Прекрасно лето в Прибалтике. Сочная зелень лугов, пестрый ковер цветов, жужжание пчел… Так, настраивая нас на лирический лад, начинается фильм «Обида», один из победителей XVIII смотра любительских фильмов Латвии. Но вот над полями пролетел самолет, опрыскивая землю какой-то жидкостью. Для будущего урожая это важно, ну, а как для окружающей среды? И вот нет больше солнечной идиллии — вянут цветы, не жужжат пчелы, а в реке засыпает рыба. Автор «Обиды», колхозный агроном Э. Скопанс, никого не обличает, не дает советов — это остается на долю зрителя. Но его гражданская позиция ясна. Фильм заставляет задуматься над важнейшей проблемой: человек и природа.
Этой же проблеме посвящен игровой фильм «Пропасть» Э. Керужиса. Лесник по профессии, он создал трилогию о жизни леса и его обитателей, о борьбе с браконьерством.
Разнообразную программу документальных фильмов представила народная киностудия Академии наук Латвии. Электросварщик В. Мебалдс и токарь Э. Симеонс сняли репортаж о Рижском хореографическом училище. Использовав метод кинонаблюдения, любители показали весь путь будущих артистов, начиная с той минуты, когда они впервые переступают порог балетной школы, до выпускного экзамена. Тактично и неназойливо нам рассказывают не только об учениках, но и об учителях. Мы видим вдохновенные уроки мастерства и, как итог учебы, трепетные мгновения, которые переживает дебютант перед выходом на сцену.
Мир художника в центре внимания другой картины студии — «Без глазури» (авторы — супруги Аугсткали). В ней идет речь о восемнадцати керамистах, работающих в одной мастерской. Зрителя вводят в лабораторию творчества. На наших глазах рождаются из глины произведения искусства. Коллективная мастерская — хорошо это или плохо? С одной стороны, творчество требует уединения, сосредоточенности, тишины. А с другой — прекрасно, когда рядом товарищ, всегда готовый посоветовать, прийти на помощь. Этот кинорассказ признан лучшим документальным фильмом смотра.
За режиссуру был отмечен фильм «Возвращение» электромеханика З. Видиньша, который использует отпуска для туристических походов по Восточной Сибири. Что ни поход, то новый фильм. И это не просто дорожные зарисовки. В предыдущей картине — «Жизнь — это дорога» — Видиньша интересовало, что заставляет человека, пренебрегая удобствами современной жизни, шагать по земле с тяжелым рюкзаком. В «Возвращении» автор размышляет, почему путешественник всегда возвращается туда, откуда вышел. Философский подтекст произведения — любовь к родной земле, радость возвращения в свой дом.
Поиск характерен для лучших произведений смотра. Кинофильм «Светоч», созданный И. Кашуриным и С. Козоровицким (студия «Ортеконс»), идет менее двух минут. Авторы использовали в нем и киноплакат, и мультипликацию, и приемы театра теней. В острой, гротесковой манере высмеяли они горе-лекторов, на чьих докладах аудитория спит.
Сложный внутренний мир своей героини, известной балерины Зиты Эррс (фильм «Онно»), студент Латвийского университета Р. Пинарс выявляет с помощью драматургии цвета. Радость жизни передается яркими красками, солнечным светом, но краски темнеют, и белые ромашки на лугах становятся то красными, то черными при мыслях героини о войне, о кровопролитных боях на земле, такой цветущей сегодня.
Стремление не только запечатлеть наш прекрасный и сложный мир, но и осмыслить его, заглянуть в самое сокровенное — вот что свойственно лучшим фильмам прошедшего смотра.