Незвезда Когда-то они были популярными

Надо говорить громко (Советский экран №17 1977 г.)

новая роль

Нея ЗОРКАЯ

Коренастый, чуть тяжеловатый человек средних лет с походкой твердой, неторопливой, с грубоватыми, простонародными чертами лица, выдающими волю, ум и немалый жизненный опыт. Он умеет слушать собеседника, говорит сдержанно, лишь в редкие моменты позволяя вырываться наружу темпераменту. Допоздна он на строительстве. Завтракает на кухне, и на столе перед ним телефон. Типический портрет руководителя производства.

В фильме скрестятся страсти и убеждения. Характеры предстанут перед зрителем, раскрываясь в спорах. Начавшись за строгими столами кабинетов, споры, перекинутся в заводскую проходную, в частные квартиры, разгорятся за чаем, в задушевных разговорах старых товарищей, людей, связанных работой на стройках.

Это картина «Обратная связь», съемки которой завершились на «Ленфильме». Сценарий Александра Гельмана, автора «Премии». Постановщик Виктор Трегубович, снявший фильмы «Старые стены», «Доверие» и другие ленты. В ролях Людмила Гурченко, Олег Янковский, Кирилл Лавров. Начальника строительства Нуркова сыграл Михаил Ульянов.

Эта роль в биографии артиста займет место вслед за несколькими работами, связанными с темой современности и в кино и в театре (вспомним, например, милиционера Ковалева в фильме «Самый последний день» или директора завода Друянова в спектакле Театра имени Евг. Вахтангова «День-деньской»). К съемкам в «Обратной связи» он приступил после большого и сложнейшего труда — создания образа Ричарда III в трагедии Шекспира, поставленной в вахтанговском театре (Ульянов был также н сорежиссером спектакля).

— Видимо, вас, Михаил Александрович, роль Нуркова чем-то особенным привлекла и задела за живое, если вы согласились на нелегкие съемки в Ленинграде и на Каме, постоянно играя «Ричарда III», спектакль, требующий такой самоотдачи?

— Нурков — это характер сложный, вступающий в конфликт, существенный для сегодняшнего нашего времени, как я его понимаю.

Кто такой Нурков? Хороший специалист. Работник, думающий о деле. Старающийся жить так, чтобы как можно лучше решить проблему дела. Честный человек. Но вот тут и возникает одно «но». Нурков — шаблонщик. По шаблону он живет. А жизнь сложнее. И когда приходится решать, он выбирает наилегчайшее, а не наилучшее решение.

Тема принятия решения кажется мне сейчас очень важной. Во имя чего принимается тот или иной путь: ради подлинных интересов дела или ради легкого выхода из трудного положения, — эта дилемма приобрела высокий нравственный смысл. Жулик в хозяйстве есть жулик, и только. Но здесь я встречаюсь не с жуликом, не с врагом или дураком. Нурков ищет не прямую дорогу, а лазейку. Не меняясь внутри, оставаясь таким же, каким был раньше, когда работал на более ответственном участке, он решает проблему не в пользу дела, а в пользу себя.

Михаил Ульянов в роли Нуркова. Кадр из фильма «Обратная связь»
Михаил Ульянов в роли Нуркова. Кадр из фильма «Обратная связь»

— Вы сейчас говорите о реальных явлениях, о действительности. Какова же сама роль Нуркова, каково ее место в фильме? Каковы ваши впечатления от съемок?

— Да, существует явление, которое мы хотим персонифицировать, как бы сфокусировать в одном человеке, хотя в жизни, увы, он не один. Роль Нуркова и заинтересовала меня своим жизнеподобием, той жизненной философией, о которой сегодня надо говорить громко. Гельман пишет свои вещи не после недельной творческой командировки на стройку. Он пишет о том, что знает. И это знание чувствуется.

Группа работала собранно, и корабль шел очень точно по проложенному курсу. Трегубович — режиссер, который ясно понимает, что хочет сказать, чего добивается. Оператор Эдуард Розовский снимал быстро, цепко, с видением общей цели. Если бы все группы в кино работали так, как «Обратная связь», которую снимали в нелегких условиях: зимой, в недостроенном здании на Ново-Камском комбинате…

В роли Нуркова речь идет не о строительстве завода, а о СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ.

— Для образа Нуркова, насколько можно судить по отснятому материалу, который мне удалось посмотреть, важно прошлое этого человека, его взаимоотношения с бывшим начальником стройки Малунцевым, внезапно умершим. Но так ли это? Какой-то «план прошлого», подтекст ощущается в картине. Особенно в «сценах-дуэтах» Нуркова с экономистом Вязниковой — Людмилой Гурченко.

— Дело здесь в том, что при Малунцеве, смелом и талантливом руководителе, Нуркову было легко плыть в его русле. Заняв место умершего, Нурков думает, что продолжает линию Малунцева в изменившихся обстоятельствах. Он взялся за дело, но не отстаивает собственную позицию, а занимает позицию приспособленческую. Часто со стороны все в человеке бывает видно ясно и отчетливо. Но сам он далеко не всегда умеет разобраться в себе, верно и вовремя оценить свои поступки и их следствия. В изменившихся жизненных условиях человек поначалу незаметно для себя, а потом уже и сознательно, всякий раз по-новому себя оправдывая, идет на компромиссы, приобретает умение приспосабливаться к обстоятельствам. И начинает напоминать щепу, которую несет по течению.

… Твердая походка, барашковая шапка, резкая складка рта с чуть выдвинутой вперед нижней губой, в глазах — усталость, ум и на самой глубине — какая-то неуверенность н печаль. Начальник Нурков тяжело поднимается по лестнице домой, ночью. Завтра — заседание обкома, решающий день.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.