В 1956 г. состоялась мировая премьера голливудской киноленты «Война и мир». Это была первая экранизация одноименного романа Льва Толстого, не считая нескольких немых фильмов, снятых еще в дореволюционной России. Наташу Ростову тогда сыграла восходящая звезда экрана Одри Хепберн.
Лев Николаевич достаточно подробно описал образ главной героини романа. Вот, например, какой ее увидел Андрей Болконский при их первой встрече:
Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос.
Одри, начинавшая артистическую карьеру в балетной труппе, идеально соответствовала образу Наташи Ростовой.
В 1959 г. американская экранизация добралась до советских экранов. Здесь, на родине великого писателя, фильм был достаточно тепло встречен зрителями. А высокое кинематографическое начальство тут же стало вынашивать планы отечественной экранизации романа, да так, чтобы догнать и перегнать Голливуд.
В кастинге на главную женскую роль участвовали многие именитые и не очень актрисы.
Дочь главного режиссера МХАТа М.Н. Кедрова – Анна Кедрова. Ее артистическая карьера ни в кино, ни в театре так и не сложилась (на фотокарточке перепутали ее инициал).
Инна Гулая в то время еще не снималась и даже не поступила в театральное училище. В «Войне и мире» ей не довелось сыграть, но впереди ее ждала яркая и очень скоротечная кинокарьера.
Валентина Малявина в то время делала первые шаги в кинематографе и только что закончила сниматься в очень тяжелой ленте Тарковского «Иваново детство».
Любопытно, что на момент проб мужем Валентины был Александр Збруев. Малявину не утвердили на роль Наташи Ростовой. Вскоре они разведутся, а после выхода «Войны и мира» на экран Збруев возьмет в жены актрису, сыгравшую главную роль в киноэпопее.
А Малявина еще достаточно много снималась, пока ее карьеру не перечеркнуло странное происшествие, в результате которого погиб ее сожитель, молодой актер Станислав Жданько. Актриса была осуждена за убийство, несколько лет провела в тюрьме. В настоящее время она находится в закрытой лечебнице.
Людмила Гурченко, пожалуй, самая неожиданная кандидатура. После «Карнавальной ночи» и «Девушки с гитарой» она была очень популярна. Но все же трудно представить ее в роли Наташи Ростовой.
Лариса Кадочникова, только окончившая ВГИК, также не подошла Сергею Бондарчуку. Уроженка Москвы уехала на Украину, где и прошли ее звездные годы. Продолжает сниматься в фильмах и выходит на сцену Театра им. Леси Украинки.
Актриса Ленинградского ТЮЗа Нина Дробышева к тому времени прославилась в «Чистом небе» Чухрая, где ее партнером был Евгений Урбанский. Вторую подряд звездную роль ей получить не удалось. Дробышева сосредоточилась на театральной карьере. С начала 60-х работает в Театре им. Моссовета.
Ну и еще несколько известных актрис, не подошедших на роль Наташи Ростовой.
Людмила Савельева так же, как и Одри Хепберн начинала с балета. На момент проб она была солисткой Ленинградского театра им. Кирова. Несмотря на несколько предвзятое отношение Сергея Бондарчука к непрофессиональным актерам, он без возражений утвердил Людмилу на роль. Как и худсовет.
Многие члены худсовета не скрывали, что, выбирая Савельеву на роль Наташи Ростовой, они подспудно держали в уме ее заокеанскую коллегу.
Литературовед Н. К. Гудзий:
«…Разумеется, наша русская Наташа не могла избежать некоторого влияния американской Наташи — и во внешности, и по приемам, но тут ничего не поделаешь. Может быть, и не нужно избегать этой преемственности в том великолепном исполнении роли Наташи, которое было у американской актрисы. Так или иначе, наша советская Наташа играет прекрасно».
Режиссер Вера Строева:
«…Абсолютно убедительна Наташа. Мне кажется, что Савельева — это очарование неповторимое и вся прелесть ее в том, что как будто она ассоциируется немного с предыдущей Наташей, но наряду с этим она совершенно в другом ключе. И это замечательно».
В итоге отечественным кинематографистам удалось-таки перегнать Америку. Причем победили они на чужом поле, если можно так выразиться. Американо-итальянская версия номинировалась на «Оскар», но ни одного приза взять не сумела. А произведение Сергея Бондарчука в числе многочисленных призов получило и награду Американской киноакадемии 1969 года как лучший фильм на иностранном языке.
Сергей Бондарчук не смог приехать в Лос-Анджелес и приз получала наша Наташа Ростова. А вручали «Оскар» Людмиле Савельевой актрисы Натали Вуд и Джейн Фонда. Выбор ведущих тоже был не случаен. Натали Вуд хоть и родилась в Калифорнии, но была русской по происхождению и при рождении носила имя Натальи Захаренко. А отец Джейн Фонды – Генри Фонда исполнил роль Пьера Безухова в предыдущей экранизации «Войны и мира».
Оцените статью: