Александр Годунов был ведущим артистом балета Большого театра. В конце 70-х, во время гастролей в Нью-Йорке он обратился к американским властям с просьбой предоставить ему политическое убежище. Свою карьеру Годунов продолжил в Американском балетном театре, засветился как киноактер в Голливуде в легендарном «Крепком орешке» с Брюсом Уиллисом и еще в нескольких знаменитых блокбастерах.
Саша родился на Сахалине в 1949-м году в семье инженеров. Родители вскоре развелись, и мать увезла сыновей — старшего Олега и Сашу в Ригу. Там Александр в 1967-м году окончил Рижское хореографическое училище. Талантливого выпускника сразу пригласил к себе Игорь Моисеев — руководитель Государственного хореографического ансамбля «Молодой балет».
В труппу Большого театра Годунов поступил в 21 год, выдержав серьезный конкурс. С самого начала ему доверяли ведущие партии, что вызывало зависть со стороны менее успешных коллег. Посыпались анонимки, обвиняющие молодого танцора в «неблагонадежности». Руководство театра опасалось, что Александр соблазнится «сладкой» жизнью и сбежит на Запад.
В середине 70-х Годунову запретили выезжать на зарубежные гастроли: из Канады не вернулся Михаил Барышников, ведущий солист Ленинградского театра оперы и балета. С ним Александр учился и дружил в Риге. Лишившись нескольких ролей, артист в сердцах высказывал желание поступить «так же, как Барышников». Тем не менее он оставался в числе самых востребованных танцовщиков.
«Белокурый викинг» отбил жену у знаменитого балетмейстера
Свою любовь Годунов встретил в Большом. Людмила Власова была примой, старше его на 7 лет и замужем за знаменитым танцором и балетмейстером того же театра Станиславом Власовым. Она не устояла перед напором «белокурого викинга», но от мужа «со всеми удобствами» уходить не собиралась. Станислав, как это обычно бывает, последним узнал о романе жены. Он готов был «простить и забыть», однако Мила, пометавшись еще полгода между мужчинами, ушла к сопернику.
Александр и Мила заключили официальный брак. 22-хлетний Годунов понимал, что любимая женщина привыкла жить в роскоши и приложил все усилия, чтобы ее не разочаровать (например, если он хотел машину, а жена — шубу, то желаемое получала она). Они были очень красивой и успешной балетной парой. В 1978-м году супруги вместе снялись у Леонида Квинихидзе в музыкальной мелодраме «31 июня» (единственная роль Годунова в советском кино), а затем судьба приготовила им испытание.
Летом 1979-го года Александру наконец позволили посетить Америку с премьерным спектаклем «Ромео и Джульетта», где он исполнял одну из главных партий. В Нью-Йорке Годунов отыграл несколько спектаклей, впереди было три выходных дня. Когда муж не пришел ночевать в отель, Власова сразу почувствовала неладное, но еще надеялась, что он перебрал со спиртным (такое случалось) и остался у знакомых. Не вернулся Александр и на следующий день. Людмила не могла больше молчать и заявила директору труппы об его исчезновении.
Холодная война на борту самолета
Власову незаметно вывели из отеля и доставили в советское посольство. Там она узнала, что Годунов попросил политического убежища. Консул поинтересовался, что она собирается предпринимать. Артистка попросила срочно отправить ее на родину. Людмила переночевала в посольстве, а утром ее привезли в аэропорт и посадили в самолет, минуя паспортный контроль и досмотр.
Самолет вот-вот должен был взлетать, но тут в салон ворвалась группа фэбээровцев, объявивших Власовой, что она должна немедленно покинуть воздушное судно. «Вы свободны! Муж вас ждет» — убеждали они. «Я хочу домой» — отвечала Людмила. Следом появились «наши» —помощники консула, во главе с ним самим.
«Великое противостояние» двух стран продолжалось три дня. Три дня американцы не давали разрешения на вылет, вынуждая балерину «выбрать свободу». Пассажиром было предложено лететь другим рейсом (иностранцы последовали совету, а соотечественники остались). Весь мир с замиранием сердца ждал, как поступит советская артистка. Она не изменила своего решения. Американцы сдались и отпустили самолет. Эта грустная история легла в основу сюжета фильма-драмы «Рейс 222», снятом в Советском Союзе в 1985 году.
Впоследствии Власова говорила, что мужа просто подставили: напоили и сделали компрометирующие фотографии (они тут же появились в американской прессе). У него не было другого выхода… Так Людмила и Александр оказались по разные стороны баррикад.
