Румынские встречи (Советский экран №11 1980 г.)

В «рабочем кабинете» председателя Ассоциации румынских кинематографистов Иона Попеску-Гопо мы оказались перед самым отъездом на Родину. Позади остались часы, проведенные в просмотровых залах бухарестского Дома кино и киностудии «Буфтя», встречи с коллегами-кинокритиками, режиссерами, организаторами кинопроизводства. Мы — это делегация Союза кинематографистов СССР: кандидаты искусствоведения: А. Красинский, Р. Соболев и автор этих строк.

Слова «рабочий кабинет» не случайно поставлены здесь в кавычки. Им для прославленного румынского художника, кинорежиссера рисованных и игровых лент, киноактера и кинодраматурга Иона Попеску-Гопо стал сейчас просторный кинозал студии мультипликационных фильмов Анима». Известным молдавским композитором Евгением Дога написана музыкальная партитура полнометражного советско-румынского фильма «Мария, Мирабелла», постановку которого осуществляют Ион Попеску-Гопо и Наталья Бодюл. Звучит веселая, яркая, солнечная музыка, а на экране сменяют друг друга пока недвижные, рисованные планы, выполненные главным художником будущей картины Львом Мильчиным, первые кадры, снятые главным оператором Александром Попеску, танцы солистов румынского балета, которые искусство мультипликаторов переведет в движение героев сказки Иона Крянгэ. По ее мотивам и создается новое кинопроизведение.

В перерывах Ион Попеску-Гопо (он и автор сценария ленты) рассказывает нам о своей новой работе, расспрашивает о наших впечатлениях от поездки. Главные впечатления были, конечно, связаны у нас с просмотром новых фильмов румынских кинематографистов.

Программа, показанная нам, позволяла достаточно полно представить себе круг проблем, волнующих и деятелей кино республики и зрителей.

Успешно демонстрировался здесь недавно фильм «Моменты» известного режиссера Георге Витанидиса, обратившегося на этот раз к популярному в стране роману Дину Сарару.

«Моменты»
«Моменты»

В центре повествования судьбы партийцев Думитру Димитриу, Тудора Черната, Петра Нобилу. Вчерашние крестьяне после многих лет подполья, активной борьбы с фашистской диктатурой претворяют в жизнь программу социальных преобразований в деревне. Не всем по нутру новое, передовое, что стремятся утвердить на родной земле те, кто ее обрабатывал веками. Одолеть сопротивление реакционных элементов помогают коммунисты, руководитель уездной партийной организации Думитру Димитриу.

Через много лет мы вновь встретимся с ним. Серьезные испытания, выпавшие на долю секретаря областного комитета партии, его друзей-единомышленников, годы упорной учебы позволяют Думитру Димитриу заинтересованно и чутко решать многообразнее проблемы, а его другу Тудору Чернату — генеральному директору химического комбината — квалифицированно руководить современным, сложным производством.

В лучших эпизодах и сценах новой работы перед зрителем наглядно и выпукло предстают страницы недавней истории страны. К сожалению, энергичный темп и ритм кинорассказа во второй его части ослабевают, появляются неоправданные длинноты. В беседе с нами Думитру Ферноага — руководитель кинообъединения, в котором создавался фильм, объясняет известную иллюстративность второй части картины желанием ее создателей вместить в экранизацию большую часть сюжетных линий и коллизии многопланового литературного первоисточника. Вместе с тем нельзя не согласиться с его выводом, что актерские работы Георге Козоричи, Иона Дикисяну. Виолетты Андрей во многом способствуют преодолению некоторых издержек нового кинопроизведения.

«Стоп-кадр за столом»
«Стоп-кадр за столом»

… Миловидная, хрупкая девушка (Мариора Стериан) плохо вписывается в строгий антураж старинного зала столичного Дворца юстиции. Стены, обшитые темными дубовыми панелями. Строгие лица судей. Один из них произносит вердикт, и коротко остриженную главную героиню фильма «Кто меня зовет?», одетую в полосатый наряд, ведут длинными коридорами в казенный автомобиль… Что предшествовало этому позорному и тяжкому путешествию по коридорам Дворца юстиции, авторы новой ленты «Кто меня зовет?» раскрывают немногословно, оперируя лаконичными кинематографическими образами. Первая работа в кино телевизионного режиссера Летиции Попа и сценаристки Родики Падина привлекает серьезностью поставленных проблем. Героиню картины «Кто меня зовет?» направляют для трудового перевоспитания в молодежный рабочий коллектив. Мы становимся свидетелями постепенного духовного возрождения девушки. В экранном воссоздании этого сложного процесса и драматург и постановщик кое-где лишний раз стремятся разъяснить нечто уже единожды сказанное. Однако знание жизненного материала, искренняя заинтересованность в судьбе героини вызывают сочувствие к происходящему на экране.

