Славный юбилей Великого Октября — праздник не только советского народа. Это праздник всего социалистического содружества, всех прогрессивных сил мира. Наши польские коллеги рассказывают о фильмах, выпущенных на экраны в год 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, фильмах, раскрывающих темы польско-советской дружбы, революционных традиций наших народов, совместной борьбы с фашизмом, строительства новой Польши.
Здислав ОРНАТОВСКИЙ
Теме польско-русской, польско-советской дружбы посвящено много фильмов. И немалая часть их рассказывает о войне, о нашей общей борьбе против фашистского агрессора. Эти трудные годы в истории обоих народов, которые вызвали изменения не только на карте мира, но и в сознании людей, — благодарный, хотя и нелегкий материал для художников. И миллионы зрителей с огромным и неслабеющим интересом смотрят фильмы о нашем братстве по оружию.
Почти в каждой польской картине, рассказывающей о войне, мы встречаем советского солдата. Например, в фильме «Красная рябина» Эвы и Чеслава Петельских показаны тяжелые и кровавые бои за Поморский вал и Колобжег, город-крепость. В этом направлении действовали 1-й и 2-й Белорусские фронты. В фильме участвуют герои, имеющие реальных исторических прототипов. Один из них — майор Красной Армии, которого играет Иван Переверзев.
Более камерным, но не менее важным является фильм Сильвестра Ханциньского «Легенда» по сценарию Валентина Ежова и Збигнева Залусского. Он показывает, сколько общего было в военных судьбах русских и поляков. Это рассказ о дружбе трех подростков — девочки и двух ребят — поляка и русского по имени Сашка. Сашка выпрыгнул из поезда, который вез его на принудительные работы в Третью империю, и польские ровесники помогают ему в очень сложной ситуации. В одном из интервью во время съемок «Легенды» режиссер Ханциньский сказал: «Я хочу придать фильму характер баллады. Это, наверно, самая подходящая форма рассказа о дружбе и любви «детей войны».
Польские кинематографисты охотно приглашают советских актеров, отличающихся солидной профессиональной подготовкой. Даже эпизодические роли они умеют насытить правдой, своеобразным характером и жанровыми красками, благодаря которым образы, создаваемые ими, надолго запоминаются.
Николай Рыбников сыграл роль советского офицера в новой драме Ежи Пассендорфера «Направление — Берлин». Александр Белявский — командира партизан в картине того же режиссера «День очищения» и, кроме того, — летчика в психологической ленте Леонарда Бучковского «Прерванный полет». А совсем недавно несколько советских актеров завершили съемки в фильме Яна Ломницкого «Спасти город», рассказывающем, как благодаря бойцам Красной Армии был спасен от разрушения Краков. А что значит этот город для каждого поляка, говорить не приходится. Сейчас на наших киностудиях идет работа над кинофильмами, которые еще глубже раскроют перед зрителем различные аспекты нашей общей борьбы, революционных традиций и братства по оружию.
Ян РЫБКОВСКИ, режиссер:
— Вся моя деятельность — режиссера и педагога — была бы немыслима без тех условий, которые созданы в ПНР. А рождению народной Польши, ее становлению и развитию мы в первую очередь обязаны тем политическим и общественным переменам, которые принесла с собой победа Октябрьской революции.
Фильмы, которые я снимаю, — это выражение сознательного, убежденного художника, а не следствие коммерческих обстоятельств, что является вещью нормальной в капиталистических странах.
Ежи АНТЧАК, режиссер:
— Дважды в своем творчестве я обращался к советской революционной тематике: «Первый посетитель» и «Семья Турбиных».
Меня всегда очаровывал пафос тех лет, этот почти неправдоподобный порыв эксплуатируемых против эксплуататоров.
Я воспитывался на лучших образцах классиков кинематографа — Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко. Их творчество оказало на меня большое влияние. Революционный репертуар вдохновляет людей, окрыляет их и очищает.