Мы знаем великолепного Олега Басилашвили, как одного из самых востребованных актеров театра и кино. Между тем начало его карьеры было таким неудачным, что Басилашвили собирался уйти из профессии.
Детство
Олег родился в Москве 26 сентября 1934 года. Его род по отцовской линии происходит из грузинских крестьян, но дед сумел получить образование, пошел в армию и дослужился до полковника. Отец, Валериан Ношреванович Басилашвили, преподавал точные дисциплины в техникуме связи (который впоследствии возглавил), а мать, Ирина Сергеевна Ильинская, была доктором филологических наук. В ее родословной есть священнослужители, архитекторы, филологи.
Олег рос обыкновенным советским мальчиком, ничем не выделяясь на фоне сверстников. В учебе не блистал, хотя проводил за уроками все свое свободное время, а математику не понимал совершенно. Актер рассказывал, что когда на экзамене его спросили: «Каково отношение катета к гипотенузе?» — он ответил: «Хорошее».
Театр
В старших классах юноша увлекся театром и начал посещать театральную самодеятельность при Министерстве внешней торговли. Окончив школу, он с первой попытки поступил в Школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Среди однокурсников Олега были такие будущие знаменитости, как Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и Татьяна Доронина, в недалеком будущем ставшая его женой.
Олег и Татьяна надеялись после окончания студии остаться во МХАТе, однако оба получили распределение в Сталинградский областной драматический театр. Молодые актеры тяжело переживали крушение своих планов. Дорониной такое решение казалось особенно несправедливым, так как она считалась лучшей студенткой на курсе. А Басилашвили вообще хотел уйти из профессии… в лесники.
К счастью для себя самого и будущих поклонников, осуществить задуманное он так и не смог. Пара подчинилась обстоятельствам и поехала в Сталинград. Через несколько месяцев они убедились, что здесь их шансы на удачную карьеру равны нулю. Худрук согласился отпустить актеров с миром. Они вернулись в родной город Дорониной — Ленинград.
В Ленинграде Олег и Татьяна показались в Театр имени Ленинского комсомола, которым тогда руководил Георгий Товстоногов. Он принял в труппу обоих, а сам вскоре перешел в БДТ имени Горького. Несколько лет Басилашвили и Доронина играли в «Ленкоме», а в 1959-м году Товстоногов пригласил их в БДТ.
Актер говорит, что «прожил всю жизнь на два дома». В БДТ он служит уже 60 лет. Карьера Олега сложилась не сразу: в первые годы ему доставались лишь незначительные роли (в отличие от Дорониной, получавшей главные с самого начала). Басилашвили уже собирался покинуть театр, когда Георгий Александрович предоставил ему возможность себя проявить. Яркие разноплановых роли раскрыли универсальный талант Олега: он был великолепен и в драме, и в комедии. Басилашвили быстро стал одним из ведущих артистов труппы и до сих пор успешно играет на сцене.
Олег Басилашвили в кино
Впервые Олег засветился на экране в возрасте 5 лет. Мальчик с мамой прогуливались по Чистопрудному бульвару во время съемок фильма «Подкидыш». Его попросили побегать и покататься на велосипеде. Эпизод занял несколько секунд.
А настоящий дебют состоялся в 1956-м году в экранизации рассказа Чехова «Невеста». Басилашвили сыграл одну из главных ролей — жениха Андрея Андреевича, но замечен не был.
Следующую значимую роль он дожидался 9 лет. В мелодраме режиссера Абрама Роома «Гранатовый браслет», снятой по мотивам одноименной повести Куприна, актер обратил на себя внимание в образе князя Шеина. Затем последовали еще несколько удачных работ: режиссер Медынский в драме «Старшая сестра» (1966 г.), Виктор Каренин в экранизации пьесы Льва Толстого «Живой труп» (1968 г.), инженер-спекулянт Юрий Лоскутов в детективе «Возвращение святого Луки» (1970 г.).
Именно эта роль закрепила за Басилашвили амплуа отрицательного героя: в советском кинематографе актерам с аристократической внешностью полагалось играть обаятельных подлецов (к счастью, в театре у Олега не было никаких ограничений — Товстоногов был выше стереотипов).
Популярность пришла к актеру после выхода на экран первой части исторического фильма «Вечный зов» (1973-1983 г.), где он сыграл следователя царской охранки (а в годы войны — немецкого приспешника) Арнольда Лахновского. А роль карьериста Юрия Самохвалова в легендарной комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» прославила Басилашвили на всю страну.
Для актера это был второй шанс сняться у знаменитого режиссера. В предыдущей комедии Рязанова «Ирония судьбы», он был утвержден на роль Ипполита. Часть материала отсняли, но внезапно у Басилашвили скончался отец, а следом за ним — актер БДТ Ефим Копелян. В театре произошли репертуарные перестановки. Олег оказался загружен сверх меры и вынужден был отказаться от съемок. Поэтому в роли Ипполита появился Юрий Яковлев.
Как Олег Басилашвили попал в «Осенний марафон»
На вершину славы Олега вознесла роль переводчика Бузыкина в трагикомедии Георгия Данелия «Осенний марафон» (1979 г.). На эту роль пробовались Леонид Куравлев, Станислав Любшин и Николай Губенко. Режиссер не собирался приглашать Басилашвили на пробы. После просмотра «Служебного романа», актер казался ему слишком волевым и уверенным в себе, чтобы войти в образ инфантильного Бузыкина.
