Пульс истории (Советский экран №17 1977 г.)

Хенрик ТРОНОВИЧ

Польская киноисториография обогатилась в последнее время двумя произведениями, обращенными к подлинным и весьма драматическим событиям, значение которых трудно переоценить. Фильм «Ярослав Домбровский» показывает избранные фрагменты бурной биографии великого революционера, а лента «Красные тернии» посвящена памятным событиям 1905 года в Лодзи.

«Ярослав Домбровский» — совместная работа польских и советских кинематографистов. Картина поставлена Богданом Порембой по сценарию Юрия Нагибина.

«Ярослав Домбровский»
«Ярослав Домбровский»

Фигура Ярослава Домбровского является для советских историков издавна предметом многочисленных и внимательных исследований. Конечно же, и в польской научной литературе существует немало работ, стремящихся установить все факты жизни легендарного революционера. Сама по себе эта биография необычна, но как перенести ее на экран, чтобы избежать назойливой патетики или музейной монотонности, как уберечься от стереотипных экранных решений эпизодов подпольной деятельности?

Юрий Нагибин написал произведение, сюжетные линии которого строго соответствуют историческим событиям. Он, в частности, прослеживает путь героя через три страны: Россию, Польшу, Францию.

Высоко оценив достоинства фильма, польские критики особо отметили сцену допроса Домбровского полковником Тухолкой, роль которого мастерски сыграл советский актер Александр Калягин. Зрители по привычке ждут, что будет жестокий допрос, что поручик станет кричать, возможно, даже ударит, может быть, начнет издеваться над заключенным. Ничего подобного. Он говорит почти шепотом, он хочет добиться своего, создавая атмосферу обоюдного доверия, сохраняя по отношению к Домбровскому подобающую дистанцию.

Если Богдан Поремба в «Ярославе Домбровском» повествовал о судьбах вполне определенных исторических персонажей, то Юлиан Дзедзина, постановщик фильма «Красные тернии», в действительности не имел никакого «готового прототипа». Снимая по сценарию, написанному вместе с недавно скончавшимся выдающимся польским поэтом и драматургом Станиславом Гроховяком по мотивам повести Владислава Рымкевича «Время примирения травой порастет», он был вынужден руководствоваться лишь режиссерским инстинктом.

«Легенда»
«Легенда»

Дело в том, что в 1905—1907 годы, когда на польских землях неоднократно вспыхивали забастовки, происходили рабочие выступления и демонстрации, в стране были группы революционеров, которые начинали объединяться в партии.

Режиссер решил сделать ставку не на реконструкцию подливных фактов (хотя и старался не обойти их), он предпочел обратиться к анализу поведения и поступков людей, вынужденных самим ходом истории прийти к идейному выбору. В один из июньских дней 1905 года рабочие Лодзи построили на улицах сотни баррикад. Но авторы «Красных терниев» не выпячивают на экране эту — казалось бы, столь эффектную для исторического фильма — сторону уличных столкновений. Рассказ идет о порывающем со своим классом дворянине, который организует вооруженное сопротивление рабочих фабрикантам и царскому гнету (в этой роли снялся Ян Новицкий). И в «Красных терниях», подобно тому, как это происходило во времена Ярослава Домбровского, сотрудничают друг с другом ячейки польского и российского подполья.
Если к двум названным картинам прибавить ленту Анджея Вайды «Земля обетованная», хорошо знакомую советским зрителям, то можно сказать, что польское кино располагает сейчас тремя произведениями, в которых отражены важные исторические фазы классовой борьбы. Три фильма, три разных попытки изображения прошлого, порой в некоторых своих фрагментах дискуссионные и несовершенные. Польское кино, безусловно, еще не раз возвратится к этим далеким периодам, к периодам, полным неисчерпаемых тем.

«Спасти город»
«Спасти город»

Богуслав ЛЯМБАХ, оператор:

— Недавно мне была оказана большая честь: советские кинематографисты удостоили меня премии за операторскую работу в фильме «Помни имя свое». Одновременно со мной наградой отмечен исполнитель главной мужской роли Тадеуш Воровски.

Я радуюсь, что внес свой вклад в очередную советско-польскую картину. Сейчас мы начали съемки фильма, который еще глубже раскроет традиции нашей общей революционной борьбы. Я имею в виду картину «Феликс Дзержинский». Совместная работа с советскими коллегами над этим фильмом — огромное удовольствие. Картина позволит нам сделать еще более близким миллионам зрителей образ верного соратника Владимира Ильича Ленина, что имеет особое значение в год славного юбилея Великого Октября.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.