СЫЩИК
ЦЕНТРАЛЬНАЯ КИНОСТУДИЯ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ФИЛЬМОВ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО
Сценарий В. Кузнецова
Постановка В. Фокина
Гл. оператор В. Егоров
Гл. художник И. Бахметьев
Композитор Э. Артемьев
Андрей ПЛАХОВ
Фильм Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького назван коротко и деловито — «Сыщик». С первых же шагов действия мы поймем, что в этом чуть старомодном определении главной фигуры детектива присутствует и какой-то другой смысл, скрыта легкая ирония. Ведь «сыщику» всего двадцать, он только вчера поступил в милицию и, как всякому начинающему, ему долго еще будут поручать дела самые заурядные. Вот, к примеру, у гражданки украли с веревки два лифчика и халат, надо бы разобраться…
И все-таки фильм сделан с уважением к трудной и нужной профессии, к ее достоинству.
Авторам не приходится нарочито «утеплять» образы работников угрозыска, они даже обходятся без пресловутой «личной линии», потому что люди эти интересны сами по себе, интересны по-человечески. Полковник Климов (И. Кваша) и майор Сорокин (Н. Скоробогатов) в общем-то традиционный детективный дуэт. У каждого из них свой путь к истине, к разгадке преступления и поимке виновных. Но противостояние их нигде не заостряется, ибо обоим противостоит третий главный персонаж— Женя Кулик, и в этом-то как раз суть дела.
Молодой исполнитель роли Кулика А. Ташков точно соответствует авторскому замыслу: его герой на фоне опытных коллег — птенец, начитавшийся детективов, романтический криминалист-любитель. Но разве только в романах случается что начинающему везет и при всех преимуществах опыта порой побеждают юный пыл и непосредственность?
Что ж эта типовая коллизия умело обыграна в картине и не только в остросюжетной ее части, но и в обрисовке характеров. Именно суровое, без поблажек отношение к дебютанту, окрашенное непоказной отцовской нежностью сообщает человеческую достоверность фигурам Климова и Сорокина.
Впрочем, с самого начала ясно, что Женя Кулик не будет пешкой в развернувшейся игре, что головокружительные перипетии, связанные с поимкой опасных преступников, предоставят герою возможность «бенефиса». Вот, кажется, мы его дождались. Чудом выйдя на след ускользнувшего бандита, наш герой проникает в самое логово шайки и сражается, проявляя чудеса героизма и ловкости, но силы неравны, и он оказывается связанным. Свет в кадре становится мертвенным, лица преступников зловеще искажены. Строгий критик уже готовит упрек авторам, но, оказывается, весь этот жутковатый балаган разыгрался только в воображении сержанта Кулика.
И все же свой подвиг Женя Кулик совершит. Главарь шайки Паленый, в самом деле (бывает же такое!) уйдя от опытнейших оперативников, будет взят и обезврежен безоружным сержантом. И выматывающий марафон по лесам и болотам, и смертельная схватка противников между грохочущими составами, и пленение матерого хищника в лесной хижине — все это будет, в сущности, не менее романтично, захватывающе, чем минутная вспышка юной фантазии, но воспринимается уже совсем иначе — как условная, приключенческая, но все же реальность, жизнь.
Драматургия фильма (сценарий В. Кузнецова) сознательно строится на контрастах игры и действительности. Режиссер В. Фокин умело извлекает дополнительные эффекты из условностей разных порядков. В этом ему помогают оператор В. Егоров, художник И. Бахметьев, композитор Э. Артемьев. Отличная работа со светом, изобразительное, музыкальное решение — все направлено на то, чтобы оттенить различные пласты фильма не разделяя их, однако, резкой чертой: проза милицейских будней пронизана предчувствием события, а полет романтической фантазии снижен лукавой иронией. Фильм выдержан в безупречном темпе и стилевые перебивки воспринимаются как необходимые передышки на пути стремительного сюжета.
Молодого режиссера отличает вкус к детали. Важно, что это пристрастие не самоцель, что оно сопряжено с требованиями жанра. Ракурс, в котором увидено падение Кулика из окна (с этих кадров начинается лента), атмосфера ночной прогулки, когда герой с девушкой перебегают дорогу перед мчащейся машиной, — так в самый воздух картины привнесены тревожащие, видимые знаки назревающей катастрофы. Встреча с тремя хулиганами, которые жестоко унизят его, явится для Кулика еще одним поводом выбрать профессию сыщика».
В фильме много стреляют, дерутся, изъясняются на жаргоне, и тем не менее в нем отсутствует культ грубой сипы, жестокости, мести. Лента интеллигентна по своей атмосфере, чему немало способствует ненавязчивый юмор отдельных эпизодов. Уж на что, кажется отталкивающи рожи бандитов, но когда в их логове загорается экран телевизора и мы видим вдруг героев «Красного и черного», невольно добро улыбаешься. Поистине и смех и грех! Смешная нелепая шляпа полковника Климова, в которой он бодрым шагом движется по вагону, вскоре оказывается под Женей Куликом, который ненароком сел на нее. Ну как тут от души не рассмеяться!
Фильм, который, безусловно будет интересен зрителям всех возрастов, все же имеет конкретный адрес — юношество, молодежную аудиторию. И здесь неуместны ни голословная дидактика, ни преувеличенная героизация. Этих опасностей счастливо избежали авторы фильма, очень мужественного, очень мужского. Они просто рассказали о своем уважении к профессии «сыщика», милиционера.