Эпизод снят, пожалуйте в клетку! (Советский экран №22 1981 г.)

О встрече договорились заранее, и все же, когда приехали на станцию Леоново под Владимиром, где находится зообаза «Центрнаучфильма», ее работникам было не до нас. «Зашалил» Мальчик — крупный марал-восьмилеток с большими ласковыми глазами. Его переводили из одного загона в другой, но на полпути он вдруг заартачился, поддел своими огромными ветвистыми рогами створку деревянных ворот и… снял ее с петель, а затем, гордо подняв голову, удалился в лес. Главному дрессировщику зообазы А. М Жадану и его помощникам пришлось потрудиться, чтобы заманить оленя обратно. А мы тем временем набирались впечатлений.

На сосне – Елка
На сосне – Елка

Эта первая в мире зообаза киностудии была организована после Великой Отечественной войны по инициативе известного советского кинорежиссера А. М. Згуриди. Трудно представить место, более подходящее для такого «живого уголка»: большой участок, где он расположился, может служить моделью почти всех природных зон нашей страны. Здесь есть в миниатюре и тайга, и лес средней полосы, и даже «пустыня» — съемочным группам, посещающим зообазу, не надо далеко ездить в поисках натуры. Да и «актерский состав» подобрался самый разнообразный: медведи и волки, олени и косули, енотовидные собаки и аисты.

— Извините, что задержался — сказал подходя, А. М. Жадан. — Такое ЧП у нас редкость. Хорошо, что Мальчик наш ручной, а то бы ни за что его не вернуть.

Оператор А. Казнин
Оператор А. Казнин

Ничего себе ручной! Мы-то видели, как он «гонял» по загону створку ворот, а дрессировщики звали оленя через решетку, подманивали пучками травы, ласковыми голосами, но внутрь не входили.

— Ну, это понятие для нас довольно условно — поясняет Анатолий Макарович. — Ведь в отличие от работников цирка или зоопарка нам нужно не только приручить своих подопечных, но и сохранить в них природные повадки, чтобы перед кинокамерой они вели себя так же естественно, как на воле. Хищники, например, должны брать живую дичь…

Дрессировщица Р. Шевела с ланями
Дрессировщица Р. Шевела с ланями

Это делает работу дрессировщиков особенно сложной. Им приходится приучать зверя к присутствию человека только лаской и поощрениями, не наказывая его, даже не надевая на него намордник, обитатели зообазы не должны бояться людей. А ведь с животными надо постоянно общаться, «натаскивая» на выполнение кинематографических замыслов. Как, к примеру, войти в клетку к волку, если он отличается от своих выросших на воле собратьев тем, что способен броситься на человека? Да, да, именно так. Оказывается, только что пойманные волки боятся людей, а те, которые привыкли к неволе, не боятся, но «добрыми» их не назовешь. Как сказал А. М Жадан, большой знаток и любитель этих зверей, если уж волк признает своего хозяина, то будет вернее собаки, что не мешает ему, впрочем, видеть врагов во всех остальных людях.

Да, нелегкому и интересному делу посвятили себя Анатолий Макарович и его товарищи — дрессировщики И. Юркин, Л. Горбачева, Р. Комарова, Ю. Чуркин. Их заботы начинаются с поиска и отбора нужных животных. Это само по себе непросто. Жадану, бывшему охотнику-промысловику, пришлось однажды объехать около полутора десятков зоопарков и передвижных зверинцев, чтобы найти подходящего тигра для фильма «Звероловы». А потом еще с неделю трудиться, чтобы научить его хватать живность, — отвык в неволе…

Главный дрессировщик А. Жадан и начальник зообазы А. Брюханов
Главный дрессировщик А. Жадан и начальник зообазы А. Брюханов

Четвероногие и пернатые «артисты» почти все время в работе. Они снимаются на самых различных студиях страны в научно-популярных и игровых картинах, среди которых такие известные зрителям, как «Лесная быль» и «Зачарованные острова» А. Згуриди, «Серый разбойник» и «Слепая птица» Б. Долина, «Тропой бескорыстной любви», «Дерсу Узала» А. Бабаяна, с которым мы тоже встретились здесь, на зообазе. Агаси Арутюнович Бабаян записывал рычание медведя для своего нового телефильма «Мишка Малыш и другие». Молодую, симпатичную, с лоснящейся шерстью медведицу Елку вывели на прогулку, но держали на поводке. Это ей не очень-то нравилось, о чем свидетельствовало глухое ворчание. Звукотехник, увлекшись, все ближе подносил микрофон к морде зверя. И вдруг — короткий, неуловимый удар лапой, и микрофон летит в сторону.

Кунак не слишком дружелюбен
Кунак не слишком дружелюбен

— А еще говорят, что медведь добродушный, податливый — говорит с усмешкой А. Бабаян, когда запись благополучно закончилась. — На самом деле его поступки очень трудно предугадать. Другое дело — рысь. Я с первого взгляда могу определить, в каком она настроении. Конечно, это тоже далось не сразу. Прежде чем снимать фильм «Тропой бескорыстной любви», я долго изучал повадки кошачьих, и не только рысей. Зато потом оказалось несложно снять такой, скажем, эпизод, когда рысь бросалась на браконьера. Облачившись в его одежду, я начал играть с Кунаком — так зовут нашего «героя». Он хорошо знал меня, и мы весело боролись, катались по земле. Потом осталось только наложить фонограмму рычания зверя, и «поединок» стал выглядеть на экране вполне естественно.

Мудрое око филина
Мудрое око филина

За время существования зообазы ее обитатели участвовали уже в 333 фильмах. Вот и сейчас сюда приехала еще одна съемочная группа. Режиссер А. Дашиев ставит на «Мосфильме» картину «Крик тишины», и для ночной съемки в лесу ему нужен филин. Как и большинство питомцев зообазы, эта птица хорошо знакома зрителям по многим фильмам и телепередаче «Что? Где? Когда?». Работа продолжается.

Владимирская обл.

Б. ПИНСКИЙ

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.