Гаврош с Красной Пресни (Советский экран №17 1977 г.)

Сергей МАРТЫНОВ

К жанру киноочерка студийцы «Трехгорки» обращаются чаще и охотнее всего. Им нравится снимать человека в его профессиональной среде. Разглядывать в нем живые черты времени. Кинолюбители обычно показывают своих товарищей по работе, понимая особенности и содержание их труда. Они застрахованы от случайности выбора героев.

Прядильщица Галина Шилина, удостоенная звания «Лучшая мастерица» (фильм «Рекомендую в партию»). Делегат XXV съезда КПСС, знатная прядильщица Валентина Погибелева («Нити судьбы»), Ветеран первой русской революции Иван Мартынович Касаткин («Связной с Красной Пресни»). Три фильма. Три непохожие судьбы. В каждой подмечена человеческая уникальность Для каждого найдена своя интонация, стиль повествования. Особенно интересен последний фильм.

… В начале родилась идея: сделать киножурнал, составленный из сюжетов на одну тему —1905 год, Красная Пресня. В процессе работы первоначальный замысел изменялся, материал подсказывал новые возможности. Постепенно вырисовывались контуры фильма о подвиге московского пролетариата, о силе рабочей солидарности. Правда, авторам не хотелось разделять эпохи, проводить черту между «тогда» и «теперь». Но чтобы рассказать о событиях прошлого с позиций настоящего, передать ощущение неповторимости атмосферы тех огненных дней, нужна была конкретная судьба, живой свидетель. Только тогда материал мог обрести плоть. И такой человек нашелся: Иван Мартынович Касаткин. Он-то, бывший связной Ванюша Касаткин, и свел в одно целое разные эпохи.

«Связной с Красной Пресни»
«Связной с Красной Пресни»

Все, о чем говорится в фильме, Касаткин видел воочию, в масштабе один к одному. Он вспоминает, как работал связным начальника пресненских дружин Литвина-Седого, талантливого, прирожденного военачальника. Как жестоко расправлялись присланные из Петербурга казаки с восставшими рабочими. И о том, как полыхала Пресня.

На экране — подлинные документы, памятные места. Завод «Памяти революции 1905 года» — его гудок возвестил о начале всеобщей политической стачки. Прохоровские мануфактуры — отсюда разнесся призыв: «На баррикады!» Казачья нагайка. Книга расхода и прихода штрафного капитала. Фотографии активистов боевой дружины и их руководителей — большевиков. И тут же новые современные дома, станции метро, музей «Красная Пресня», открытый совсем недавно. Камни мостовой, помнящие события тех дней, и застывшие в мраморе фигуры пресненских рабочих…

Изобразительный ряд выстроен свободно, уверенно. Он хорошо передает дыхание тех далеких сражений. Мы, зрители семидесятых, ощущаем себя там, на баррикадах, но повзрослевшими, обретшими опыт других сражений и свершений. Такое взаимопроникновение времен, историческая проекция прошлого в настоящее — главная удача трехгорцев.

Цвет времени. Он не меркнет с годами. В сознании ныне живущих и будущих поколений Пресня останется Красной — в ней пламенеет алая кровь борцов первой русской революции.

На такой высокой эмоциональной ноте заканчивается фильм «Связной с Красной Пресни».

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.