Марина Неелова —одна из самых любимых народом советско-русских актрис театра и кино с очень необычной биографией. Добившись успеха в кинематографе уже в дебютной роли, она только в 42 года обрела личное счастье. Выйдя замуж за дипломата, актриса жила во Франции и Нидерландах, но никогда не уходила из профессии.
Марина Неелова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде в семье, далекой от творчества. Ее отец — Мстислав Павлович — работал инженером, а мать — Валентина Николаевна, была домохозяйкой. Оба родителя прошли войну (Валентина Николаевна в 18 лет ушла на фронт добровольцем и служила радистом).
С самого раннего детства девочка мечтала о сцене. Уже в 5 лет, под впечатлением от балета «Щелкунчик», она решила стать балериной, но хрупкое здоровье не позволило ей выдерживать физические нагрузки. А в начальных классах начала заниматься в кружке художественного слова. Школу Марина воспринимала, как бессмысленную потерю своего времени. Вся ее жизнь была сосредоточена на театре и том блестящем будущем, которое ее ждет. Долгое время родители считали увлечение дочери девичьей блажью, но со временем им пришлось смириться с ее выбором.
Наконец, школа осталась позади. Неелова подала документы в ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии) на актерский факультет. Она осознавала, что внешне проигрывает «девочкам прекрасным, мальчикам статным», так как была очень худенькой и невероятно стеснительной девушкой. Но Марина верила в свой талант.
Она была принята кандидатом на курс знаменитых питерских педагогов Ирины Мейерхольд и Василия Меркурьева. Это означало, что полноценной студенткой Марина сможет стать только сдав на «отлично» актерское мастерство в первом семестре. К счастью, ей это удалось.
Окончив институт в 1969-м году, Неелова получила распределение в Волгоградский ТЮЗ, но ехать туда у нее не было ни возможности, ни желания. Скоропостижно скончался ее отец, и Марина не могла оставить в одиночестве маму. Она осталась в Ленинграде.
Удачное начало кинокарьеры
Впервые Марина дебютировала в кино уже на втором курсе в картине «Старая, старая сказка» (1968 г.) у режиссера Надежды Кошеверовой. Она сыграла сразу две роли — принцессы и дочери трактирщика. Вторую главную роль исполнил Олег Даль, который был в то время на пике своей популярности. Когда Далю показали пробу Нееловой (а тогда к мнению звезд режиссеры прислушивались), он сказал: «Надежда Николаевна, кто угодно, только не эта». Но Кошеверова поступила по-своему. В процессе работы, юная студентка и прославленный актер подружились (а Марина даже влюбилась в Даля). Актер щедро делился с девушкой своим творческим опытом, но не ответил на ее чувства.
Сразу после окончания ЛГИТМиК, Неелову зачислили в штат киностудии «Ленфильм». «Сказка» стала для молодой актрисы удачным стартом — ее заметили телезрители и благоприятно оценили критики. Последовало много предложений на роли, подобные ее принцессе — капризных, избалованных девочек. Хорошо, что это амплуа не успело за ней закрепиться.
Вскоре Кошеверова опять пригласила Марину на одну из главных ролей (хозяйка гостиницы) в свой новый фильм «Тень» (1971 г.). Актерский состав был впечатляющим: Людмила Гурченко, Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Георгий Вицин, Сергей Филиппов и т.д. Главную роль опять сыграл Олег Даль. Эта картина просто была обречена на успех!
Переломным моментом в творческой судьбе Марины стала ее работа в психологической драме «Монолог» (1972 г.) у режиссера Ильи Авербаха, где актриса впервые получила возможность проявить свой драматический талант. Кстати, Авербах сначала не планировал приглашать Неелову: она упорно добивалась его внимания, якобы случайно сталкиваясь с режиссером в коридорах киностудии. Наконец, терпение Марины было вознаграждено: Авербах пригласил ее на пробы и утвердил на роль. Здесь Неелова сыграла профессорскую внучку Ниночку, а роль профессора исполнил знаменитый Михаил Глузский. Практически, со всеми партнерами по съемочной площадке, у Марины складывались самые теплые отношения. А с Глузским они общались, по словам самой актрисы, как настоящие дедушка и внучка.
Неелова сыграла во многих замечательных фильмах, самыми любимыми из которых для телезрителей стали «Осенний марафон» (я могу пересматривать его бесконечно), «Фантазии Фарятьева», «Дорогая Елена Сергеевна», «Чужая жена и муж под кроватью», «Ты у меня одна» и т.д.
На данный момент, ее последняя работа в кино — главная роль учительницы на пенсии в трагикомедии режиссера Владимира Котта «Карп отмороженный» (2017 г.), где актриса cогласилась сняться вместе с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым (по словам Нееловой, самым шокирующим моментом в этой картине для нее была съемка в морге среди настоящих усопших). Фильм удостоился нескольких кинопремий, а Марина Мстиславовна получила приз за лучшую женскую роль на 25-м Фестивале Российского кино во Франции (я испытала огромное удовольствие от неувядающего таланта двух великих актрис, чего, к сожалению, не могу сказать о сюжете).
Как Неелова попала в театр Современник
Ее театральная карьера сложилась не менее успешно. В 1970-м году Марина вышла замуж за Анатолия Васильева — актера московского Театра на Таганке и начинающего режиссера. Она переехала к мужу в Москву и поступила в труппу Театра Моссовета. Но Нееловой всегда хотелось работать в «Современнике». Однако попасть туда оказалось совсем не просто.
Как обычно, помог случай. Актриса, играющая в «Современнике» роль Валентины в спектакле «Валентин и Валентина», ушла в декрет. Срочно требовалось найти ей замену. Театральный критик Виталий Вульф, бывший в курсе этой проблемы, порекомендовал руководству театра пригласить на пробы Неелову (он видел ее игру в спектакле Анатолия Эфроса «Турбаза»). Марине устроили самый настоящий многоэтапный экзамен. Сначала ее просмотрели актер Константин Райкин и режиссер Валерий Фокин. Затем директор театра Олег Табаков и худрук Галина Волчек. А потом и художественный совет в полном составе. В итоге, Нееловой все-таки доверили роль Валентины.
У актрисы началась бурная творческая жизнь на два города: съемки на Ленинградской киностудии и спектакли на сценах двух московских театров. После «Валентины», актрисе предложили еще несколько ролей в Современнике. Однажды Марина заснула прямо на репетиции от усталости (в мизансцене ей нужно было прилечь на раскладушку). Разбудила ее возмущенная Галина Волчек. Она потребовала, чтобы, Неелова наконец, решила, в каком театре она хочет работать. Марина выбрала Современник. С 1974 года и до сих пор она является актрисой (и уже давно примой) этого театра.
Личная жизнь, которую Неелова никогда не афишировала
Неелова очень редко соглашалась давать интервью, а все вопросы журналистов о своей личной жизни пресекала фразой: «Спасибо, было очень приятно с вами пообщаться». Конечно, о Марине, как о любой знаменитости, ходили всякие слухи, но актриса не обращала на них внимания.
Первым мужем Нееловой стал актер и режиссер Анатолий Васильев, с которым они познакомились на съемках мелодрамы «Цвет белого снега». Это была дебютная работа Васильева в качестве режиссера. Марине исполнилось 23 года, когда она уехала к супругу в Москву.
Брак, оставшийся бездетным, распался через 8 лет. Что послужило тому причиной — загадка. Известно только, что супруги довольно часто ссорились, а после развода никогда больше не встречались. Впоследствии, Васильев свяжет свою судьбу с актрисой Ией Савиной, и проживет с ней почти 30 лет, до конца ее дней.
Затем, по слухам, у 37-летней Марины случился роман с юным шахматистом Гарри Каспаровым, которому на тот момент было чуть больше 20 лет. Возможно, это действительно имело место быть, так как Каспаров впоследствии подтвердит свои двухлетние отношения с актрисой в некоторых интервью и автобиографической книге. Со стороны Нееловой, как обычно, никаких комментариев не последовало.
В 1987-м году в жизни 40-летней актрисы случилось важное событие — у нее родилась дочь Ника. В браке Неелова тогда не состояла. Опять-таки, молва приписывала отцовство Гарри Каспарову. Так это, или нет — история умалчивает, да это и не важно — главное, что Марина была счастлива.
Через два года на одном из приемов Марина познакомилась с дипломатом Кириллом Геворгяном, ставшим ее вторым мужем. Через несколько лет он получил назначение во Францию, и семья уехала в Париж на 4 года. Но если муж и дочь проживали там постоянно, то Неелова не могла бросить Современник: она жила на две страны — 20 дней в России (успевая за это время сыграть 2-хмесячный репертуар из 15-20-ти спектаклей) и 20 дней во Франции. И это при том, что Марина очень боялась летать!
По тому же принципу строилась ее жизнь, когда супруга назначили послом в Нидерланды — совмещала работу в любимом театре с ролью жены посла. Как истинная леди, организовывала дипломатические приемы, но великосветская жизнь не доставляла Марине удовольствия. Она не любила публичные мероприятия и большое скопление народа (за исключением, аншлага в театре).
В настоящее время супруги живут в Москве. Кирилл Геворгян занимает пост судьи Международного суда ООН, а Марина Неелова по-прежнему играет на сцене Современника. В будущем актриса планирует заняться педагогической деятельностью, но пока еще к этому не готова.
Дочь Ника сейчас живет в Лондоне. Там она закончила Школу изобразительного искусства по классу скульптуры и сейчас занимается инсталляциями. Девушка так же талантлива и целеустремленна, как ее мать. Родители очень гордятся ее успехами. Конечно, они не могут часто видеться, но семейные праздники всегда встречают вместе — или Ника приезжает к родителям в Москву, или они к ней в Лондон.
Хочется пожелать Марине Мстиславовне и ее близким здоровья и долголетия и еще очень много хороших ролей в театре и кино! Спасибо, что вы есть.
Оцените статью: