Сергей ДАРДЫКИН
Дороги Афганистана… Посягнув на неприступность гор, они дерзко карабкаются к облакам, без устали — виток за витком — штурмуют снежные перевалы. Потом неожиданно срываются вниз, кружась в отчаянном «серпантине» по кромке отвесной каменной стены. И, кажется, асфальт уходят из-под колес. Дороги наматывают на спидометр монотонные километры пустынь, пробиваются сквозь гомон и толчею восточных базаров, невольно замедляя свой бег у придорожных чайхан. Такой предстала страна в фильме «Афганистан, километры и века», (сценарист и режиссер Георгий Хольный. «Центрнаучфильм»).
Да, Афганистану еще предстоит построить свою первую железнодорожную магистраль. Воздушные линии связали только несколько главных городов страны. И основное средство передвижения здесь — автомобиль. Поэтому шофер в Афганистане — всеми уважаемый человек.
Без дорог нет жизни, и человека тянет к ним так же неудержимо, как к воде. Про афганцев можно сказать, что они живут у дороги. У обочины шоссе возводят жилье, раскладывают для продажи товары. Под шелест автомобильных шин занимаются ремеслом и преклоняют колени для молитвы. Путник, решивший передохнуть, не будет искать уединенный уголок — устроится тут же, у дороги.
Наверное, это идет от тех времен, когда страну пересекали караванные тропы. Время стерло следы караванов, шедших по Великому «шелковому» пути, как стерло следы, оставленные на этой земле колесницами Александра Македонского и конницей Чингисхана. Однако время донесло до наших дней поразительные памятники древности, такие, как высеченную в скале пятидесятипятиметровую статую Будды в Бамиане или башню Тахти Рустам, с которой связана прекрасная легенда о Рустаме, воспетом Фирдоуси в «Шахнаме». За считанные мгновения сказочный богатырь строит неприступную башню, чтобы укрыть в ней влюбленных.
Веками складывался неписаный кодекс чести этого народа. От воина, раненного в спину, отворачивались все, даже мать. Для афганцев мужество не абстрактное достоинство, а черта характера, воспитанная в многолетней борьбе за независимость. Народ Афганистана вправе гордиться своим прошлым. Выдержавшая три кровопролитных войны с «владычицей морей» страна так и не стала британской колонией.
Все дороги Афганистана ведут в Кабул. Под сенью голубых вершин Гиндукуша — он стал главным перекрестком страны. Сюда свозятся для продажи расшитые шелком халаты Газни, глиняная посуда Чарикара, великолепные ковры Герата и Мазари-Шерифа. Есть в Кабуле целая улица, устланная коврами. Прямо на мостовой лежат пестрые «бухары», строгие красно-черные «даулятобады», миниатюрные «балючи». С утра до вечера их беззастенчиво топчут прохожие, а ковры от этого только выигрывают: становятся еще ярче, еще наряднее. Афганские ковры не ткут, а вяжут. Отсюда их прочность, удивительная четкость рисунка. Такой ковер служит несколько сотен лет.
Путешественник, приехавший в Афганистан в поисках экзотики, не останется разочарованным. Но экзотика не сможет заслонить в глазах внимательного наблюдателя перемен, происходящих в жизни страны. И фильм интересно рассказывает об этом: сегодняшний Афганистан борется с неграмотностью и готовит специалистов, так необходимых национальной экономике, строит электростанции и магистральные газопроводы, на месте занесенных песком караванных троп уже выросли буровые вышки. В создании независимой экономики Афганистан встречает всестороннюю поддержку нашей страны.