Зависть и ненависть преследовали Годунова по пятам
Для Годунова, ожидавшего, что супруга останется с ним в США, ее возвращение в Союз стало тяжелым ударом. Однако вопреки россказням о том как «предатель» на полгода ушел в запой, осенью 1979-го года артист уже заключил выгодный контракт с руководством Американского балетного театра. К сожалению, театр переживал не лучшие времена из-за затяжного конфликта между труппой, требующей повышения зарплаты, и дирекцией. Александр опять погрузился в пучину закулисных интриг. Гонорар нового солиста — 5 тысяч долларов в неделю подействовал на американских коллег как красная тряпка на быка. Поменялась страна, но зависть и злоба по-прежнему преследовали танцора.
Как бывший однокурсник избавился от опасного конкурента
Не желая больше растрачивать жизнь на дрязги, он прервал контракт с АБТ и по приглашению Немецкой Оперы отправился в европейское турне. Спектакли с участием Годунова производили фурор. Администрация АБТ быстро поняла свою ошибку и предложила Александру новый контракт. По иронии судьбы, из театра его в скором будущем изгнал бывший однокурсник по Рижскому хореографическому училищу Михаил Барышников. Впервые две звезды мирового балета сошлись на одной сцене как конкуренты. Когда Барышников, оставаясь ведущим танцором, занял пост художественного директора, он убрал из репертуара классические балеты. На этом основании он не стал продлевать договор с Годуновым. Причем сообщил ему об этом не лично, а через менеджера. Александр был оскорблен. «Меня выбросили, как картофельные очистки» — так он прокомментировал свое увольнение в прессе.
Артист организовал концертную труппу «Годунов и звезды». За месяц гастролей он заработал свой первый миллион долларов. Однако Александра влекли не заработки, а новые творческие свершения. На пике славы он добровольно покинул сцену и решил попробовать себя в кино. Большинство источников утверждают, что в Голливуд Годунов попал по протекции Жаклин Биссет. Свою самую знаменитую роль — террориста Карла он сыграл в «Крепком орешке». Впоследствии ему часто предлагали роли злодеев, но Александр не хотел повторяться. За 10 лет он снялся только в семи картинах, но в каждой из них выступил в новом образе.
С популярной голливудской актрисой Жаклин Биссет он познакомился на одном из светских раутов. Дива сразу «запала» на атлетичного красавца, хотя пришла на прием в статусе подруги голливудского продюсера. А Годунов продолжал хранить верность своей русской жене и не обратил на Жаклин особого внимания. Тогда он еще не знал, что Мила с ним развелась и вышла замуж за певца Юрия Статника. К моменту их следующей встречи, Биссет уже рассталась со своим продюсером, а Александр утратил иллюзии насчет Власовой.
Между ними вспыхнул роман, продлившийся 8 лет. Первые два года были самыми счастливыми. Годунов перебрался в Лос-Анджелес, купил дом на берегу океана, начал сниматься в кино. Однако Жаклин не удалось вытеснить из его сердца бывшую супругу. Удержать своего мужчину от злоупотребления спиртными напитками она тоже не смогла (Годунов между тем рассказывал подруге, что Мила прекрасно справлялась с этой задачей). Наконец актрисе надоели бесконечные сравнения (не в ее пользу) с Власовой. Они мирно разошлись (замужество и дети никогда не входили в планы Биссет) и сохраняли дружеские отношения до конца жизни Александра.
В 1995-м году Годунов снимался в Будапеште в боевике «Зона». Неожиданно для всех он решил навестить мать и брата. Родные уже побывали у него в Лос-Анджелесе, а Александр впервые прилетел в Ригу со времен своего бегства из СССР. Нищенский быт родственников потряс актера. Прощаясь, он пообещал брату: «Я вытащу вас отсюда». Через месяц родным сообщили о смерти Александра. Он скончался у себя дома в Лос-Анджелесе на 46-м году жизни. Несколько дней друзья не получали от Годунова никаких сообщений и отправили к нему медсестру. Она и обнаружила тело.
Похоронами Годунова, согласно завещанию, занималась его секретарь Арлин Медани. Эта особа повела себя очень странно: не разрешила провести судмедэкспертизу (врачи пришли к мнению, что актер скончался от гепатита), не оформила документы на выезд его родственников. Когда друзья пришли на похороны, назначенные на 8 утра, оказалось, что тело Александра уже кремировали… Впоследствии Арлин заявила, что развеяла прах над океаном.
После смерти Годунова Жаклин приехала в Москву на кинофестиваль. Она попросила Андриса Лиепу устроить ей встречу с Сашиной женой. Жаклин рассказала Власовой, как Саша жил в последние годы и на прощание призналась: «Он всю жизнь любил только тебя».
Оцените статью: