Александра Семеновна Завьялова — знаменитая советская актриса театра и кино с очень тяжелой биографией. Несмотря на талант и красоту, ее редко снимали. Рождение позднего ребенка положило начало психическому расстройству, но любимый сын принес только горе и стал причиной смерти.
Детство, учеба
Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936-го года в селе Титовка Тамбовской области. Кроме нее, у родителей была старшая дочь Клава. С детских лет Шура мечтала стать актрисой — пела в хоре, танцевала и много читала, успевая при этом отлично учиться и помогать родителям в повседневных деревенских заботах. После окончания школы, несмотря на протесты родителей, девушка уехала в Ленинград и с первой попытки поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского.
Учеба давалась Шурочке легко, а ее артистические способности вызывали зависть менее красивых и талантливых сокурсниц. Окончив институт в 58-ом году, молодая актриса по распределению попадает в труппу Брестского драматического театра.
Звездное начало актерской карьеры
Ее театральная карьера начинается удачно — актрисе дают главные роли в классическом репертуаре, появляются поклонники. Не прошло и года, как Завьялову пригласили в Москву на одну из главных ролей в картине «Люди на мосту» (1959 г.).
Фильм имел успех, актрису заметили и сразу же предложили главную роль в лирической комедии «Алешкина любовь». Картина вышла на экраны в 60-ом году и прославила главных героев — стрелочницу Зинку и ее верного поклонника Лешку (Леонида Быкова). В Брест Шура уже не вернется.
За последующее десятилетие актриса снимется еще во многих картинах, лучшей из которых станет историческая драма «Тени исчезают в полдень» (70-71 г.). Завьялова блестяще исполнит роль Серафимы Клычковой (монахини Пистимеи) — бывшей богачки, ненавидящей советскую власть.
К сожалению, обстоятельства в ее жизни сложатся так, что эта работа в кинематографе станет для Александры последней. Крошечную роль в картине «Белые одежды» 20 лет спустя, мне кажется, можно не считать.
Личная жизнь
В первый раз Завьялова вышла замуж в 23 года за ленинградского художника Дмитрия Бучкина. Молодая семья поселилась вместе с родителями мужа. Вскоре родилась дочь Татьяна. Свекровь с самого начала невзлюбила Александру — по ее мнению, невестка слишком много времени проводила на съемках и не уделяла ее любимому сыну должного внимания.
Дмитрий, как творческий человек, понимал жену, но противостоять матери был не способен. Естественно, все кончилось разводом. Тем не менее, расстались супруги друзьями и всю дальнейшую жизнь поддерживали связь.
На короткое время в жизни Завьяловой появился американский миллионер — Отелло Черезолли, который приехал в Советский Союз по своим торговым делам. Они встретились совершенно случайно и влюбились друг в друга.
Каждый из них понимал, что у этой истории нет будущего, но все закончилось гораздо раньше, чем они рассчитывали: американца просто выдворили из страны, в чем-то обвинив, а у Завьяловой начались неприятности на «Ленфильме». В то время за связь с иностранцем уже не сажали, но репутацию неблагонадежной гражданки актриса заработала.
Потом у Александры завязались отношения с выпускником ВГИКа, режиссером Резо Эсадзе: он приехал в Ленинград в 64-ом году снимать свою дипломную картину «Фро».
Конечно, главную роль Фроси в этом фильме исполнила Завьялова. У актрисы зародилась надежда на устройство личной жизни и удачный творческий тандем, но ничего не получилось. После выхода еще одного фильма Резо с Завьяловой в главной роли («Четыре страницы одной молодой жизни», 1967 г.), руководство киностудии откровенно заявило режиссеру, что «на Завьялову мы работать не будем». Вскоре Эсадзе уехал и актриса осталась одна. Александра была не из тех людей, кто добивается ролей любыми способами. Ее, практически, перестали снимать.