В беседах с нами румынские друзья говорили о тесных связях советской и румынской кинематографий. Они приводили многие примеры недавнего плодотворного сотрудничества, делились планами дальнейших совместных работ. Об этом рассказывали генеральный директор киностудии «Буфтя» Константин Пивничеру, руководители кинообъединений Ион Букеру и Думитру Ферноага.

Видный режиссер детских фильмов Елизабет Бостан в ближайшее время приступит на Мосфильме к постановке экранизации популярной у юных читателей книги «Фрам — полярный медведь». Намечаются совместные работы украинских и румынских кинематографистов над одним из произведений классика современной румынской литературы Михая Садовяну на киностудии имени А. П. Довженко. Возможности подобного сотрудничества очень широки. Они и в оказании друг другу многообразных технических услуг, в участии советских и румынских актеров в фильмах наших стран.

С первой копией одной из таких лент мы познакомились на киностудии «Буфтя». Работа над фильмом «Стоп-кадр за столом» завершилась буквально накануне дня просмотра. В главной роли здесь снимался советский актер Александр Калягин.

— Я увидела Калягина в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» и сразу поняла, что играть нашего главного героя Филиппа должен только он, — рассказывала постановщик фильма «Стоп-кадр за столом» Ада Пистинер.

В скромном непритязательном киноповествовании (сценарист Штефан Юреш) речь идет об истинах достаточно известных. Кажущаяся монотонность и пр1гвычность бытия не должны заслонять от людей суть таких серьезных понятий, как верность семейному долгу, ответственность за судьбы родных и близких. Однако небольшому ансамблю художников — создателей этой работы удалось, на наш взгляд, рассказать обыкновенную историю Филиппа, его жены (Клара Лазер), дочери (Эстера Нексу) проникновенно, лирично. В фильме «Стоп-кадр за столом» впервые в большой драматической роли снялась популярная исполнительница эстрадных песен Аида Келугоряну.

Дебют в игровом кино постановщика этой картины не свободен от недостатков. Тут и сопротивление непростого драматургического материала (лента небогата внешними событиями) и некоторая вторичность в подходе к разрешению серьезной морально-нравственной темы. Однако фильм привлекает искренностью интонации самого разговора, талантливой игрой исполнителя главной роли.

Эскиз художника Л. Мильчина к советско-румынскому фильму «Мария, Мирабелла»
Эскиз художника Л. Мильчина к советско-румынскому фильму «Мария, Мирабелла»

К сожалению, всего лишь три из девяти показанных нам лент были непосредственно связаны с современностью. Фильмы «Актриса, доллары и трансильванцы» и «Пророк, доллары и трансильванцы» повествуют о приключениях румынских крестьян, занесенных на дикий Запад во времена его освоения фантазией кинематографистов. Отсюда пешие и кавалерийские погони, перестрелки в салунах, прочие атрибуты бесконечной череды вестернов.

Среди исторических фильмов можно выделить картину Алексы Виссариона «Перед молчанием». Эту первую работу молодого театрального режиссера в кинематографе, поставленную по мотивам произведения Иона Луки Караджале, отличает немногословность, четкая композиция, сюжетная стройность. Теми же качествами отмечена картина опытного мастера Серджиу Николаеску «Реванш». Как правило, фильмам этого режиссера, сценариста и актера сопутствует зрительский успех. Вряд ли его можно предсказать двум последним историческим картинам кинорежиссера Мирчи Верою «За мостом» и «Между параллельными зеркалами». Работы эти, не лишенные определенных художественных достоинств, отличают отсутствие динамики, вялое бытописательство, очевидная рыхлость драматургии.

Интересно отметить, что руководство румынской кинематографии планирует к 1985 году почти удвоить количество выпускаемых фильмов Таким образом, через пять лет на экраны страны ежегодно должно выходить 50—60 художественных лент (В прошлом году было создано 28.)

Хочется пожелать румынским кинематографистам успехов на пути создания талантливых, ярких кинопроизведений.

Феликс АНДРЕЕВ.
Спец. корр. «Советского экрана»
Бухарест—Москва

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.