Николай Годовиков — актер, ставший известным благодаря роли Петрухи в «Белом солнце пустыни», прожил бурную жизнь. Уже в ранней молодости судьба дала ему шанс построить удачную кинокарьеру, но авантюрный характер увел Николая совсем в другую сторону: он трижды сидел в тюрьме, бомжевал, но потом все-таки сумел «завязать» с уголовной средой.
Николай Львович Годовиков родился 6 мая 1950 года в Ленинграде в обычной рабочей семье. С детства мальчик мечтал о кино и собирался после окончания школы поступать в театральный институт, но его мать настояла на техникуме: актерскую профессию она всерьез не воспринимала. Через год Колю оттуда благополучно отчислили — у него не было способностей к техническим наукам. Не получив образования, Годовиков устроился на ближайший от дома завод учеником слесаря.
Как началась кинокарьера Годовикова
Однажды Коля услышал по радио о наборе подростков для съемок в кино на студию «Ленфильм». Он не раздумывал ни минуты. Преодолев огромный конкурс, мальчик получил эпизодическую роль беспризорника в картине режиссера Николая Полоки «Республика ШКИД». Несмотря на незначительность роли, он достаточно часто мелькал в кадре (в одной сцене даже выступил в двух лицах — и беспризорника, и ученика). Социальная драма о трудных подростках вышла на экраны в 1966-м году и имела большой успех.
Обаятельный Коля запомнился зрителям, а Полока порекомендовал начинающего актера режиссеру Владимиру Мотылю, который начинал в это время работу над картиной «Женя, Женечка и «катюша» (1967 г.).
В этой мелодраме Николай получил небольшую роль красноармейца. У него было несколько ярких эпизодов, но при окончательном монтаже картины большую их часть вырезали — не хватило экранного времени. Утешая Николая (который от обиды решил покончить с кино), Владимир Мотыль пообещал, что обязательно позовет его в свой следующий фильм. И слово свое сдержал: в 69-м году пригласил Годовикова на роль Петрухи в вестерн «Белое солнце пустыни». Пробу Николая оценили, как лучшую.
Как снимался Годовиков в знаменитом фильме
Съемки начались в Махачкале. Жара сводила с ума, но у Годовикова нашлись силы нарваться на конфликт с местным кавказцем. В драке тот разбил ему нос и расцарапал лицо. Когда режиссер увидел, во что превратился Петруха, то пришел в ужас, но не растерялся — добавил в сценарий эпизод, в котором Петруху поколотили. Таким Коля и оставался до конца съемок: как только болячки на его лице стали заживать, их воспроизводили при помощи грима.
В остальном все складывалось для молодого актера неплохо: почти все дубли получались у него с первого раза, что особенно ценил режиссер из-за дефицита пленки. По этой же причине Владимир Мотыль предпочитал, чтобы актеры обходились без дублеров. Однажды по сюжету Петруха должен был пройти по краю крыши высокой мечети (высота до земли — около 30 метров). Коля запаниковал, но режиссер решил вопрос страховки просто — распорядился привязать парня за ногу толстой веревкой и сказал:»Не робей, ты просто должен остаться живым, нам же еще кино доснимать». К счастью, страховка не пригодилась. Себя режиссер тоже не щадил. Приведу такой пример: почти все сцены на баркасе снимались с маленькой лодки, в которой помещались только два человека — оператор и его ассистент. В это время Владимир Мотыль плавал рядом с лодкой, держась за борт. Стоял октябрь месяц: и ветер, и вода были ледяными…
Снимаясь в картине, Годовиков подружился с актером Павлом Луспекаевым, игравшим роль таможенника Верещагина.
Они были знакомы и раньше — вместе работали в фильме «Республика ШКИД». Павел Борисович был очень болен — ему удалили обе ступни, поэтому актера везде сопровождала его жена, актриса Инна Кириллова. Когда ей приходилось уезжать по делам, она просила Колю пожить в номере мужа на случай, если ему потребуется помощь. Годовиков с радостью соглашался. Во время их бесед, Луспекаев часто рассказывал младшему коллеге об азах профессии и многому его научил.
А вот с Анатолием Кузнецовым (товарищем Суховым) у Коли отношения не сложились.
Он свысока смотрел на неопытного Годовикова и часто делал язвительные замечания на его счет. Зато в Гюльчатай, которую начала играть Татьяна Денисова, молодой актер влюбился вполне реально. Но девушка на его чувства не ответила и ушла со съемок через 4 месяца: Татьяна заканчивала цирковое училище, которое было для нее важнее всего остального. Мотыль взял на роль Гюльчатай статистку Татьяну Федотову.
Премьера «Белого солнца пустыни» состоялась 30 марта 1970 года и прославила всех главных героев. Годовиков в это время уже служил в армии. Точно известно, что на момент съемок у него была бронь, но по версии самого актера, он добровольно ушел служить, т.к. обиделся на жестокую шутку коллег, бросивших его в чужом городе после окончания съемок. А по другим источникам, Николай был уличен в краже студийного оборудования и армия стала для него единственным способом избежать тюрьмы.