Актриса тяжело переживала свою невостребованность, но не сидела «сложа руки» — ездила с концертами по стране. Дочь росла на два дома: в отсутствии матери, жила с отцом и его родителями. Потом Завьялова купила квартиру по-больше и перевезла из села свою маму (правда, вскоре пришлось отправить ее обратно — пожилая женщина не прижилась в мегаполисе). Личную жизнь актриса больше не пыталась устроить.
Роковое решение
Когда Завьяловой исполнилось 40 лет, у нее случился мимолетный роман во время приезда к родителям в Титовку. Актриса забеременела и приняла решение оставить ребенка. Имени отца она никогда не упоминала. После рождения сына Пети (кстати, бывший муж Дмитрий Бучкин мальчика усыновил), ее здоровье начало ухудшаться. На тяжелое эмоциональное состояние из-за невозможности заниматься любимым делом, наложилась послеродовая депрессия. А рядом не нашлось человека, который бы посоветовал Александре показаться врачу. Возможно, своевременная помощь могла бы предотвратить последующие события.
Психиатрическая лечебница
В поведении Завьяловой появились странности: она никого не подпускала к Пете. Особенное недоверие испытывала к медработникам. За 2 года жизни мальчика, ему не сделали ни одной прививки. Однажды по звонку «доброжелателей» из числа соседей, в квартире появились медики и забрали растерявшуюся актрису в психиатрическую лечебницу. Несовершеннолетней дочери Татьяне брата оставить не могли. Петю отправили в Дом малютки.
Актриса провела в лечебнице полтора месяца. Ее выпустили после того, как обманным путем заставили написать заявление о выходе на инвалидность в связи с психическим заболеванием. Уверяли, что это временная справка, которая никак не коснется ее работы. Вышло с точностью до наоборот: никто и не собирался снимать с Завьяловой инвалидность. Мало того, на основании этого документа актрису через год уволили из Театр киноактера. Закрылась дорога и на Ленфильм.
Сын Петр — к чему привела слепая любовь
Завьялова вернулась домой. Забрала Петю из Дома малютки и попыталась наладить разрушенную жизнь. После пережитого, характер Александры изменился: от энергичной, жизнерадостной женщины ничего не осталось. Она замкнулась в себе и избегала любого общества. Все свои силы и любовь актриса отдавала сыну. Она превозносила его достоинства и не хотела замечать недостатки. Неудивительно, что мальчик рос с ощущением своей исключительности и вседозволенности. Результаты не заставили себя ждать: в 14 лет он связался с плохой компанией и начал пить. Вся дальнейшая жизнь Завьяловой станет борьбой с алкоголизмом сына.
Сестра Татьяна неоднократно определяла Петра в клинику, но результата хватало только на пол-года. Он не удерживался ни на одной работе, жил за счет материнской пенсии и помощи сестры. Татьяна не раз предлагала матери переехать к ней, но Завьялова не могла оставить «бедного, больного Петеньку».
За день до 80-ти летия актрисы — 3 февраля 2016-го года, в квартире Татьяны раздался ночной звонок. Это был Петр. Он сказал: «Кажется, я убил ее…» Татьяна с мужем примчались на квартиру матери и увидели страшную картину: на диване сидел невменяемый пьяный брат, а на полу в кухне лежала мама в луже крови. Она была уже мертва. На кухонном столе лежал нож…
Петр не мог вспомнить, как это случилось. Никогда раньше он не поднимал на мать руку. Возможно, несчастная женщина стала жертвой пьяной галлюцинации сына. Суд признал Петра виновным в убийстве и приговорил к 8-ми годам лишения свободы.
Когда стало известно о смерти Завьяловой, СМИ и телевидение посвятили ее памяти много статей и передач. Почему-то живая актриса никого не интересовала. Когда в 1994-ом году ей присвоили звание Заслуженной артистки России, актриса узнала об этом из газет. Никто не удосужился даже позвонить…
8 февраля Александру Семеновну Завьялову похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с часовней Ксении Блаженной. На погребении присутствовали только близкие родственники.
Оцените статью: