Наталья ЛАГИНА
Ему сорок семь лет. Из них двадцать шесть отданы работе на театральной сцене и параллельно двадцать — если считать с первой значительной роли — кинематографу. Конечно, были роли, которые не стали вехой в его биографии, но даже и среди них нет таких, что не обогатили бы его творчество.
Причины столь значительной художественной емкости неоднозначны. Тут обостренная требовательность к самому себе, полная самоотдача, стремление глубинно осмысливать предлагаемый характер и, наконец, постоянное совершенствование актерской техники, которая сегодня у актера на поистине редкостной высоте. А хорошая, добрая творческая жадность этого артиста никогда не выливается в надежду на опыт и профессионализм и скорее близка по своему ощущению к неповторимости, вечному дебюту в каждой новой роли.
Олег Борисов, которого поначалу хотели было использовать как актера острохарактерного, типажного или актера комедийного, буквально каждой своей работой опровергал малейший намек на одноплановость даже в пределах жанра. Играл комедию — и отлично играл! — а за комедийной ситуацией и комедийными красками ощущалась большая психологическая глубина, подчас и некий скрытый трагизм. Другой, быть может, ограничился бы яркими гротесковыми и фарсовыми красками, как, скажем, в образе парикмахера Свирьки Голохвостого (экранизация классической украинской пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами»). Но Олег Борисов вместе с режиссером Виктором Ивановым сделал так, что образ Свирьки неожиданно вышел далеко за пределы поучительной истории о том, как провинциальный парикмахер погнался за двумя невестами, чтобы поправить свои материальные дела, но, как и подобает, остался с носом, ибо зло и корысть должны быть посрамлены. Свирька органично переместился из своего «паспортного» конца девятнадцатого века чуть пи не в наши дни и оказался достаточно четким и злым символом современного мещанства. Да, в индивидуальности Олега Борисова есть отличное качество: он категорически не идет на однозначность персонажа, даже если персонаж этот задуман несколько прямолинейно.
Свирьку Голохвостого он сыграл в тридцать лет. Именно эта роль принесла широкую известность актеру Русского драматического театра имени Леси Украинки в Киеве. Но ведь были роли и до того, и не только комедийные — «Когда поют соловьи», «Город зажигает огни», «Олекса Довбуш», «Балтийское небо». Совершенно разные характеры, разный материал, разные жанры, но есть в них и общее — острый интерес актера к психологии героев, постоянное стремление проследить эволюцию характеров.
То же самое и в театре. В последние двенадцать лет в Ленинграде, в Большом драматическом театре имени М. Горького, Борисов играет в самых разнотипных постановках. Здесь напряженный производственный сюжет, и психологическая драма, и бытовая лирическая пьеса, и сатира-гротеск, и историческая трагедия-хроника…
Олег Борисов — актер действительно универсальный, ни в коей мере не привязанный к одному амплуа, но при этом во всех случаях имеющий свою постоянную актерскую тему. Может быть, условно эту тему можно было бы сформулировать как «ты и твое дело», «ты и твоя совесть» с подлинным выходом на задачи и проблемы сегодняшнего дня, а в материале из истории — в решении тех же проблем, но через сложные «вечные» вопросы.
Становление человека, сложная эволюция от милого подростка-балагура к серьезному взрослому, несмотря на юный возраст, командиру эскадрильи — это развитие характера в образе Ильи Татаренко из фильма «Балтийское небо»; скромный, не открывший еще самого себя зоотехник Лео в «Укротителях велосипедов» — очень точно схваченный национальный характер; убежденный молодой революционер, поначалу обычный рабочий паренек — весельчак Николай Ефимов в «Мятежной заставе»; жалкий, убогий, больной и озлобленный Василий — муж Виринеи в «Виринее», убогий, но не лишенный при этом чувства собственного достоинства, понимаемого, разумеется, по-своему — жестоко и эгоистично. Это лишь несколько примеров киноролей Олега Борисова. Здесь можно было бы говорить и о преодолении актером подчас несовершенной драматургии. Но хочется все-таки говорить о тех ролях, что стали этапными в лучшем смысле этого слова. Это, например, ослепший после контузии инвалид Великой Отечественной Леонид Плещеев в «Рабочем поселке». Человек, отчаявшийся, потерявший себя, ударяется в разгульное пьяное «веселье», чтобы забыться. Глубоко страдает, озлобившись на других, зрячих, и долго, мучительно возвращается к былой духовной зрячести и человеческому достоинству.
Наверное, трагического актера Олега Борисова открыл для кино режиссер Владимир Венгеров — он был тем первым, кто дал ему проблемную некомедийную роль в фильме «Город зажигает огни». И он же несколько лет спустя предложил Олегу Борисову в своем «Живом трупе» зловещую, остропсихологическую роль на границе драмы и сатиры – таким Борисов сыграл Следователя, беспощадно, открыто развенчивая этого блюстителя царского закона, сладострастно попирающего достоинство других людей ради возвышения собственного. А сложный характер сержанта Мишки Домешека в ленте Виктора Трегубовича «На войне как на войне…»? Целый мир, сложный и противоречивый, в этом недоучившемся филологе, волею судьбы ставшем солдатом. Пожалуй, эта роль — одна из самых лучших, чутких в его кинематографической практике наряду с Плещеевым.
Нет, я не стану перечислять все киноработы Борисова. Потому что есть уже названные. И потому, что есть Борис Николаевич Свешников в фильме Бориса Фрумина «Дневник директора школы». Кстати, если на кого из своих героев и похож характером Борисов, то, мне показалось, на Свешникова. Во всем.
О картине много писали и спорили. Пришли к дружному выводу, что образ педагога Свешникова — достойное продолжение лучших традиций нашего кинематографа в фильмах о современной школе. Говорили, что естественность и достоверность поведения Свешникова — человека в поисках, сомнениях, человека, обладающего подлинным чувством долга, ответственности, — поразительна. Говорили и о впечатляющей узнаваемости его героя. Много говорили… Мне кажется, что Свешников прежде всего такая человеческая личность, в которой принципиальность и истинные нравственные ценности превыше всего. Доброта его сердца диктуется стремлением к пониманию души и подростка (в том числе «сложного»), и педагога-коллеги, и школьного товарища, и собственного сына, с которым он — увы! — не всегда может найти общий язык. Это доброта, помноженная на принципиальность и осознание высокой цели порученного ему дела. Это требовательность к себе и другим, идущая от сознания острых проблем сегодняшней жизни во всей их полноте, не ограниченной только задачами «чистой» педагогики.
Да, это фильм о буднях школы. Но это фильм и о каждом из нас. Олегу Борисову удалось целиком захватить внимание, сердце и мысли зрителей своим «негромким» героем. Получился фильм о нравственной позиции человека. Такого образа учителя на нашем экране, пожалуй, еще никогда не было.
Мастерство перевоплощения Олега Борисова бесспорно, ведь он, как правило, не играет роли, где-то для себя автобиографичные. Он самым контрастным образом перевоплощается, почти не прибегая к гриму. Мобилизуется, перестраивается внутренне.
Я спросила у Олега Ивановича, какие роли ему ближе. Он ответил: сложные. Сложные и, добавим, пропущенные через призму собственного сердца и жизненного опыта. И причастные к самым острым задачам времени.