Личная жизнь и другая карьера — криминальная
Отслужив, Годовиков вернулся в Ленинград. Снялся в небольшой роли красноармейца в картине «В черных песках» (1972 г.). Вскоре после съемок женился на девушке из соседнего двора — Галине, которая была его старше на 4 года. Через год родилась дочь Маша, а еще через пол-года семья распалась. «Не сошлись характерами», как считал сам актер.
Потеряв семью, Николай оказался в коммуналке и начал «прожигать жизнь»: постоянные застолья с друзьями, скандалы с соседями… Однажды один из соседей, приревновав к Годовикову свою девушку, ударил актера по голове бутылкой. Бутылка разбилась, и оставшимся в руке осколком мужчина нанес Николаю еще один удар в грудь. Вызвали скорую, парня откачали, но рана еще очень долго не заживала. Казалось бы, это происшествие должно было заставить Годовикова остановиться, но все продолжалось в том же духе…
Вскоре актер получил свой первый срок за тунеядство. Он не имел постоянного места работы с точки зрения закона (точнее, некоторых его представителей): на киностудии «Ленфильм» работал по трудовому договору от случая к случаю, а с завода уволился из-за съемок.
Выйдя на свободу через 1, 5 года, Николай остался без жилья. Поговаривали, что в его бывшей комнате поселился тот самый участковый, благодаря которому актер и оказался в тюрьме. Годовиков получил направление на завод в Приозерске, но устроиться на работу не смог: по его словам, в отделе кадров от него потребовали сначала прописаться в общежитии, а в общежитии — устроиться на завод (ситуация бредовая, но для советского бюрократизма вполне возможная). Мать отказалась помочь Николаю — их отношения с самого его детства были сложными.
Какое-то время Годовиков скитался по подвалам и чердакам, а потом связался с ворами-рецидивистами и сел в тюрьму во-второй раз — уже заслуженно. Еще четыре года жизни прошли за решеткой.
Отсидев срок, Николай поехал на завод в Вырицу, куда получил очередное направление. С трудоустройством произошла та же история, что и в Приозерске, но на этот раз актеру повезло: он встретил Римму — свою будущую гражданскую жену. Они сошлись, родился сын Артем, но Годовиков не сумел обеспечить семью. Временные заработки Римму не устраивали, а найти хорошую работу без образования и с уголовным прошлым, актер не мог. Однажды возвращаясь домой, Николай увидел свои вещи за дверью… Так закончился его второй брак.
Актер вернулся в Ленинград и опять начал бомжевать. Вскоре снова сел за кражу на 2,5 года. Этот срок, к счастью, стал для него последним. После выхода из тюрьмы, Николаю повезло найти не только работу (охранника на складе), но и крышу над головой — маленькую комнатушку на том же складе. Помогли его тюремные знакомства.
Возвращение
Со своей третьей женой — Людмилой Павловной Нагорной, Годовиков познакомился по телефону, разыскивая кого-то из приятелей. Они начали перезваниваться, потом встретились и уже не расставались.
Николай отказался от работы на складе и переехал к Людмиле. Она работала в «Метрострое» и туда же устроила рабочим Годовикова. Наконец-то, его жизнь начала налаживаться. Они поженились. Не сразу, но у актера получилось установить контакт с дочерью жены — Лерой. Впоследствии, именно она станет для Николая родной. Единокровные дети — Мария и Артем — остались для него чужими. Ни сам актер, ни сын с дочерью к общению не стремились.
Николаю удалось вернуться в кинематограф. Серьезных работ ему больше не предложат, но актер снимется в небольших ролях в таких популярных криминальных сериалах, как «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Убойная сила», «Бандитский Петербург» и т.д.
Последние годы, причина смерти
В 2015-м году скончалась от диабета жена Людмила, с которой актер прожил более 20-ти счастливых лет. Николай остался один в маленькой однокомнатной квартире со своей старой собакой Чарой. Дочь жены Валерия и ее семья (муж Саша и два сына — Марат и Тема) были для него самыми близкими людьми. Годовиков не жалел, что прожил такую извилистую жизнь и всегда подчеркивал, что сам был автором всего хорошего и плохого, что в ней случилось (по-моему, очень правильная позиция). Последние 5 лет его уже не приглашали в кино, зато совершенно неожиданно актер увлекся живописью.
Последнее время Николай Львович тяжело болел. Прогрессировала онкология, о которой знали его близкие, но не знал сам актер.
Как это часто бывает, болезнь выявили на позднем этапе, когда уже ничего нельзя было изменить. Николай Годовиков скончался 23 ноября 2017 года в своей квартире на 68-м году жизни. Урна с его прахом захоронена на Южном кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилой жены Людмилы. Родные дети на похороны не явились…
Актер сыграл только одну знаменитую роль, но его «Петруху» телезрители любят и помнят до сих пор.
Оцените статью: