Незвезда Когда-то они были популярными

Годы вдохновенной работы (Советский экран №16 1982 г.)

Даль ОРЛОВ

В своем приветствии в связи с шестидесятилетием советской кинематографии (1979 г.) Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Леонид Ильич Брежнев писал «Партия высоко ценит труд кинематографистов, проявляет неизменную заботу о развитии киноискусства, повышении его роли в общественной жизни страны, идейном и нравственном воспитании советских людей, в современной идеологической борьбе».

Да именно заботе партии, ее постоянному и пристальному вниманию к развитию «важнейшего из искусств», как определял искусство экрана В. И. Ленин, обязан советский кинематограф своими успехами на всех этапах жизни государства, ростом и идейно-художественным обогащением.

Сегодня, по прошествии десяти лет с момента опубликования постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», особенно ясно видно как своевременно и исторически значимо было появление этого документа. Его теоретическая глубина, аналитическая мощь, деловитость, выразившиеся как в оценке идейно-художественной стороны деятельности кинематографа, так и в практических, весьма конкретных рекомендациях по решению насущных вопросов его организации, дали вдохновляющий импульс всем, кто талант свой, сердце, творческое горение, каждодневный труд посвятил искусству экрана.

В постановлении указывалось, что имеющиеся богатейшие возможности для развития советской кинематографии должны быть использованы более активно. Только тогда уровень ее будет соответствовать тем высоким требованиям и критериям, которые выдвигают перед работниками киноискусства народ и партия. При этом особо отмечалось, что кинематографу недостает глубины в художественном отображении важнейших процессов современности, в показе экономических, общественных и культурных преобразований, осуществляемых народом под руководством партии, говорилось о важности усиления средствами кино интернационального и патриотического воспитания, обращалось внимание на необходимость создания ярких и убедительных художественно-публицистических произведений по острым идейно-политическим вопросам классовой борьбы на международной арене.

Призыв партии использовать все богатство художественных средств для создания впечатляющего образа нашего современника, героя, который привлекателен цельностью характера, человеческим обаянием, преданностью коммунистическим идеалам, нашел у кинематографистов горячий отклик. Об этом говорили они на Всесоюзных совещаниях, на съездах и пленумах своего творческого союза, в печати. И слова были подкреплены делами. На экраны выходили новые фильмы…

Более целенаправленным, перспективным стало репертуарное планирование — и на уровне студий, и в целом в системе кинематографии. Многое было предпринято для того, чтобы личные творческие намерения каждого сценариста, режиссера, актера, оператора, каждого деятеля кино органически соединялись с тематическими и жанровыми потребностями кинематографа в целом.

Были пересмотрены и задействованы важные экономические рычаги, направленные на стимулирование и совершенствование деятельности всех решающих звеньев кинематографического хозяйства.

Система государственных заказов ведущим мастерам кино способствовала появлению значительных произведений, посвященных важнейшим проблемам современности и героической истории советского народа.

Приступила к работе вновь созданная Центральная сценарная студия, внося свой вклад в решение проблем репертуара. Вот уже в течение девяти лет регулярно ложатся на книжные прилавки и пользуются читательским спросом выпуски альманаха «Киносценарии», составленные из лучших произведений советских кинодраматургов. Регулярно проводимые сценарные конкурсы позволили выявить немало талантливых имен, а значит, и произведений, на основе которых были созданы яркие интересные фильмы разных жанров. Вообще хочется заметить, что подчеркнутое в постановлении ЦК КПСС значение сценария «как основы произведений киноискусства, во многом определяющей их идейную и художественную ценность» повысил ответственность тех, кто создает литературную основу фильма, и высоко поднял авторитет драматургической профессии.

Перспективно поставленная задача значительного развития кино для детей, ориентация киностудии имени М. Горького на создание в основном детских фильмов, увеличение выпуска подобных лент на всех киностудиях страны, широкая программа деятельности в этом направлении, выдвинутая в недавнем постановлении ЦК КПСС «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков» (1981 г.), рассматриваются советскими кинематографистами как проявление отеческой заботы партии о воспитании подрастающего поколения, как призыв и указание принять самое активное участие в идейно-нравственном становлении и всестороннем развитии юных граждан нашей страны, в формировании поколения людей, способных приумножить завоевания социализма, героические достижения партии и народа.

Заботой о завтрашнем дне кинематографа, о тех, кто еще учится или делает только первые шаги в искусстве проникнуто указание партии содержащееся в постановлении «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», об усилении идейно-политической и профессиональной подготовки молодых работников кино, укреплении их связи с жизнью. Сегодня молодым в кино создана благоприятная обстановка. Дебютов много, начинающим доверяют. Создание, согласно постановлению ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (1976 г.), на базе студии «Мосфильм» экспериментального молодежного творческого объединения позволило ввести в профессиональное искусство немало способных режиссеров, сценаристов, операторов, художников, актеров из разных республик нашей страны.

