андрей Миронов с мамой. Фото 2aktera.ru

О следующем романе Андрея с актрисой Татьяной Егоровой стало известно благодаря самой Егоровой. В 1999-м году она издала скандальную автобиографическую книгу “Андрей Миронов и я”, где представила себя главной женщиной в его жизни и смешала с известной субстанцией коллег по Театру Сатиры (я эту “любовную драму” прочитала и вполне понимаю тех, кто перестал здороваться с Егоровой). Кстати, когда Леонид Менакер (родственник по отцу) спросил у Миронова, почему тот не женится на Татьяне, актер ответил: “Слушай, не могу же я быть скомпрометированным 24 часа в сутки!

Татьяна Егорова
Татьяна Егорова. Фото hab.kp.ru

Андрей Миронов: две жены, известные актрисы

В первый раз Андрей женился в 1971-м году на молодой актрисе Екатерине Градовой, перешедшей в театр Сатиры из “Маяковки”. Свою избранницу актер познакомил с матерью уже после того, как они подали заявление в ЗАГС. У знаменитой пары родилась дочь Мария (в будущем известная актриса).  Этот союз распался через 5 лет.

Екатерина Градова. "Собака Баскервилей" 1971 г.
Екатерина Градова. “Собака Баскервилей” 1971 г.

Андрей хотел, чтобы жена ушла из театра и посвятила жизнь семье, но Градова не собиралась отказываться от карьеры. После роли радистки Кэт в “Семнадцати мгновениях весны”, она стала очень популярной. А Екатерину не устраивали интрижки мужа с их общими коллегами по сцене. По словам актрисы: “Делить его ни с кем не могла, а прощать тогда еще не научилась”.

Андрей Миронов с дочерью Марией
Андрей Миронов с дочерью Марией. Фото back-in-ussr.com

Они расстались. Впоследствии Градова очень сожалела, что не пыталась сохранить семью, тем более, что после “Семнадцати мгновений” сыграла в кино только одну яркую роль — подруги вора Ручечника (Евгения Евстигнеева) в фильме “Место встречи изменить нельзя”.

Екатерина Градова. "Место встречи изменить нельзя" 1979 г.
Екатерина Градова. “Место встречи изменить нельзя” 1979 г.

Второй и последний брак Миронов заключил с актрисой Ларисой Голубкиной, звездой фильма “Гусарская баллада”. Они познакомились еще в начале 60-х, на дне рождения подруги Ларисы Натальи Фатеевой. Тогда у Миронова с Голубкиной случился недолгий роман, не имевший продолжения.

Лариса Голубкина. "Гусарская баллада" 1962 г.
Лариса Голубкина. “Гусарская баллада” 1962 г.

Разведясь с Градовой, Андрей возобновил отношения с Голубкиной. Они прожили вместе 3 года, а потом официально оформили брак. Актер удочерил ребенка жены 4-хлетнюю Марию.

Лариса безропотно согласилась на роль “второй скрипки”, в результате чего этот союз продержался 10 лет, до конца жизни Миронова. По ее словам: “Буквально все вертелось и крутилось вокруг Андрея и для него”. Голубкина безукоризненно содержала дом, принимала многочисленных гостей мужа (даже если они заявлялись за полночь) и закрывала глаза на его похождения. О чем еще может мечтать мужчина?!

Лариса Голубкина и Андрей Миронов. "Трое в лодке, не считая собаки" 1979 г.
Лариса Голубкина и Андрей Миронов. “Трое в лодке, не считая собаки” 1979 г.

Андрей Миронов: последние годы

В конце 70-х здоровье актера пошатнулось. Организм не выдерживал бесконечной работы. К фурункулезу, от которого Андрей страдал с молодости, прибавились еще более серьезные проблемы. В 1978-м году на гастролях в Ташкенте Миронов потерял сознание во время спектакля. У него случился микроразрыв в мозге: так впервые дала о себе знать врожденная аневризма. Но в местной больнице, где Андрей провел несколько дней, ему поставили ошибочный диагноз: менингит.

Родственники актера решили подстраховаться и позвонили известному московскому нейрохирургу. По описанию симптомов тот определил, что у Андрея произошло кровоизлияние в мозг. Врач настоятельно рекомендовал провести серьезное обследование. Но Миронов почувствовал себя лучше и махнул рукой на его совет.

"Следопыт" 1987 г. Последняя роль Андрея Миронова. Озвучивал его другой актер
“Следопыт” 1987 г. Последняя роль Андрея Миронова. Озвучивал его уже другой актер

Еще 8 лет он продолжал жить в том же сумасшедшем ритме: театр, съемки, разъезды… В начале августа 1987 года театр поехал на гастроли в Ригу. 14 августа Миронов играл в спектакле “Безумный день, или женитьба Фигаро”. Внезапно он потерял сознание. Скорая привезла актера в клинику нейрохирургии, где врачи диагностировали у него обширное кровоизлияние. Но делать операцию было уже слишком поздно. Утром 16 августа 1987 г. он скончался, не приходя в сознание. Причиной смерти стал разрыв аневризмы. Миронову было всего лишь 46 лет.

"Безумный день, или женитьба Фигаро". Спектакль Театра Сатиры
“Безумный день, или женитьба Фигаро”. Спектакль Театра Сатиры

Тело актера на машине доставили в Москву. 20 августа Андрей Александрович Миронов был похоронен на Ваганьковском кладбище. Театр Сатиры продолжил гастроли, как будто ничего не случилось. Плучек не счел нужным прерваться даже на один день, чтобы почтить память великого артиста.

Могила Андрея Миронова и Марии Мироновой
Фото liveinternet.ru

Мария Миронова пережила сына на 10 лет. Свою квартиру и семейный архив она завещала Театральному музею имени Бахрушина. После смерти актрисы там организовали музей Андрея Миронова. Ее похоронили рядом с могилой сына.

Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.