Цветы доброты (Советский экран №1 1975 г.)

В одном из своих выступлений поэт Леонид Мартынов как-то напомнил: «…все большие художники похожи друг на друга тем, что ни на кого не похожи, кроме как на самих себя. В том, что каждый по-своему ломал каноны, создавал новое, неповторимое, — вот в чем сходство больших художников».

Не каждому удается увидеть мир своими глазами, еще труднее подарить свое видение зрителю, исподволь заставив его пользоваться вашими образами и представлениями.

Есть в кукольном кинематографе фильмы, пронизанные «дегтяревским» обаянием. Их знают и взрослые и дети. В этих фильмах — разные сюжеты, разные герои, но роднит их почерк режиссера, одного из лучших мастеров советской мультипликации.

Кто он, этот мастер?

…В первые дни войны Владимир Дегтярев ушел на фронт. Позади школа, Ленинградское художественное училище, начало самостоятельного пути живописца.

И вот ранение, тыловые госпитали. Художник теряет правую руку. Рухнуло все, к чему стремился, о чем мечтал. Куда идти? Что делать? Родной город Воронеж оккупирован. Связь с близкими потеряна.

Солдат-художник не капитулирует. Владимир Дегтярев пробует рисовать левой, изрисовывает подшивки газет.

Судьба забросила Дегтярева в Алма-Ату. В то тяжелое военное время на Алма-Атинской студии работали лучшие кинематографисты страны. В Алма-Ату был эвакуирован и ВГИК. Владимир Дмитриевич Дегтярев поступает на художественный факультет. Счастливый случай помог встретить на улице города жену и ребенка. Они бежали из горящего Воронежа.

Жизнь стала прочно связанной с кино. В 1946 году он защищает диплом. Тема дипломной работы, конечно, военная — блокада Ленинграда. По окончании института — приглашения на «Ленфильм», на «Мосфильм», перспектива художника игрового кино, масштабная работа, большие полотна…

Однажды кто-то из друзей-сокурсников сказал, что можно подработать на «Союзмультфильме» — нарисовать парочку фонов. Так он впервые пришел в студию на Каляевской. Пришел и остался в мультипликации на всю жизнь: увлекся замечательным искусством.

Да, наша работа необыкновенно интересна: ты придумал свой мир, не похожий ни на какой другой, и вдруг он, нарисованный, ожил, наполнился движением, звуками, музыкой, смыслом.

А зрители? Нет благодарнее аудитории, чем детская. Да не просто детская, а, как принято сейчас говорить, малышовая. У дошколят нет другого кино, кроме мультипликации. Это первая встреча маленьких граждан с большим искусством, встреча, которая заставляет их задуматься над добром и злом.

…Двадцать лет назад, когда при киностудии «Союзмультфильм» образовалось объединение кукольных фильмов, Владимир Дмитриевич, имея уже опыт режиссерской работы, уходит в это’объединение.

Уже самые первые работы Дегтярева привлекли внимание зрителя. Любовь к русскому прикладному искусству, великолепное знание фольклора помогли ему проникнуть в народную сказку и надолго остаться в ней. Фильмы «Снегурочка», «Чудесный колодец» покоряют задушевной интонацией неторопливого рассказа.

Пожалуй, основные режиссерские принципы В. Дегтярева проявились в небольшой ленте «Мы за солнышком идем». Здесь каждая кукла — образ, а каждый персонаж обаятелен. Даже отрицательные герои должны быть внешне симпатичными, считает художник. Детям нельзя показывать ничего страшного, отталкивающего. По этому же принципу подбираются и речевые характеристики. Звучание в фильмах Дегтярева несколько «нарочное» — кажется, говорят немного дети, немного игрушки… И всегда его работы отмечены тщательным подбором материала и фактур, точным, обусловленным характером персонажа, движением, поиском новых игровых возможностей куклы.

В 1958 году Владимир Дмитриевич Дегтярев ставит первый полнометражный кукольный фильм по сказке Е. Сперанского «Краса ненаглядная», в котором оживает мир романтичной сказки для юношества. Плененная красавица, Кащей Бессмертный, Трехглавый дракон, богатыри, смешная, добрая Баба-Яга и нелепые разбойнички Труха и Кремень — все они подлинные в своем особом, для них придуманном мире.

И снова попадаем мы здесь под обаяние дегтяревских персонажей, которое заложено в данном случае в самой драматургии. Но иногда, например, для того, чтобы сделать почти симпатичными даже прислужников генерала Огня — злых головешек («Сказка о старом кедре»), нужно было приложить особое старание доброго художника…

…Интересной и нужной для развития кукольного фильма стала работа В. Дегтярева над экранизацией рассказа А. П. Чехова «Пересолил». Целью режиссера было заставить куклу двигаться «как живую», узнать предел ее «актерских» возможностей. Плодотворным оказался и опыт работы Дегтярева над советской сказкой. В фильме «Конец Черной топи» по сценарию А. Снесарева легко уживаются Леший с Водяным, Баба-Яга и Лектор по атеистической пропаганде. Современные рабочие прокладывают в тайге магистраль. Небо рассекают сверхзвуковые лайнеры. Но русская сказка будет жить вечно…

Эксперименты продолжались, но главным для Дегтярева всегда оставался разговор с маленьким человеком. Разговор на равных. В фильмах его нет сюсюканья, дидактики. В доступной маленькому зрителю форме рассказывается история, вывод из которой ребенок должен сделать сам. Режиссер только помогает распределить симпатии зрителя нужным образом.

Большой любовью малышей и взрослых пользовался фильм «Кто сказал «мяу»?»— об упрямом, любознательном щенке, которому обязательно самому нужно было увидеть того, кто говорит «мяу».

Пожалуй, в этом фильме наиболее раскрыт дегтяревский почерк, дегтяревское обаяние. Подкупает прямота мастера, ставящего задачу, доступную маленькому зрителю, без соблазнительного заигрывания и со взрослыми, что часто бывает в детских фильмах и приводит к излишней усложненности формы.

Полюбились малышам такие фильмы, как «Кто самый сильный», «Козленок, который считал до десяти», «Как стать большим», «Тимошкина елка», «Сладкая сказка», «Солнечное зернышко», «Наш карандаш», «Как ослик счастье искал», и многие, многие другие, в которых большой мастер ведет разговор с маленькими гражданами своей страны средствами высокого искусства. Бережно выращивает художник в детских сердцах цветы мира, фантазии, доброты.

Да и не могло быть иначе; солдат, сражавшийся за справедливость, художник, выстрадавший право работать, — кому мог он отдать теплоту своего сердца? Конечно, детям, конечно, будущему.

Жизнь Владимира Дмитриевича Дегтярева оборвалась несправедливо рано. Остановилась работа над новым фильмом. Не дописаны картины. Не реализованы сценарные замыслы.

Но, как всегда бывает с наследием большого художника, созданные им образы продолжают жить, служить людям, учат их честности, добру, человечности.

Вадим Курчевский, режиссер

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.