Игра в “контакт” (Советский экран №1 1985 г.)

ГРАЖДАНЕ ВСЕЛЕННОЙ

«МОСФИЛЬМ»

Авторы сценария Наталья Азимова, Ирина Тимченко
Режиссер-постановщик Николай Спириденко
Оператор-постановщик Всеволод Симаков
Художник-постановщик Ирина Шретер
Композитор Б. Рычков

К. ГАНЕЛИНА

— Видите ли, сударыня, —говорит в фильме «Граждане Вселенной» доброжелательный лектор планетария своей девятилетней собеседнице, которую переполняет восторженный интерес к таинственным явлениям, —загадочных историй слишком много. Главное — не разочароваться, когда мы найдем им… простое земное объяснение.

— Вы рассуждаете как взрослый!—вздыхает девочка. «Как взрослый» — значит для нее «как чужой». Ему, как и другим взрослым, вероятно, уже не дано понять, что кошка вполне может оказаться инопланетянином, что таинственные происшествия в третьем классе — это не «безобразия», а увлекательная жизнь.
А вот взрослые, что делали эту веселую комедию — сценаристы Н. Азимова, И. Тимченко и режиссер Н. Спириденко, —если судить их по ребячьей оценочной шкале, не «чужие» детям. Они с пониманием, бережно относятся к тайнам и фантазиям своих юных героев. Чувствуют их юмор, тягу к познанию, неожиданную «перевернутую» логику. Более того, авторы фильма предлагают детям — и тем, кто на экране, и тем, кто пришел на встречу с ними в кинозал — поиграть вместе. В полуфантастическую, современную, можно даже сказать, модную игру. Игру в контакт с инопланетянами. Зачем? Вероятно, затем, чтобы найти общий язык, помочь юным гражданам лучше установить контакт друг с другом. Чтобы научить их держать свое слово, ценить дружбу, приходить на помощь тому, кому порой бывает плохо и одиноко от непонимания.

Катя (Катя Голубева) и Петя (Сережа Селезнев)
Катя (Катя Голубева) и Петя (Сережа Селезнев)

В этой «киноигре» будут и летающие тарелки, и погони, и загадочные видения на заброшенной танцплощадке, и неожиданные повороты сюжета. Будут симпатичные третьеклассники, сыгранные учениками московских школ, — неутомимые выдумщики, исследователи окружающего их земного и внеземного пространства. Будут добрые, очень деликатные, обожающие детей взрослые. Юная учительница Нина Григорьевна (Т. Божок), трогательная в своей святой уверенности, что все ее ученики вырастут замечательными людьми. Ее мама, тоже учительница (Е. Васильева), любящая свою дочку, но не очень верящая в ее педагогические способности. Бабушка, директор школы (Е. Ханаева), уверенная, что как раз из внучки-то и получится хороший педагог. Наконец, прабабушка. В этой тихой мудрой родоначальнице семейного учительского квартета, изъясняющейся на латыни, мы, конечно же, сразу узнаем актрису Рину Зеленую. Взрослые в фильме так добры к детям — устраивают им приятные сюрпризы, осторожно и трепетно вникают в их проблемы, ради ребячьих забав готовы отменить свои дела, —что постепенно за них становится как-то даже обидно. Потому что замечаешь, как растет эгоистическая уверенность маленьких, занятых исключительно своими «космическими» проблемами героев в том, что взрослые в основном существуют для того, чтобы превращать их жизнь в вечную игру, в непрекращающийся праздник.

Вероятно, поэтому в картине не будет хмурых дождей и строгих учителей, не будет уроков, нагоняев, домашних заданий, не будет шумных школьных коридоров, дворов, улиц где можно встретить, увы не только милых фантазеров, но и… «настоящего хулигана», как сказала бы единственная суровая реалистка в фильме — героиня Е. Васильевой.

Авторы как будто все время боятся выйти за рамки придуманной ими игры и понаблюдать за своими героями всерьез, без шуток, что называется, простым глазом. Вот почему, наверное, условность, как пиротехнический дымок в сценах в осеннем парке, где, кстати говоря, и происходят основные события ленты, постепенно начинает обволакивать не только детские сны и видения, но и драматургический конфликт, и характеры персонажей фильма. Эффектность постановочных решений в данном случае заслонила лиризм и живость наблюдений, заложенных в драматургии. Дети в кадре становятся похожими на инопланетян, говорящих лишь на своем, мало кому понятном языке, жизнь — на веселый маскарад, а взрослые, в том числе и авторы фильма… на третьеклассников, не на шутку увлекшихся детской игрой. Праздник — это конечно же, прекрасно, но…

Как правы дети, утверждающие, что «собака — это такой человек», так, вероятно, правы и взрослые, когда стремятся найти загадкам простое земное объяснение. Когда увлекают своих маленьких друзей не только выдумкой и тайнами, но еще и стремятся пробудить в них интерес к действительности с ее реальными сложностями и проблемами. Похоже что фильм «Граждане Вселенной» снимали взрослые, думающие иначе. Впрочем, их забавный рассказ о встрече третьеклассников с «братьями по разуму» вызывает в детской аудитории дружный смех, интерес к неизведанному, желание по-настоящему дружить. Контакт экрана с аудиторией, как видите, состоялся. Однако сам по себе характер этого контакта не во всем бесспорен — он мог бы получиться куда как серьезнее и крепче, чем это вышло в картине «Граждане Вселенной».

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.