Оживилась в области кино и теоретическая, критическая мысль. Значительную роль в этом играет ныне Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства Госкино СССР.

Рассматривая некоторые итоги десятилетней работы, можно было бы коснуться и многого из того, что имеет непосредственное отношение к совершенствованию организации кинопроизводства, улучшению деятельности киностудий, кинопредприятий, работы органов кинофикации и кинопроката. Но, думается, важно подчеркнуть главное, остановиться на конечном результате всех усилий, а именно сказать о фильмах, вышедших в эти годы к зрителям.

Кинематографическая программа значительна по своим масштабам, разнообразна по своим особенностям. Это ленты художественные, документальные, научно-популярные, мультипликационные, учебные, это и сотни фильмов, всех жанров и типов, снимаемых по заказу Гостелерадио СССР.

Впечатляющий образ современника, труженика и созидателя, человека высоких нравственных идеалов и принципов был воссоздан в таких памятных для зрителей кинопроизведениях как «Премия», «Прошу слова», «Старые стены», «Обратная связь», «Собственное мнение», «Вкус хлеба», «Твой сын, земля», «Тайное голосование», «Живцы», в новых лентах «Мужчины без женщин», «Надежда и опора», во многих других.

Советский кинематограф внимательно вглядывается в жизнь, подмечая те изменения в сфере нравственности которые свидетельствуют о духовном росте советских людей, исследуя одновременно коллизии сложные, требующие зачастую непростых решений. Вспомним «Белый Бим Черное ухо», «Несколько интервью по личным вопросам», «Время жить, время любить», «Осенний марафон», «Мой друг — человек несерьезный», «Служебный роман», «Чужие письма», «Странная женщина», «Последний побег», «Частная жизнь», «Слово для защиты», «Остановился поезд».

Традиционной для советского кино остается тема патриотическая, оно продолжает и выводит на новый уровень постижения рассказ о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. «Освобождение и «Солдаты свободы», «А зори здесь тихие…», «Они сражались за Родину», «Аты-баты, шли солдаты…», «Двадцать дней без войны», «Восхождение», «Горячий снег», «Блокада», трилогия о Ковпаке, «Пламя», «Судьба» и «Особо важное задание», «Факт», «Через Гоби и Хинган» — какой впечатляющий перечень! Какие они разные эти кинопроизведения, по авторскому почерку, профессиональным особенностям, но как близки они по своей сути — в талантливом волнующем показе несгибаемого мужества советского человека, его характера, его беспредельной преданности социалистическому Отечеству. Героическим будням армии мирного времени посвящены фильмы «Весенний призыв», «Строгая мужская жизнь», «В зоне особого внимания», «Право на выстрел» и другие.

И, наверное, именно здесь надо сказать о многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны» с образом героя-разведчика Исаева в центре, снятом для телевидения на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М Горького.

На той же студии создавался телевизионный фильм «Карл Маркс. Молодые годы», в котором с покоряющей художественной убедительностью впервые столь масштабно и ярко воссоздан образ гениального основоположника научного коммунизма.

Создатели фильмов постоянно обращаются к священным традициям революционной борьбы, к образу вождя революции В. И. Ленина («Доверие», «Ленин в Париже»), к жизни и деятельности Л. И. Брежнева (фильм «Повесть о коммунисте»), они рассказали с экрана о замечательных коммунистах Воровском, Варейкисе, Мясникяне, Котовском.

Острые проблемы международной жизни и политики были подняты как в новых художественных, так и в документально-публицистических лентах. В единый ряд встают «Это сладкое слово — свобода!» и «Кентавры», «Ночь над Чили» и «Санта Эсперанса», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» и «Люди в океане», «Бегство мистера Мак-Кинли» и «Жизнь прекрасна», «О Спорт, ты — Мир!» и -Тегеран-43», «Кто сеет ветер» и «Кампучия. Народ, который хотели убить», «Никарагуа. Крах диктатуры» и «Афганистан. Революция продолжается» и еще многие-многие другие. Быть на переднем рубеже битвы за мир, за свободу и братство народов, за социальный прогресс — такова неизменная позиция советских кинематографистов.

Ныне завершаются работы над историко-революционной эпопеей «Красные колокола». Большой творческий проект осуществляют в содружестве советские, мексиканские и итальянские кинематографисты. Фильм создается по книгам Джона Рида «Восставшая Мексика» и «Десять дней, которые потрясли мир».

Поистине новаторскими для документального кино явились многосерийные эпопеи «Великая Отечественная» и «Всего дороже». Экран подробно и взволнованно рассказал о подвиге советского народа, разгромившего гитлеровский фашизм, а потом, одолевая неимоверные трудности, в кратчайшие сроки сумевшего восстановить разрушенное войной хозяйство. Работа над документальной экранизацией книг Леонида Ильича Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина» знаменовала собою новый этап в развитии советского документального экрана, всего советского кино.

В минувшее десятилетие на экраны вышли художественно яркие, идейно глубокие фильмы, рассказывающие о мире детства, рассматривающие проблемы нравственного становления подрастающего поколения. Вспомним «Розыгрыш», «Ключ баз права передачи». «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», «Сто дней после детства», «Алпамыс идет в школу», «Четвертая высота», «Шла собака по роялю», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Черная курица», «Вам и не снилось…», несущие в себе активный воспитательный заряд. А как много важного о воспитании детей, о родительской ответственности поведали такие например, фильмы, как «Безотцовщина». «Впервые замужем», «Однажды двадцать пет спустя», «Мужики!..».

В ряде фильмов остро и художественно убедительно показаны характеры и коллизии отнюдь не простые, касающиеся так называемых «больных» вопросов, недостатков, с которыми общество борется, которые стремится преодолеть. В одном случае это может быть показ тяжелого процесса внутреннего пересмотра человеком своей жизненной позиции, как скажем, в «Калине красной». Или показ пагубных последствий пристрастия к спиртному («Воскресная ночь», «Улан»), или нарушений законности («Допрос»), или одоления патриархальных пережитков («Когда женщина оседлает коня»). В каждом случае активно выявляет себя авторская позиция в понимании проблемы взаимоотношений личности и передового общества.

Огромную культурно-образовательную функцию выполняет кинематограф, экранизируя лучшие произведения мировой и советской литературы. И всякий раз это напряженные раздумья художника об историческом пути народа, о социальной судьбе героя. Таковы «Легенда о Тиле», «Лютый», «Потерянный кров», «Белый пароход», «Вей ветерок!», «Рустам и Сухраб» и «Сказание о Сиявуше», «Степь», «Табор уходит в небо», «Древо желания», «Отец Сергий», «Пощечина», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Люди на болоте», «Юность Петра» и «В начале славных дел».

Немало приметных произведений появилось и в жанре исторического фильма: «Абу Рейхан Бируни», «Бабек», «Любовь и Ярость», «Емельян Пугачев», «Ярослав Мудрый».

Любой читатель и зритель легко назовет и другие приметные фильмы десятилетия. Нам же хотелось только обозначить определенные тематические направления, проиллюстрировать отдельными примерами пути творческого поиска мастеров экрана.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» способствовало выходу советского кино на новые идейно-творческие рубежи.

Отраден тот факт, что наметившаяся было несколько пет назад тенденция сокращения числа зрителей в кинотеатрах в результате организационных и творческих усилий кинематографистов была успешно преодолена, и сегодня с удовлетворением можно констатировать что добрых две трети всех зрителей собирают именно наши советские картины. Прокатный успех таких фильмов, как «А зори здесь тихие… », «Калина красная», «Судьба» и «Любовь земная», «Москва слезам не верит», «Экипаж», «Пираты XX века» свидетельствует о том, что зритель голосует за фильмы, идейный и эмоциональный потенциал которых выражает себя в формах демократических, умело организованных, щедро использующих богатый арсенал средств кинематографической выразительности. Конечно, на этом пути еще много нерешенного, многое только нащупывается, как, скажем в области музыкального и приключенческого фильма.

Наше кино противостоит элитарности, оно поистине обращено к миллионам людей, неся им идеи добра, социальной справедливости, гуманизма, славя советского человека, социалистический образ жизни.

«Открытая коммунистическая партийность — как пафос фильма, его народность — как художественное мироощущение должны пронизывать фильмы о современности. Это наш эстетический идеал». — было сказано в докладе председателя Госкино СССР Ф. Т. Ермаша на Втором Всесоюзном совещании работников кино. Признание советских зрителей, успехи нв зарубежном экране, многочисленные награды на международных фестивалях свидетельствуют о всевозрастающем авторитете советского кино в мире. И вместе с тем кинематографистов не может не заботить то, что все еще немало появляется на экранах фильмов серых, профессионально слабых, поверхностных по содержанию, примитивных по форме. Вне внимания создателей картин, студий остаются пока многие важные пласты современной действительности, неосвоенными оказываются некоторые жанры, дальнейших усилий требует создание кинопроизведений, обращенных к детской аудитории разных возрастов.

В этом году в четвертый раз отмечается День советского кино. Ни в одной стране мира нет подобного праздника. Это ли не свидетельство заботы партии, нашего государства о развитии киноискусства, это ли не признание его заслуг многомиллионными зрительскими массами?

Советское кино многонационально. В этом его особенность, его Сила и гордость. Оно детище ленинской национальной политики, нерасторжимой дружбы народов, шестьдесят лет назад навеки объединившихся в Союз Советских Социалистических Республик. Высшая цель советского кино — служить народу, быть помощником партии «в деле коммунистического строительства, формировании мировоззрения, нравственных убеждений и эстетических вкусов советских людей». Так сказано в постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», десятилетие которого мы отмечаем.

Многое сделано для его реализации. Работа продолжается.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.