Лев КОРНЕШОВ
В золотом фонде советского кинематографа немало прекрасных лент, воспевающих нашу славную революционную историю и современный день. Искусство кино шло в своем развитии той же дорогой, что и вся страна: росло вместе с эпохой. В этой неотторжимости от жизни — сила советского кино, его удивительная притягательность для зрителей разных поколений и разных стран.
В юбилейный для нашей страны год — 60-летия со дня образования СССР — на экраны страны вышли новые ленты, в основе которых — наша современная жизнь во всем богатстве и многообразии, ее заботы, тревоги и радости. Думается, если бы собрать новые (да и давние) ленты в единую фильмотеку и смотреть ее фильм за фильмом, то, очевидно, перед нами пройдет образ нашего времени, наша эпоха.
Попробуем вообразить себе такую задачу: отправляется космический корабль на иную планету, какой фильм — один-единственный — мы попросили бы взять космонавтов с собою, который наиболее точно и ярке рассказал бы о нашей стране, о нашем образе жизни? Непростой вопрос. Повременим с ответом…
Мне кажется, не было неожиданностью то, что фильм «Москва слезам не верит» собрал столько восторженных отзывов и премий. И здесь дело, наверное, не только в том, что в его основе — добротная драматургия, что режиссура этой ленты на уровне самых придирчивых требований, актерский ансамбль собран очень продуманно. Успех фильма прежде всего в том, что он о нашей жизни, о том, каким воздухом мы дышим, каким ветрам идем навстречу. Он весь насыщен социальным оптимизмом, верой в то, что в нашем обществе жизненные удачи сопутствуют только честным, работящим людям, своими руками созидающим судьбу.
В конце минувшего года вновь вышел на экраны прекрасный давний фильм «Член правительства». Именно — «давний», а не «старый», ибо такие ленты не подпадают под власть времени. И мы, зрители, увидели духовное родство между Катериной («Москва слезам не верит») и Александрой Соколовой («Член правительства»), хотя и отдалены они друг от друга почти полувеком и судьбы у них несхожие. Да, существуют незыблемые принципы образа жизни, утвержденного Октябрем. Именно они и продиктовали авторам двух таких разных картин единый по самому высокому смыслу подход к судьбам главных героинь.
Можно только радоваться тому, что фильм «Москва слезам не верит» вышел и на зарубежный экран как полпред нашего советского образа жизни. В дипломатии существует такой ранг: Чрезвычайный и Полномочный посол. Лучшие советские фильмы зарубежными зрителями встречаются именно как полномочные послы искусства, рассказывающие о советской жизни, о стране, о которой буржуазные средства массовой информации воздвигают такие горы лжи и клеветы. И хочется, чтобы в таких случаях пореже звучало слово «чрезвычайный» — хороший советский фильм на современную тему не должен быть редкостью.
Мне довелось видеть, как зарубежные зрители смотрели «Звездопад», «Люди на болоте», «Частную жизнь», «Несколько интервью по личным вопросам», «Портрет жены художника» и другие современные наши фильмы. На экране проходили разные времена и несхожие судьбы, однако все ленты были о том мире, в котором мы с вами живем. И зрители, всматриваясь в экран, как бы открывали для себя этот мир, и это было очень заинтересованное открытие, ибо перед ними была та жизнь, о которой они много (и по-разному) слышали, а теперь силою искусства приобщились к ней.
«Если мы хотим говорить сильным голосом, нужно жить прогрессивными, великими идеалами своей эпохи, по-настоящему знать ее», — утверждал Александр Довженко. Мастер, который великолепно знал свою эпоху, чувствовал ее и любил.
Страна наша и сегодня живет огромными заботами, решает такие задачи, о которых предшественники только мечтали. Созидательная деятельность советского народа многогранна и обширна, на нашем пути в будущее взято немало вершин, но есть и проблемы, о которых мы думаем и спорим, которые решаются сегодня трудом всего народа.
О многих, важнейших из них, шла речь на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. Ноябрьский Пленум вновь подчеркнул, что забота о советском человеке, об условиях его труда и быта, о его духовном развитии остается важнейшей программной установкой партии. «Мы немало сделали, — говорил в речи на этом Пленуме Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов. — Но впереди — трудная и напряженная работа».
Искусство кино всегда шло в ногу с делами, что называется, земными: с нашими планами и социально-экономическими программами.
В дни наших праздников и в часы раздумий о будущем, на сложных рубежах нашей жизни — так уж получается — мы неизменно обращаемся к фильмам прошлых лет. «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем», «Мы из Кронштадта», «Коммунист», «Добровольцы», «Депутат Балтики» — эти и некоторые другие фильмы мы снова увидели недавно на голубом экране. В них запечатлен облик эпохи, они несут нам, сегодняшним, дыхание революционных времен, дают зримое представление о том, как в трудах и боях рождался новый, социалистический мир, к каким идеалам стремились предшествовавшие нам поколения советских людей.
Лучшие фильмы прошлого — это не просто произведения искусства, они зримо обозначают вехи пройденного пути, развитие и совершенствование советского образа жизни.
Не надо думать, что в этом направлении кроется противопоставление прошлых достижений нашего кинематографа его современным заботам. Нет и нет! Ведь история всегда с нами, и она весьма строгий наставник. Новые высоты, взятые жизнью, диктуют и новые творческие проблемы, решения. И уроки прошлого только тогда приобретают ценность, когда они проецируются на заботы нынешние. А именно они требуют отказываться от усредненности и меланхоличной половинчатости, требуют умения видеть в жизни все самое светлое, лучшее.
Этой традиции кинематограф верен и сегодня.
Только начал свою биографию, а уже стал событием фильм «Надежда и опора» («Мосфильм»). Смотришь его, и по-доброму вспоминается Егор Трубников из «Председателя». Намного моложе Егора председатель Николай Курков из новой ленты Виталия Кольцова, иные у него заботы. Но оба они — из современной им жизни, заботят их главные проблемы своего времени. Драматурги Будимир Метальников и Юрий Черниченко вторглись в самую гущу аграрных проблем, социальной жизни села, подтвердив своей работой прекрасную традицию советского кинематографа — быть на страже главных забот народа. Об этой ленте много писали. У нее была всесоюзная премьера в День работников сельского хозяйства, что уже само по себе примечательно. Отмечались критикой и недостатки ее и сильные стороны. И коль фильм с таким программным названием — «Надежда и опора» — еще раз упоминается в этих заметках, то не для того, чтобы вплести ещё один листик в его лавровый венок Нет, речь идет о другом — о том, что именно там, где находится поле приложения сил партии и народа, мастеров кино ждут творческие удачи. И еще можно порадоваться за то, что Виталий Кольцов остается верен теме современного села. Его недавний фильм «Близкая даль» был по-хорошему встречен зрителями. И вот — новая работа, которая ясно подчеркивает углубление взглядов режиссера, становление таланта.
Совсем недавно начиналось триумфальное шествие по экранам лучших фильмов на так называемую производственную тему. «Производственный фильм» — не правда ли, звучит немного упрощенно? Однако же термин этот подсказан самой жизнью, ибо именно на производственном, трудовом поприще ярче всего проявляет себя человек. Вспомним картину «Твой сын, земля» («Грузия-фильм»). Реваз Чхеидзе снял эту ленту как повесть о партийном работнике, и мы видим Георгия Торели за решением многих производственных проблем, которые по своей главной сути и есть проблемы партийные, глубоко человеческие. Секретарь райкома Георгий Торели бескомпромиссно выступает против всего, что омрачает нашу жизнь, за чистоту наших принципов. Лента насыщена конфликтностью, над ее героями отнюдь не безоблачное небо, они ведут бой против косности, рутины, очковтирательства, равнодушного отношения к судьбам людей. Но то, что порою им приходится трудно, ничуть не снижает оптимистическое звучание ленты: наши принципы непоколебимы, наши идеалы нерушимы именно потому, что их исповедуют такие люди, как Георгий Торели и его товарищи по партии. Да, в этой ленте много специфичного, она насыщена национальными мотивами и в то же время она выводит зрителей за пределы грузинской долины Вайо, где разворачиваются ее события, заставляет думать о главных направлениях течения нашей жизни.
Годы, когда научно-технический прогресс во многом определяет наши поступки и действия, характерны всевозрастающим общим интересом к вопросам морали, нравственности, то есть ко всему тому, что является духовной основой советского образа жизни. И это понятно. Жить мы стали лучше, ярче, наш мир совершенствуется, изменяется. Время — когда до XXI века рукой подать — диктует свои нравственные требования, мы пока только чувствуем некоторые из них — ведь все в движении. Человеческие отношения на производстве и в быту, сложный внутренний мир личности, ее место на нашей неспокойной планете — все это, подчеркивает партия, неисчерпаемая область художественных поисков. Поиски эти требуют предельно глубокого знания жизни, новаторского к ней отношения, умения не только своевременно заметить, но и правильно оценить, поддержать новое и доброе в ней. И берет досада, когда читаешь об иных новых лентах: «в основе фильма — простая житейская история».., «герои фильма — простые люди с простыми заботами»… Вроде бы, если речь идет о «простых житейских историях», то с них и спрос невелик.
Разве не случается так, что за видимым кассовым успехом новой ленты скрываются холодная мастеровитость, а то и явное подражание уже набившим оскомину «боевичкам»? Такие ленты зачастую демонстрируются под разочарованный ропот от зрителей. Иные из них после просмотра недоуменно пожимали плечами: «В старых ритмах»? — «Ленфильм» именно так назвал один из новых своих фильмов… Или по-философски отрешенно замечали вместе с авторами новой работы студии имени М. Горького: «Красиво жить не запретишь». После иных кинопросмотров так и хочется попросить: «Распахните окна» («Грузия-фильм»)! Но это в шутку, а если всерьез, то фильмы, названия которых здесь приведены, не хуже и не лучше многих, они в ряду кинопотока, собирают зрителей и делают свое доброе дело. На дороге киноискусства, как и в жизни, есть свои равнины и свои вершины. К вершинам добираться трудно…
Слов нет, «распахнуть» киноэкран, чтобы на него ярким и впечатляющим светом хлынула современная жизнь, необычайно сложно. Но это необходимо, ибо кино не иллюстрация к жизни, оно — ее частица, сама жизнь! Именно кино дает нам исключительную возможность не просто почувствовать и прочувствовать современный день, а и увидеть его острым и требовательным зрением, отличающимся от обычного повседневного взгляда более широкой масштабностью и глубиной. В этом — сила киноискусства и его очарование. И миллионы людей идут в кинотеатры, чтобы увидеть не просто занимательную историю, не мелкие страсти, но нашу жизнь, ее течение, не всегда ровное и спокойное, и всегда — уверенное и сильное.
И хочется, чтобы герои не бежали по шпалам от сложностей современного бытия, как это делает Мария Коновалова («Родня», «Мосфильм»), чистая душа, не понявшая мир сверхбыстрых ритмов.
Уж лучше пусть «бросают» свою машину, как танк в бою, на цинизм, наглость, забвение и предание очень дорогих всем нам ценностей («Таран», Рижская киностудия) — мужество необходимо и в повседневной жизни…
«Я видел рождение нового мира», — говорил о себе Джон Рид. Мы видим рождение нового мира в фильме Сергея Бондарчука. Активно трудятся сегодня кинематографисты, чтобы больше было фильмов, в которых виделись бы те духовные вершины, которые открыл взору человечества этот наш, новый мир. Ибо кто же из советских кинохудожников не мечтает запечатлеть не мгновение, не мимолетные изменчивые черты — облик времени!
… Потому так труден, неоднозначен ответ на вопрос, какой бы фильм мы рекомендовали космонавтам в качестве «визитной карточки» нашего образа жизни; нет одного такого фильма, всей своей палитрой наш кинематограф призван служить утверждению наших главных идейных и нравственных ценностей.