ВОСПОМИНАНИЯ О ПАВЛОВСКЕ
ЛСДФ
Сценарий Б. Добродеева
Режиссер И. Калинина
Оператор Н. Волков
Композитор Ш. Каллош
Елена СЕРГЕЕВА
Судьба этого человека удивительна. Анны Ивановны Зеленовой, директора дворца-музея в Павловске, уже нет, и сама она ничего не расскажет — расскажут ее дневники, фотографии кадры кинохроники… Впрочем, нет, посмотрите фильм «Воспоминания о Павловске» (сценарий Б. Добродеева, режиссер И Калинина, оператор Н. Волков, ЛСДФ), и останется ощущение, что именно героиня фильма беседовала с нами, восстанавливая шаг за шагом трагическую и прекрасную историю жемчужины русской культуры, одного из великолепных пригородов Ленинграда.
В дымке утреннего тумана пейзажи павловского парка. Тишина. Покой. Постепенно встает солнце и медленно озаряет скульптуры, залы дворца, заполняет их светом, радостью. Все дышит вдохновенной гармонией, и вальс композитора Ш.Каллоша словно пробуждает, приводит в движение природу. Тема этого современного вальса как бы перекликается со штраусовским — из любимого довоенного фильма Ани Зеленовой.
Вот и она сама. Открытое лицо. Внимательный и добрый взгляд из-за стекол очков в железной оправе… Всматриваясь в фотографии Анны Зеленовой, мы ищем внутреннюю связь между этой женщиной и тем храмом искусства, которым был для нее Павловск. А когда оператор возвращает нас к его завораживающей красоте, понимаешь, что весь этот лирический мир увиден как бы глазами героини фильма, пронизан ее чувствами.
«Неужели в этих аллеях бродил юный Пушкин? Внимал шуму дубрав Глинка? И Достоевский искал здесь уединения?…»
Фильм монтирует царство прекрасного с суровыми кадрами военной хроники. В грозные годы Аня станет Анной Ивановной — директором дворца-музея, на ее плечи ляжет ответственность за его судьбу. Недавние идиллические отношения с Павловском будут взорваны жестокой действительностью: нужно в кратчайший срок спасать ценнейшие экспонаты.
Рассказывая о том времени (в Павловск войдут фашисты), фильм переводит повествование в иной эмоциональный регистр, однако проникновенной лирической интонации не утрачивает. Она необходима авторам для отображения героического подвига Анны Зеленовой. В фильме показан самоотверженный труд людей, спасавших от гибели исторические реликвии. Во время налета фашистских бомбардировщиков Зеленова бросилась в кузов машины, легла на ящики с павловским фарфором, словно хотела защитить их своим телом. Об этом факте она умолчала в своих дневниках… А враг был рядом. В парк уже въехали немецкие мотоциклисты, когда Зеленова бросилась во дворец, чтобы схватить портфель с важными документами. Она ушла из Павловска последней. Это было 17 сентября 1941 года. «Самый черный день в моей жизни», — вспоминала Анна Ивановна.
В подвале Исаакиевского собора, в залах Публичной библиотеки продолжалась напряженная работа. Досконально изучались все материалы, связанные с Павловском. Трудились, несмотря на холод, голод, физическую слабость. Но меньше всего Анна Ивановна думала о себе. Боль за Павловск стала ее силой.
Возрождать ансамбль предстояло из руин. По мнению государственной комиссии, точек опор для восстановления не было. Но Зеленова собрала единомышленников, всех, кто мог помочь отреставрировать хотя бы то, что уцелело. Она добилась главного — средств для проведения необходимых работ. Это потребовало от нее немалых сил, мужества и преданности делу.
Судьба Зеленовой — материал, казалось бы, самодостаточный для фильма. Но, как это бывает именно в лентах, создаваемых по сценариям Б. Добродеева, авторы не ограничились рамками «чистого» кинопортрета. Жизнь героини, взятая на гребне крупных исторических событий, позволяет за конкретной, казалось бы, частной судьбой увидеть обобщенный образ народа-победителя, созидателя.
Не один раз экран будет сопрягать вид восстановленного дворца и его руины. Эти контрасты выводят зрителя на размышления о дне сегодняшнем, когда темы войны и мира звучат громко и отчетливо.
Фильм вбирает в себя и проблему исторической памяти народа, бережного, любовного отношения к отечественной культуре, к ее традициям.
Павловск тесно связываешь с именами его создателей: Камерона, Воронихина, Росси, Гонзага… С полным правом в этот ряд можно поставить и А. И. Зеленову. В историю русской культуры ее имя входит по праву.