Азбука кино (Советский экран №16 1982 г.)

Под общей редакцией проф. И. В. ВАЙСФЕЛЬДА

КИНОХРОНИКА — запечатленная нв кинопленке оперативная информация об общественно значимых фактах Как правило, К. представляет собой репортаж с места события.

Материалы К. демонстрируются в специальных выпусках, а также используются при создании документальных и художественных фильмов.

К.—это живая летопись эпохи. Она сохранила для нас образ В И. Ленина К. сохранила облик героев Октября и гражданской войны. В ней отражен трудовой ритм первых пятилеток. Репортажи фронтовых операторов донесли до нас подвиги советских воинов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной…

Кадры снимаемые кинохроникерами сегодня, отражают все стороны жизни советского общества.

А. КРАСИНСКИЙ, кандидат искусствоведения


КИНОЭКСПЕДИЦИЯ — выезд съемочной группы из киностудии для выполнения творческо-производственных заданий. К. организуется с целью съемки в условиях естественных интерьеров или натуры.

Творческий и производственный успех работы в К. зависит от тщательной и всесторонней ее организации, включающей предварительный выбор места, подготовку, осуществляемую на киностудии (составление планов, графиков занятости актеров, оформление заказов цехам на изготовление продукции и оказание услуг и др.), и создание условий для киносъемки в соответствии с постановочным проектом фильме, продолжительностью и стоимостью работ.

От правильной организации К. во многом зависит художественное качество фильмов, повышение эффективности кинопроизводства.

Г. ГОРЮНОВА, кандидат экономических наук


КОМБИНИРОВАННЫЕ СЪЕМКИ

(от англ. combine — соединять)— приемы и методы киносъемки, объединяющие в одном кадре изображения, снятые в разное время или в разном масштабе.

К. с. значительно расширяют художественные средства кинематографа. Они особенно необходимы при создании фантастических, приключенческих и сказочных фильмов.

Современные процессы К. с. разделяются на несколько групп, использующих различные технические принципы. Так, например, используется метод перспективного совмещения. Если требуется снять сцену на фоне большого декорационного сооружения, то вместо строительства всей декорации в натуральную величину изготовляется только ее нижняя часть, а большая часть строится в виде макета, располагаемого рядом со съемочным аппаратом.

Нередко используются ранее снятые изображения в качестве фонов для актерских сцен, разыгрываемых в павильоне. Применяется также раздельная съемка частей комбинированного изображения когда, скажем, делается двукратная съемка на одну и ту же пленку декорации и рисунка.

Существуют и другие способы К. с. Творческие и экономические возможности К. с. могут быть использованы в кинематографе при условии создания мощной технической базы и участия высококвалифицированных технических работников, способных реализовать творческие предложения драматургов и режиссеров.

Б. ГОРБАЧЕВ, кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР


КОМИЧЕСКАЯ — общее название разных жанров короткометражной комедии немого кинематографа. Первой комической принято считать фильм «Политый поливальщик», снятый Луи Люмьером в 1895 году. Наиболее характерный вид ранней К.— французские короткометражки с участием Андре Дида, представляющие собой в большинстве случаев развернутый эстрадный или цирковой номер без каких-либо психологических и социальных характеристик персонажей. Вершиной французской К. были комедии с участием Макса Линдера, создавшего устойчивую социальную маску светского льва и прожигателя жизни, попадающего в самые неожиданные и нелепые ситуации.

Наивысшего расцвета ранняя К. достигла в американском кино десятых — двадцатых годов Он связан в первую очередь с именем режиссера Мака Сеннетта, создателя труппы комических актеров, которые разыгрывали простенькие скетчи, состоявшие из комических трюков, названных впоследствии гэгами. Мак Сеннетт и его актеры разрабатывают основные приемы комедии «слэп-стика» (slepstick — удар палкой, англ.), сводящиеся к погоням, автомобильным гонкам, потасовкам, забрасываниям противника пирожными, к акробатическим трюкам и клоунаде. На студии Сеннетта «Кистоун» начинали свой путь многие крупнейшие комики американского кино: Ч. Чаплин, Б. Китон, М. Бэнкс, Г. Ллойд и другие. Максеннеттовские сборники комических микроновелл выходили на экраны вплоть до появления звукового кино.

Впоследствии многочисленные попытки возродить раннюю К. (первые фильмы братьев Маркс, короткометражки Жака Тати, Пьера Этекса, Леонида Гайдая) представляли собой скорее всего лишь стилизованную реконструкцию поэтики и сюжетики классических образцов жанра. Пожалуй, только в грузинских телевизионных короткометражках 60—70-х годов можно говорить о возрождении ранней К. опирающейся в данном случае на специфические традиции национального искусства Грузии.

М. ЧЕРНЕНКО, кандидат искусствоведения

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.