О Доротее Тончевой без преувеличения можно сказать, что она киноактриса со счастливой судьбой. В момент, когда пишется этот беглый очерк, заканчиваются съемки ее четырнадцатого фильма «Начало дня», который ставит Димитрий Петров. Она одна из самых популярных актрис болгарского кино.
Но не только число ролей свидетельствует о том, сколь благоприятно складывалась ее актерская биография. Важнее другое. На своем пути она встретила таких талантливых режиссеров, как Методи Андонов, Выло Радев, Бинка Желязкова, Захари Жандов, Никола Корабов. Они не пошли по легкому пути эксплуатации внешних данных, но сосредоточили ее внимание на богатстве и сложности психологического рисунка образа.
Актриса рано поняла, что только в атмосфере полного единомыслия с режиссером возможны значительные творческие достижения. Ей едва исполнилось двадцать два года, когда она получила приз за роль в фильме «Белая комната» на фестивале болгарских фильмов в Варне. И до сих пор она считает эту награду случайной. Ей кажется, что она была просто ребенком в окружении крупных мастеров — Методи Андонова и Апостола Карамитева. И лишь два года спустя, когда в Варне Тончевой вновь присудят премию за лучшее исполнение женской роли в фильме «Черные ангелы», она примет ее как заслуженную.
Сейчас все выглядит просто. Но вначале, когда Доротея поступила в Театральную академию, ее «нестандартность» стоила ей дорого. Преподаватели никак не могли принять подчеркнуто романтическую одухотворенность ее лица и угловатые, по-мальчишески резкие, отрывистые жесты. О голосе нечего и говорить. Некоторые доброжелатели успокаивали: в кино нет ничего непоправимого и ее можно будет дублировать.
Ей помогла случайность (или, точнее, счастливое недоразумение). Борислав Шарланджиев пригласил ее сниматься в фильме «Запах миндаля» после того, как, по сути дела, увидел не ее, а другие кинопробы, но почему-то связал их с Доротеей Тончевой. И вдруг оказалось, что она очень фотогенична, что ее лицо с волевым ртом и светло-зелеными глазами выглядит с экрана привлекательно, даже как-то по-особенному женственно и одухотворенно. А голос… Нет, его не надо было дублировать. Он не был грубым, а только характерным и по-своему очаровательным.
Режиссер Методи Андонов разглядел в ней больше, чем остальные, судившие о ее даровании по первой встрече на экране. В «Белой комнате» он доверил Доротее сразу две роли: жены главного героя и его повзрослевшей дочери.
В двух фильмах — «Белой комнате», а затем в «Шибиле» режиссера Захари Жандова, которые совершенно различны по жанру и по времени разделены целой исторической эпохой, — Доротея Тончева открыла свою тему в кино. Тема эта была успешно продолжена в дальнейшем в «Черных ангелах» и «Последнем слове». Все ее героини несут в себе нечто от характера самой Доротеи Тончевой: гордый и независимый дух, волю, нравственную силу.
В «Черных ангелах» и «Последнем слове» образы героинь Доротеи Тончевой исполнены большого внутреннего драматизма. Натуры тонкие, нежные, они рождены, чтобы радоваться любви и дарить любовь. Но суровые законы борьбы за справедливость сталкивают их лицом к лицу с врагом и заставляют защищать достоинство женщины, коммунистки, болгарки. Они умеют подняться выше личного страдания, служат правому делу самоотверженно и стойко.
В последнее время в игре Доротеи Тончевой наряду с драматическими появились лирические и даже комедийные тона. В «Последнем холостяке» или в телевизионной экранизации романа Д. Ангелова «На жизнь и смерть» в своем старании быть все время разной, неожиданной она прибегает даже к чрезмерной заостренности рисунка. Но опыт нажит, ее любят и в нее верят зрители. И нужно искать новые нюансы, новые краски, чтобы каждый раз оправдывать доверие.
Это нелегко, но путь в искусстве и не бывает легким. Даже при самом счастливом стечении обстоятельств, кроме таланта, актер должен иметь еще и характер. Доротея Тончева доказала, что характер у нее есть.
Атанас СВИЛЕНОВ