Неделя в Мангейме (Советский экран №1 1980 г.)

командировка за рубеж

Мангеймская интернациональная неделя кино в ФРГ — явление необычное. Это фестиваль фильмов молодых режиссеров – дебютантов, хотя в нем принимают участие и опытные мастера с не первыми своими работами. Соревнуются фильмы любых жанров, не только художественные, но и документальные. Как правило, проводится ретроспективный показ картин какой-либо из стран-участниц. В этом году — индийских фильмов.

Два зала из пяти предоставляют детям. На нескольких ежедневных сеансах они смотрят здесь не участвующие в конкурсе детские фильмы, созданные в разных странах мира, новые и уже получившие широкую известность и признание. Такие, к примеру, как вошедшие в программу этого года детские фильмы нашей страны «Москва — Кассиопея», «Чудак из пятого «Б». Уже знакомые нашим ребятам по последнему Московскому фестивалю болгарский фильм «Мгновения в спичечном коробке», нидерландский «Мартин и волшебник».

Постоянный участник недели наш ВГИК. Работы его студентов не раз отмечались премиями. И в этом году было представлено несколько короткометражных студенческих фильмов: «Эстафета», «Прощай, Гульсары», «Смерть чиновника» и «Ветераны».

«Дом молодежи» в Людвигхафене, где проходил семинар «Кино и молодежь»
На снимке: «Дом молодежи» в Людвигхафене, где проходил семинар «Кино и молодежь»

Торжественно здесь отмечалось шестидесятилетие советского кинематографа. Демонстрация в этот день фильма Сергея Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!» вызвала особенный интерес у многочисленных гостей и участников фестиваля, что нашло отражение в последующей оживленной пресс-конференции и отзывах печати. Вечером того же дня был показан дебют молодого грузинского режиссера А. Рехвиашвили, художественный фильм «Грузинская хроника XIX века», отмеченный призом «Золотой дукат», премией ФИПРЕССИ (Международной организации кинокритики) и жюри Международной ассоциации экспериментального кино.

Ежегодно в рамках Мангеймской интернациональной недели проходит еще один кинофорум. Он проводится в маленьком городке Людвигхафене, расположенном по соседству, стоит только переехать мост, перекинутый на другой берег Рейна. Об этом форуме мало кто знает.

В одном из современных зданий города, в местном «Доме молодежи», собирается ежегодно семинар «Кино и молодежь». Его участники — люди, кровно заинтересованные в использовании детского и юношеского кинематографа как действенного средства в деле всестороннего воспитания детей. Состав участников иной, чем в Мангейме. Это главным образом педагоги, люди, непосредственно связанные в своей работе с детьми, деятели детских международных организаций, национальных центров и художники, занятые постановкой фильмов для детей и молодежи. Всего человек пятьдесят — шестьдесят, может, немногим больше. Совершенно разные люди, объединенные единым стремлением и интересами.

Начало нынешнего семинара казалось необычным. Слушателей познакомил с новейшими достижениями кинотехники весьма изобретательный и эффектный рекламный фильм известной фирмы «Белл и Новелл», показанный на полиэкране. Новая кинотехника уже используется на практике во многих школах западных стран, облегчая педагогам передачу любой, самой разнообразной информации, улучшая процесс преподавания.

В своих сообщениях выступающие, как всегда, касались насущных проблем кинематографе для детей и молодежи, разных методов и способов изучения детского зрителя. Приводили научные данные, делились личным опытом и наблюдениями. Смотрели разные фильмы. Короткие, продолжительностью часто не более 5 — 10 минут, снятые на 16-миллиметровой пленке любителями-педагогами, самими детьми. И, конечно же, полнометражные художественные фильмы, поставленные режиссерами-профессионалами. И после каждого просмотра происходил обмен мнениями.

В последующем обсуждении один из выступавших попытался упрекнуть детский кинематограф социалистических стран в приукрашивании действительности, в облегченном показе сложных жизненных явлений. Словно прямым ответом на этот упрек явился показ советского фильма «Хомут для Маркиза», где ставятся серьезные проблемы жизни, без попыток их облегчить и приукрасить. Его просмотр послужил наглядным и убедительным подтверждением несостоятельности таких упреков. Картина была принята с чувством удовлетворения всеми участниками семинара, как «принципиальная и честная».

На семинаре многие ленты заслуживали внимания. Среди них польский фильм «Наука летать», венгерский «Каждую среду», чехословацкий «Встреча в июле» и ряд других. Особенно поразил меня испанский фильм «Не проходите мимо». Интересный, проблемный фильм, в котором не существует отдельной жизни детей и взрослых — они взаимосвязаны. И поведение взрослых находит прямое отражение в жизни ребенка, в его поступках. Фильм, прекрасно «сработанный», с проникновенной игрой девочки-героини, взывает к пониманию этой простой истины, к особенной чуткости и душевной тонкости в наших отношениях с детьми. Для меня именно это показалось в картине главным.

Союз кинематографистов СССР, его представители принимали активное участие в работе семинара. Их выступления были встречены здесь с интересом, а фильмы, всегда утверждающие высокие моральные принципы, с глубоким пониманием и одобрением.

Илья ФРЭЗ, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР
Мангейм—Москва

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.