Дороги, связавшие столетия

Сергей ДАРДЫКИН

Дороги Афганистана… Посягнув на неприступность гор, они дерзко карабкаются к облакам, без устали — виток за витком — штурмуют снежные перевалы. Потом неожиданно срываются вниз, кружась в отчаянном «серпантине» по кромке отвесной каменной стены. И, кажется, асфальт уходят из-под колес. Дороги наматывают на спидометр монотонные километры пустынь, пробиваются сквозь гомон и толчею восточных базаров, невольно замедляя свой бег у придорожных чайхан. Такой предстала страна в фильме «Афганистан, километры и века», (сценарист и режиссер Георгий Хольный. «Центрнаучфильм»).

Автомобили «не отменили» верблюжьих караванов
Автомобили «не отменили» верблюжьих караванов

Да, Афганистану еще предстоит построить свою первую железнодорожную магистраль. Воздушные линии связали только несколько главных городов страны. И основное средство передвижения здесь — автомобиль. Поэтому шофер в Афганистане — всеми уважаемый человек.

Без дорог нет жизни, и человека тянет к ним так же неудержимо, как к воде. Про афганцев можно сказать, что они живут у дороги. У обочины шоссе возводят жилье, раскладывают для продажи товары. Под шелест автомобильных шин занимаются ремеслом и преклоняют колени для молитвы. Путник, решивший передохнуть, не будет искать уединенный уголок — устроится тут же, у дороги.

Вантовый переход через Аму-Дарью
Вантовый переход через Аму-Дарью

Наверное, это идет от тех времен, когда страну пересекали караванные тропы. Время стерло следы караванов, шедших по Великому «шелковому» пути, как стерло следы, оставленные на этой земле колесницами Александра Македонского и конницей Чингисхана. Однако время донесло до наших дней поразительные памятники древности, такие, как высеченную в скале пятидесятипятиметровую статую Будды в Бамиане или башню Тахти Рустам, с которой связана прекрасная легенда о Рустаме, воспетом Фирдоуси в «Шахнаме». За считанные мгновения сказочный богатырь строит неприступную башню, чтобы укрыть в ней влюбленных.

Мечеть в Мазари-Шерифе
Мечеть в Мазари-Шерифе

Веками складывался неписаный кодекс чести этого народа. От воина, раненного в спину, отворачивались все, даже мать. Для афганцев мужество не абстрактное достоинство, а черта характера, воспитанная в многолетней борьбе за независимость. Народ Афганистана вправе гордиться своим прошлым. Выдержавшая три кровопролитных войны с «владычицей морей» страна так и не стала британской колонией.

Река Кабу
Река Кабу

Все дороги Афганистана ведут в Кабул. Под сенью голубых вершин Гиндукуша — он стал главным перекрестком страны. Сюда свозятся для продажи расшитые шелком халаты Газни, глиняная посуда Чарикара, великолепные ковры Герата и Мазари-Шерифа. Есть в Кабуле целая улица, устланная коврами. Прямо на мостовой лежат пестрые «бухары», строгие красно-черные «даулятобады», миниатюрные «балючи». С утра до вечера их беззастенчиво топчут прохожие, а ковры от этого только выигрывают: становятся еще ярче, еще наряднее. Афганские ковры не ткут, а вяжут. Отсюда их прочность, удивительная четкость рисунка. Такой ковер служит несколько сотен лет.

Восточный базар
Восточный базар

Путешественник, приехавший в Афганистан в поисках экзотики, не останется разочарованным. Но экзотика не сможет заслонить в глазах внимательного наблюдателя перемен, происходящих в жизни страны. И фильм интересно рассказывает об этом: сегодняшний Афганистан борется с неграмотностью и готовит специалистов, так необходимых национальной экономике, строит электростанции и магистральные газопроводы, на месте занесенных песком караванных троп уже выросли буровые вышки. В создании независимой экономики Афганистан встречает всестороннюю поддержку нашей страны.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.