Незвезда Когда-то они были популярными

Во имя человека (Советский экран №16 1982 г.)

Конст. СЛАВИН,
Кинодраматург,
лауреат Ленинской премии.

Жизнь изменяется быстрее, чем киноискусство, и в частности искусство документального фильма, живущего ее реальными свершениями, идеями, проблемами. И то, что для нас в нашем искусстве еще, кажется, вчера звучало как откровение, достижение, сегодня подчас уже не может удовлетворить и зрителей и самих кинематографистов. Вот почему так важна полная мобилизация творческих возможностей, постоянное углубление, совершенствование процесса художественного отображения современности.

На это с программной четкостью и вдохновенной созидательной силой указала партия в своем постановлении «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии». Речь шла о новом качественном взлете «важнейшего из искусств». И если с этих позиций посмотреть на наше документальное кино, то минувшее после выхода в свет исторического партийного документа десятилетие принесло ему немало радостных, обнадеживающих удач и открытий в трудном и сложном поиске новых идейно-творческих путей развития художественной кинопублицисгики.

Сам этот термин «художественная кинопублицистика» прозвучал в контексте партийного постановления как призыв к смелому, образному, увлеченному раскрытию важнейших явлений современной действительности, воссозданию героического пути, пройденного советским народом, осмыслению труднейших задач и вопросов, стоящих сейчас перед человечеством.

Вспомните о всенародном успехе двух историко-публицистических киноэпопей «Великая Отечественная» и «Всего дороже». Убежден, что появление подобных крупномасштабных работ стало возможным именно в этом десятилетии, освещенном идеями партийного постановления о кино, начертаниями XXV и XXVI съездов КПСС.

В самом деле. Показ эпохальных событий истории средствами образной публицистики не мог бы прозвучать столь весомо и своевременно без ясного и четкого, по-ленински смелого осмысления исторических успехов партии и народа в социалистическом преобразовании мира, на что прямо нацеливает кинематографистов партийный документ.

А слова Леонида Ильича Брежнева из его Обращения к зрителям киноэпопеи «Всего дороже» о бесценной роли кинодокумента в правдивом отображении исторических процессов поднимают искусство документального фильма на новый идейный и качественный уровень!

История и современность.

Время и человек.

Мир и война…

Для новых поколений, для молодежи нашей страны, да и на всей планете правдивое взволнованное целеустремленное и подлинно художественное освоение этих волнующих тем, на мой взгляд является сегодня делом чести и совести советских документалистов, их главнейшей, насущной творческой задачей.

Об этом хорошо свидетельствуют тысячи зрительских писем, высказывании, суждений, неравнодушно, заинтересованно раскрывающих суть и значение лучших документальных работ последнего десятилетия тех, что оставили заметный след в духовной жизни нашего общества.

Когда вчитываешься в строки этих писем, думаешь о том, как много еще нужно сделать, какие скрытые возможности таит в себе наше прекрасное искусство, как важно, чтобы оно говорило с экрана в полный голос — именем Истории, во имя Человека.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.