Ф. МАРКОВА
Кинопублицистам дано запечатлеть время и людей, творящих облик эпохи. Счастливая судьба — быть ее летописцем. Достаточно обратиться к творчеству такого мастера документального экрана, как Владлен Трошкин, многие годы ведущего на сибирской земле свои наблюдения — умные, вдохновенные, проникнутые любовью к людям.
Вот и сейчас вышла на экраны его очередная лента (девятая из кино летописи БАМа!) — «Хлеб-соль…» (сценаристы В. Трошкин, JI. Николаев, операторы В. Дурандин и Н. Григорьев) — еще одна выразительная страница кинолетописи великой стройки.
Можно произнести много торжественных слов, рассказывая о подвигах строителей, на целый год раньше срока завершивших проходку тоннеля в Байкальском хребте. Но художник-документалист идет иным путем — лаконичными, но яркими штрихами он очерчивает две человеческие судьбы, два характера. Это бригадиры-соперники Валентин Романович Толстоухов и Юрий Данилович Бардаченко. Один со своими парнями пробивался сквозь хребет с востока на запад, другой навстречу ему — с запада на восток.
На экране — рассказ о первых трудных днях строительства. Не все приехавшие в тайгу выдюжили, некоторые уходили. Тема рождения двух замечательных рабочих коллективов, объединивших суровых, немногословных людей, ставших настоящими сибиряками, решается в фильме без риторики, ненавязчиво. На первом плане — трудовая дуэль двух главных героев. Экран настолько ярко высветил значительность личности каждого из них, что зазвучал и «второй план», несущий важную информацию. В итоге рождается, яркий собирательный образ строителя БАМа.
Что же касается исхода соревнования двух бригадиров, то тут оказался прав Валентин Романович Толстоухов, который еще до завершения работ предсказывал: «Ну, я думаю, что оба будем первые». Так, по существу, и вышло…
«Поселок на трассе» (сценарист А. Фролов, режиссер Э. Кац, оператор А. Рачков. «Леннаучфильм») — еще одна лента о БАМе.
Ее проблематика подсказана самой жизнью. Социологи подсчитали, что только шесть процентов строителей собираются остаться в районах освоения природных 6огатств Сибири, по которым пройдет трасса БАМа. А ведь для освоения перспективного края нужны сотни и тысячи тружеников — постоянных жителей! В чем же причина оттока людей, немало здесь потрудившихся?
Дело в том, что в поселках, построенных на трассе, не хватает пока благоустроенного жилья, детских яслей и садов, учреждений культуры. Об этом говорит с экрана и управляющий трестом «Нижнеангарсктрансстрой» Герой Социалистического Труда Феликс Викентьевич Ходаковский. Вот и уезжают многие нужные специалисты, не выдержав тяжелых условий быта. Вывод: требуется качественно новый подход к застройке притрассовых районов.
Фильм примечателен тем, что не просто ставит острую социальную проблему, указывает на недостатки (мы видим на экране времянки, неблагоустроенные щитовые домики), но и убедительно обобщает положительный опыт, накопленный строителями и архитекторами. Авторы интересно рассказывают о прекрасно оборудованных поселках. Таков, к примеру, Заречный — один из лучших на БАМе. Или Кичера на Бурятском участке, где красивые и удобные дома бамовцы построили для себя и своих семей после работы, по выходным дням, по проектам талантливых молодых архитекторов.
Фильм «Бригада (сценарий В. Янелиса, режиссер Ю. Татулашвили, операторы В. Маев, А. Колобродов. ЦСДФ) — о комсомольско-молодежном коллективе, работающем на строительстве Тобольского нефтехимического комплекса. Авторы построили свое повествование на своеобразном контрапункте изобразительного материала и лирического комментария бригадира Игоря Путько. Именно лирического, потому что на экране не просто рассказ о жизни и работе, но пронизанный сугубо личными взволнованными интонациями монолог — человек делится своими раздумьями, мечтами, тревогами. В результате информация о делах коллектива, о старинном сибирском городе Тобольске и его достопримечательностях, о сегодняшнем и завтрашнем дне крупнейшей новостройки пятилетки становится открытием новой и интересной жизни. Открытием и для самого Путько, приехавшего сюда с Алтая, и для его товарищей из Ржева, Воронежа и других городов, для тех, кто полюбил эту землю и почувствовал себя здесь дома.
Знаменательны слова бригадира: «Нет, не переиначивать жизнь приехали мы сюда, а продолжать ее, ставить на современный лад».
Каков этот лад — о том можно судить и по облику нового города: комфортабельного, красивого, современного, — и по настроению строителей, вот уже семь лет совершающих ежедневный автобусный рейс к месту работы, по их спорам о прочитанных книгах, по их увлечениям и по тому, как они, начинавшие с нуля, овладевают многими профессиями (теперь у каждого не менее трех!), учатся, отдыхают. И когда, увидев дела рук бригады, мы слышим голос Путько: «Вот так и живем. И, честное слово, удовольствие получаем от своего труда», — то верим: это не пустые слова…
Фильм «Я люблю эту землю» (сценарий Ф. Фартусова, Е. Пошагаева, М. Ханух, режиссеры Ф. Фартусов, Ю. Михлик, операторы Ю. Михлик, М. Рыжов. Дальневосточная студия кинохроники) сделан в ином ключе. Это обзорная картина. В нашей кинодокументалистике в этом жанре накоплены прочные традиции, которым следуют и авторы ленты. На экране — преображенный за годы Советской власти край, бурно развивающееся сельское хозяйство, могучая современная промышленность, расцвет науки и культуры, новые прекрасные города… Есть стремление в фильме рассказать о Дальнем Востоке горячо и заинтересованно. Однако в калейдоскопе событии, лиц, наименований теряются порой эмоционально выразительные живые детали, эпизоды.
В четырех лентах о земле сибирской, различных по авторской манере, по уровню мастерства, есть все же много общего. Это их оптимистический пафос, стремление запечатлеть то творческое созидающее начало, которым живы люди — коренные сибиряки и новоселы, хозяева сурового края. Внимание к человеку, к его нуждам и запросам, к тому, как чувствует он себя в этой жизни, исполненной не только романтики, но и повседневных трудностей, стало для документалистов экрана тем оселком, на котором оттачивается их собственная публицистическая зоркость, широта обобщений и то бесценное чувство правды, за которое мы ценим хроникальное кино. Судьба, биография человека труда — вот магический кристалл, сквозь который только и можно рассмотреть облик нашего времени, масштаб его свершений. Потому, что облик времени — это прежде всего люди.