О встрече договорились заранее, и все же, когда приехали на станцию Леоново под Владимиром, где находится зообаза «Центрнаучфильма», ее работникам было не до нас. «Зашалил» Мальчик — крупный марал-восьмилеток с большими ласковыми глазами. Его переводили из одного загона в другой, но на полпути он вдруг заартачился, поддел своими огромными ветвистыми рогами створку деревянных ворот и… снял ее с петель, а затем, гордо подняв голову, удалился в лес. Главному дрессировщику зообазы А. М Жадану и его помощникам пришлось потрудиться, чтобы заманить оленя обратно. А мы тем временем набирались впечатлений.
Эта первая в мире зообаза киностудии была организована после Великой Отечественной войны по инициативе известного советского кинорежиссера А. М. Згуриди. Трудно представить место, более подходящее для такого «живого уголка»: большой участок, где он расположился, может служить моделью почти всех природных зон нашей страны. Здесь есть в миниатюре и тайга, и лес средней полосы, и даже «пустыня» — съемочным группам, посещающим зообазу, не надо далеко ездить в поисках натуры. Да и «актерский состав» подобрался самый разнообразный: медведи и волки, олени и косули, енотовидные собаки и аисты.
— Извините, что задержался — сказал подходя, А. М. Жадан. — Такое ЧП у нас редкость. Хорошо, что Мальчик наш ручной, а то бы ни за что его не вернуть.
Ничего себе ручной! Мы-то видели, как он «гонял» по загону створку ворот, а дрессировщики звали оленя через решетку, подманивали пучками травы, ласковыми голосами, но внутрь не входили.
— Ну, это понятие для нас довольно условно — поясняет Анатолий Макарович. — Ведь в отличие от работников цирка или зоопарка нам нужно не только приручить своих подопечных, но и сохранить в них природные повадки, чтобы перед кинокамерой они вели себя так же естественно, как на воле. Хищники, например, должны брать живую дичь…
Это делает работу дрессировщиков особенно сложной. Им приходится приучать зверя к присутствию человека только лаской и поощрениями, не наказывая его, даже не надевая на него намордник, обитатели зообазы не должны бояться людей. А ведь с животными надо постоянно общаться, «натаскивая» на выполнение кинематографических замыслов. Как, к примеру, войти в клетку к волку, если он отличается от своих выросших на воле собратьев тем, что способен броситься на человека? Да, да, именно так. Оказывается, только что пойманные волки боятся людей, а те, которые привыкли к неволе, не боятся, но «добрыми» их не назовешь. Как сказал А. М Жадан, большой знаток и любитель этих зверей, если уж волк признает своего хозяина, то будет вернее собаки, что не мешает ему, впрочем, видеть врагов во всех остальных людях.
Да, нелегкому и интересному делу посвятили себя Анатолий Макарович и его товарищи — дрессировщики И. Юркин, Л. Горбачева, Р. Комарова, Ю. Чуркин. Их заботы начинаются с поиска и отбора нужных животных. Это само по себе непросто. Жадану, бывшему охотнику-промысловику, пришлось однажды объехать около полутора десятков зоопарков и передвижных зверинцев, чтобы найти подходящего тигра для фильма «Звероловы». А потом еще с неделю трудиться, чтобы научить его хватать живность, — отвык в неволе…
Четвероногие и пернатые «артисты» почти все время в работе. Они снимаются на самых различных студиях страны в научно-популярных и игровых картинах, среди которых такие известные зрителям, как «Лесная быль» и «Зачарованные острова» А. Згуриди, «Серый разбойник» и «Слепая птица» Б. Долина, «Тропой бескорыстной любви», «Дерсу Узала» А. Бабаяна, с которым мы тоже встретились здесь, на зообазе. Агаси Арутюнович Бабаян записывал рычание медведя для своего нового телефильма «Мишка Малыш и другие». Молодую, симпатичную, с лоснящейся шерстью медведицу Елку вывели на прогулку, но держали на поводке. Это ей не очень-то нравилось, о чем свидетельствовало глухое ворчание. Звукотехник, увлекшись, все ближе подносил микрофон к морде зверя. И вдруг — короткий, неуловимый удар лапой, и микрофон летит в сторону.
— А еще говорят, что медведь добродушный, податливый — говорит с усмешкой А. Бабаян, когда запись благополучно закончилась. — На самом деле его поступки очень трудно предугадать. Другое дело — рысь. Я с первого взгляда могу определить, в каком она настроении. Конечно, это тоже далось не сразу. Прежде чем снимать фильм «Тропой бескорыстной любви», я долго изучал повадки кошачьих, и не только рысей. Зато потом оказалось несложно снять такой, скажем, эпизод, когда рысь бросалась на браконьера. Облачившись в его одежду, я начал играть с Кунаком — так зовут нашего «героя». Он хорошо знал меня, и мы весело боролись, катались по земле. Потом осталось только наложить фонограмму рычания зверя, и «поединок» стал выглядеть на экране вполне естественно.
За время существования зообазы ее обитатели участвовали уже в 333 фильмах. Вот и сейчас сюда приехала еще одна съемочная группа. Режиссер А. Дашиев ставит на «Мосфильме» картину «Крик тишины», и для ночной съемки в лесу ему нужен филин. Как и большинство питомцев зообазы, эта птица хорошо знакома зрителям по многим фильмам и телепередаче «Что? Где? Когда?». Работа продолжается.
Владимирская обл.
Б. ПИНСКИЙ