крупным планом
E. КАБАЛКИНА
Наверное, многие помнят этот эпизод: среди быстрых детских фигурок возвышается усатый юноша, словно Гулливер среди лилипутов (только здесь их называют бармалейчиками). Он неподвижен, а вокруг — завихрения разноцветных одеял, белоснежных подушек. Это резвится ночная группа детского садика, проверяя на прочность своего «усатого няня» — главного героя фильма «Усатый нянь» режиссера В. Грамматикова (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Каково же было играть этого самого «няня»? Вот уже года четыре прошло, а до сих пор вспоминает актер Сергеи Проханов свои злоключения на съемочной площадке, когда тридцать крайне симпатичных, хорошеньких бармалейчиков ловко подкрадывались к нему, атаковали, молотили чем попало, а затем стремительно разбегались, и некому было за него заступиться. Режиссер Владимир Грамматиков только похваливал: «Хорошо, молодцы!» — да командовал: «Еще дубль…»
Главный герой фильма «Усатый нянь» Кеша Четвергов, славный, но безалаберный молодой человек, попав в столь необычные обстоятельства, в конце концов перевоспитывается и накрепко привязывается к детворе. А за это время актер успевает завоевать сердца не только своих маленьких подопечных, но и наши, зрительские.
… Бывает, человек с детства отличается твердостью характера, знает, чего хочет. А у него все вроде бы складывалось случайно. Спел как-то первоклассник Сережа Проханов песню на утреннике — и сразу стал знаменитостью местного масштаба. Но чем только он затем не увлекался: играл в баскетбол, волейбол, занимался вольной борьбой, плавал, посещал разные кружки. И когда за компанию с ребятами пришел в театр-студию при Дворце культуры «Салют», думал, что и это ненадолго. А получилось по-другому.
Шли годы, а непостоянный Сережа Проханов все с тем же увлечением выступал на сцене молодежной студии. Потом был принят в Щукинское театральное училище. Сейчас он играет на сцене театра имени Моссовета, на его счету уже около двадцати ролей в кино.
Вот три характера в трех картинах — «Усатый нянь», «Молодая жена», «Трижды о любви». Характеры различны, но есть в них нечто, что их объединяет. Каждый раз это неутомимая внутренняя работа, когда на смену бездумности, бездуховности приходит душевная тонкость, нравственное достоинство, благородная активность ума и сердца.
Вспомните: поначалу все нипочем лихому Кеше Четвергову, его «голова то ли там, то ли тут». А в конце болит душа за каждого из «бармалейчиков». Только что нам, зрителям, было смешно и мы весело хохотали. А когда в не менее смешной ситуации Кеша обращается к попугаю по имени Валера с просьбой: Валер, ты смотри за ними получше, ладно? — такое лицо у этого Кеши, что нам… становится грустно.
В фильме режиссера Леонида Менакера «Молодая жена» у Сергея Проханова совсем небольшая роль. Сельский паренек Володька уходит в армию, просит любимую девушку Маню (Анна Каменкова) его дождаться. А отслужив, заезжает домой вроде бы мимоходом, вдвоем с невестой. Все просто: любил одну, теперь — другую. И только ближе к концу фильма он появляется в небольшом эпизоде, когда Маня, ставшая женой другого, приезжает в город и снова встречает его, кажется, все такого же. Тот же белокурый чубчик, те же лихие повадки, задорная улыбка. Но мы понимаем: он, Володька, стал другим. В глазах — боль: только сейчас он осознал цену любви, от которой сам так легко отказался.
В фильме режиссера Виктора Трегубовича «Трижды о любви» Сергей Проханов исполняет главную роль. Здесь он сельский механизатор Васька. Василий Лобанов, очень современный молодой человек, ладный, стройный, веселый, однако не слишком обремененный сложностью чувств и переживаний. Ну, уехала в город и там вышла замуж его первая любовь — раз так, знать ее не знаю! Ну, крутится рядом соседская девчонка, всегда, нужно не нужно, тут как тут — он человек добрый, не обидит, но и не вглядится, не попробует понять, что же она чувствует. Но вот приходит к нему любовь к приезжей, всем чужой на селе библиотекарше, которой трудно живется и которой он так трогательно, бескорыстно помогает. И мы не только из поступков узнаем о возмужании его души. Артисту удается самое сложное — душевная перестройка героя. Может быть, правильно назвать то, что с ним происходит, воспитанием любовью.
В большинстве фильмов, где снимался Проханов, его герои — наши современники и, как правило, ровесники актера. Городские это парни или деревенские — каждый раз они выглядят по-сегодняшнему узнаваемо: по моде подстрижены и одеты, спортивно подтянуты. Недаром актер ежедневно, в любую погоду, бегает по определенному маршруту, занимается борьбой. Но сходство героев, пожалуй, и ограничивается этими чисто внешними признаками. Характер-то каждый раз рождается новый.
Параллельно со съемками идет театральная жизнь актера. Недавно на его долю выпал успех: на малой сцене театра имени Моссовета он сыграл заглавную роль в спектакле Сашка — по одноименной повести В. Кондратьева. На маленьком пространстве зала, где сцены как таковой нет, лицом к лицу, глаза в глаза — актер и зрители. Здесь камерность сродни кино, она оборачивается «крупным планом»…
Как-то недавно Сергея Проханова спросили: «Что бы вы хотели себе пожелать?» Он улыбнулся:
— Чтобы звонить по телефону не переставали. Хуже нет, когда ты никому не нужен!
Ну что ж, есть все основания надеяться, что такого с популярным актером не случится.