Маски Луи де Фюнеса (Советский экран №9 1978 г.)

зарубежное кино в лицах
Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ

Французская кинокомедия переживает довольно тяжелые времена. Смерть унесла двух популярнейших комиков — Фернанделя в Бурвиля. Образовавшаяся брешь так и остается незаполненной. Луи де Фюнес — единственный оставшийся в живых представитель «великого трио», но и его имя, еще недавно бывшее абсолютной гарантией коммерческого успеха, сильно поблекло. В период наивысшего взлета Фюнес был самым дорогим актером французского кино. За участие в фильме ему платили 2,5 миллиона франков (следом шел Ален Делон — 2 миллиона). Но теперь картины с участием этого комика стремительно теряют популярность. Дна самых знаменитых его фильма — «Разиня» н «Большая прогулка» — были истинными чемпионами кассового сбора. В одном только Париже «Большую прогулку» посмотрело миллион триста тысяч зрителей, а «Разиню» — 915 тысяч — цифры, совершенно необычные для Франции с ее низким коэффициентом посещаемости. Но начиная с 1967 года посещаемость лент с Луи де Фюнесом начала падать. Приведем несколько цифр по Парижу: «Оскар» (1967 г.) — 479 тысяч зрителей, «Татуированный» (1966 г.) — 362 тысячи, «Человек-оркестр» (1969 г.) — 270 тысяч, «На дерево взгромоздясь» (1971 г.)— 135 тысяч.

Луи де Фюнес

И все-таки Фюнес остается самым популярным комическим актером французского кино.

… Он родился в 1914 году в пригороде Парижа Курбевуа. В молодости сменил множество профессий: был счетоводом, декоратором, оформителем витрин… Потом судьба правела его на сцену. Фюнес прошел школу кабаре и мюзик-холла. В 1945 году состоялся его дебют в кино. Но до 1956 года он был почти неизвестен. Актер сыграл около 75 эпизодических ролей, и только после того, как режиссер Ив Робер доверил ему исполнение главной роли в комедии «На пойман — не вор», для Фюнеса начались хорошие времена. Роль Блеро, плута, браконьера, хитреца, была сыграна им с неподдельным блеском, пластичностью, лукавством. Казалось, Луи де Фюнес будет французским аналогом итальянского комика Тото, создавшего маску плута, у которого не совсем добропорядочные отношении с законом, но который всегда привлекал симпатии публики. Однако близость Блеро героям Тото была скорее внешней. Если Тото («Полицейские и воры», «Закон есть закон») — это маленький, несчастный анархист, ненавидящий тупую тиранию закона и противопоставляющий ей свой глубокий жизненный оптимизм, собственные представления о добре и зле, то Блеро в комедии Робера — персонаж совершенно иного типа. Он не столько конфликтует с чиновничьим миропорядком, сколько удачно сосуществует с ним. Более того, будучи заключенным, он пользуется известной свободой и даже по-своему обслуживает туповатых стражей закона. Сатирический смысл фильма и возникал именно из почти дружеских отношений между браконьером и преследующей его чиновничьей бюрократией.

«Не пойман — не вор»
«Не пойман — не вор»

Существуя как бы вне общества, герой Фюнеса был его типичным порождением, плотью от плоти провинциального французского городка Монпаньяра, в котором разворачивалось действие фильма.

Успех, завоеванный в картине «Не пойман — не вор», был закреплен Фюнесом в последующих работах — «Прекрасной американке» (1961 г.), «Дьяволе и десяти заповедях» (1962 г.), «Жандарме из Сан-Тропеза» (1963 г.) и особенно в знаменитой серии о Фантомасе, которую с 1964 года начал ставить режиссер Андре Юннебель.

Как известно, «Фантомас» Юннебеля был переделкой некогда нашумевшем серии фильмов, поставленных режиссером Лун Фейядом по романам М. Алена и П. Сувестра. На сей раз была задумана смесь из авантюрного и комедийного жанров. Но если в первой серии авантюрность еще преобладала и основная роль отводилась Фантомасу (Жан Маре), то по мере продолжения работы становилось все очевиднее, что своим успехом фильм обязан прежде всего образу комиссара Жюва в исполнении Луи де Фюнеса. Постепенно происходит перестановка акцентов. В фильме «Фантомас разбушевался» Луи де Фюнес выдвигается на первый план, а в следующей серии «Фантомас против Скотланд Ярда» комиссар Жюв уже безраздельно царит на экране.

«Большая прогулка»
«Большая прогулка»

В «Фантомасе» мы видим, сколь далеко ушел Фюнес от образа Блеро. Из плутоватого «врага» закона он постепенно превращается в его неудачливого слугу, из лукавого обманщика в обманутого, но крайне самодовольного субъекта, из парии в столп общества. Жюв самовлюблен, беспринципен, считает себя умнее всех, но постоянно оказывается жертвой чужих проделок. С тех пор, как бы ни назывался герой Фюнеса, маска, окончательно найденная им в «Фантомасе», уже не сходит с его лица. Если вдуматься в созданный актером образ, то становится очевидным, что он стоит особняком в галерее комических масок, созданных великими комиками. Со времен Чаплина лучшие комики обычно строили свои маски на противоречивом сочетании светлых и теневых сторон. Несмотря на весь его аморализм, мы желаем удачи герою Тото, несмотря на его чванливость, мы чувствуем в маске Фернанделя доброту, несмотря на его инфантильность, мы радуемся проделкам мистера Питкина (Норман Уиздом), мы всегда жалеем простака Бурвиля. Фюнес здесь, пожалуй, исключение. Его герой — маленький, антипатичный, недобрый, глупый, порой жестокий. Пластика актера подчеркнуто карикатурна. Такой персонаж вовсе не стремится вызвать даже тень сочувствия. Из всех комических масок он больше всего напоминает Панталоне из итальянской народной комедии — самодовольного богатого старика, скупого, злого, беспринципного и всегда оказывающегося в дураках.

В более поздней театральной традиции у Фюнеса тоже есть своеобразный предшественник: герой французского писателя начала XX века Альфреда Жарри — Король Юбю. Во Франции он исключительно популярен. Его непомерные претензии, гротескная злоба, жадность, глупость, обжорство вошли в поговорку. Появилось даже новое слово «юбюэкс», что значит «юбюподобный». Это определение в полной мере приложимо к героям Фюнеса.

Фюнес внес в кинематограф и надолго закрепил в нем «одномерную» по своей конфигурации комическую маску. Смех, вызываемый актером, — это смех над гротескным самомнением и его постоянным фиаско. Сама маска Фюнеса, ее односторонность требовали появления рядом с ним другого актера, оттеняющего комизм партнера, дополняющего его.

Эта потребность была реализована в двух фильмах начинающего в то время режиссера, а сейчас наиболее популярного комедиографа Франции Жерара Ури. Именно он поставил в своих самых знаменитых картинах рядом с Фюнесом Бурвиля. Сделано это было скорее всего в целях рекламы. На Западе часто соединяют в одной ленте целые актерские созвездия. Но результат превзошел все ожидания. «Разиня» и «Большая прогулка», несомненно, самые удачные, самые смешные фильмы с Фюнесом.

«Фантомас»
«Фантомас»

В «Разине», хотя актеры почти никогда не оказывались одновременно в кадре, внутренний конфликт между «зловещим» мафиозо Фюнесом и простаком Бурвилем оказался конфликтом простодушной человечности и фюнесовского «юбюподобия». То, что издавна соединялось в фигуре одного комика, разделено здесь надвое.

В «Большой прогулке» Ури создал подлинный дуэт. Маляр — Бурвиль и дирижер — Фюнес теперь уже неразлучны. А сама ситуация, уравнивающая перед лицом опасности маляра и дирижера, делает особенно комичными претензии Фюнеса.

«Разиня» и «Большая прогулка» — звездный час в творчестве этого знаменитого актера. Вскоре дуэт распался, а потом умер Бурвиль.

«Ресторан господина Септима»
«Ресторан господина Септима»

Отныне фильмы Фюнеса оказываются все неудачнее и неудачнее. Болгарский киновед Петр Гылыбов в своем исследовании о Фюнесе отмечает один интересный факт. Непомерные гонорары Фюнеса сделали фактически невозможным приглашение в фильмы с его участием других крупных актеров, что привело к обезличиванию второго плана. Фюнес постепенно превратился в единственный стержень фильмов, в которых он участвует. Действительно, в его новых лентах чувствуется, как актер стремится постоянно комиковать, заполнять собой пустоты. Его мимика, как, например, в «Оскаре» режиссера Эдуарда Молинаро, становится все более карикатурной, активность все менее адекватной и подчеркнуто взрывной. Однако из-за особенностей самой маски актера всего этого оказывается недостаточным. Феноменальное профессиональное мастерство актера не может восполнить отсутствия достойного партнера. Из фильмов с его участием исчезает всякая теплота, человечность, его роли становятся все более буффонными, превращаются в поток безудержного самовоспевания. Необаятельный, претенциозный персонаж бесконечно мельтешит на экране, старается натужно смешить. Характерно, что в последних фильмах Фюнеса почти полностью истощается тот запас сатирического смеха, который вызывал образ этого самовлюбленного буржуа. Внешний, эксцентричный комизм заслоняет то социальное содержание, которое было отчасти присуще творчеству этого актера раньше.

Художественная судьба Луи де Фюнеса интересна и поучительна. Необычная маска, созданная этим великолепным мастером, безусловно, внесла свой вклад в арсенал мировой кинокомедии. Но изначальная ограниченность созданного актером образа содержала в себе и истоки его неудач.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.