Однако у ассистента по актерам Елены Судаковой было другое мнение. Она пригласила Олега на пробы от лица Данелия. Его приезд стал для режиссера полной неожиданностью, но на провокацию Елены Георгий Николаевич не поддался и пробоваться Басилашвили не предложил. Олег понял, что произошла какая-то ошибка и поспешил откланяться. Испытывая неловкость, Данелия предложил подвезти его домой.
Когда Басилашвили вышел из машины, режиссер наблюдал за ним в зеркало заднего вида. Его поразили перемены, произошедшим в поведении актера: теперь это был робкий, нерешительный и где-то даже нелепый человек в съехавшей на бок кепке — настоящий Бузыкин! Данелия позвонил ассистентке и сказал, что берет Олега без проб.
Потом Георгий Николаевич узнал, что по совету Судаковой, актер «сыграл» Бузыкина, когда вышел из его машины. Она не сомневалась, что режиссер будет рассматривать Олега в зеркало заднего вида…
Интимная сцена в «Вокзале для двоих»: сложности съемки
Затем фильмография Басилашвили пополнилась еще двумя картинами Рязанова: приключенческой комедией «О бедном гусаре замолвите слово» (1980 г.), где он сыграл тайного советника с говорящей фамилией Мерзляев и мелодрамой «Вокзал для двоих» (1982 г.). Фильм о любви пианиста и официантки зрители встретили не менее восторженно, чем «Служебный роман»и «Осенний марафон».
Сценарий был написан специально под Басилашвили, а на роль Веры режиссер хотел взять молодую актрису, но не стал рисковать и пригласил знаменитую Людмилу Гурченко. Кстати, если бы не она, в роли Платона Рябинина мог оказаться другой актер. У Олега возникли разногласия с Рязановым по-поводу сцены в купе: будучи человеком очень стеснительным, актер отказался целоваться с Гурченко. Эльдар Александрович настаивал на своем и тогда Басилашвили ушел со съемки. Он думал, что потерял роль, но Людмила по собственной инициативе так переписала сценарий, что он устроил и режиссера, и актера.
Среди последующих многочисленных фильмов с участием Басилашвили, лучшими стали многосерийный детектив «Противостояние» (полковник УГРО Костенко), трагикомедия «Курьер» (отец Кати), мистическая картина «Город Зеро» (писатель Василий Чугунов), еще одна трагикомедия Рязанова «Небеса обетованные» (влюбленный старик Федор Степанович) и экранизация знаменитого романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (Воланд).
На данный момент, последняя роль Олега Валериановича — одинокий пожилой музыкант Кеша в социальной драме Виктора Мережко «Не ждали» (2019 г.). Зрители восприняли фильм неоднозначно, но были единодушны в высокой оценке нестареющего таланта актера.
Олег Басилашвили вполне может попасть в книгу рекордов Гиннесса, как актер с самой продолжительной кинокарьерой. С учетом «Подкидыша» (1939 г.), его стаж в кинематографе составляет 80 лет. Пока рекордсменом является немецкий актер Курт Буа с тем же стажем.
Личная жизнь Олега Басилашвили
В отличие от многих своих персонажей, знаменитый актер в реальной жизни очень скромный и порядочный человек. В его биографии нет скандальных любовных историй и всего две жены. Первой стала однокурсница Татьяна Доронина, с которой Басилашвили учился в Школе-студии. Они расписались на предпоследнем курсе втайне от родителей Олега. Он опасался, что родственники не одобрят ранний брак и попытаются им помешать. Отец с матерью действительно были не в восторге, но невестку приняли и сыграли настоящую свадьбу. До окончания учебы, пара проживала в их доме.
Семейная жизнь не заладилась: оба актера имели непростой характер и часто ссорились. После одной из таких ссор, Доронина решилась прервать беременность. Последствия оказались катастрофическими: больше она не могла иметь детей. Через 7 лет они развелись по инициативе Татьяны к обоюдному удовольствию. Басилашвили не любит вспоминать этот брак, который называет «семилетним кошмаром» даже спустя 50 лет.
Со своей будущей второй супругой, Олег познакомился на Ленинградском телевидении. Галина Мшанская работала там музыкальным редактором (потом она стала шеф-редактором на канале «Культура», автором и ведущей популярной программы «Царская ложа»). Галина отвечала за музыкальное сопровождение телеспектакля «Кюхля», в котором играл Басилашвили. Между ними завязался роман, завершившийся браком.
На этот раз актеру повезло: Галина оказалась преданной женой и настоящим другом. Они прожили вместе почти 60 лет в атмосфере взаимной любви и уважения, вырастили двух благополучных дочерей: Ольгу и Ксению (очень похоже сложилась личная жизнь у близкого друга Олега — актера Сергея Юрского).
Помимо творческой деятельности, Басилашвили принимал активное участие в политической и общественной жизни страны. Он всегда открыто высказывал свое мнение, если считал действия властей безнравственными и «антиконституционными». В 90-е годы актер в качестве народного депутата РСФСР выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург и гордится своим вкладом в восстановление исторического названия города.
Как сложились судьбы дочерей актера
Дочери пошли по стопам матери. Ольга Мшанская работает редактором на петербургском телевидении на канале «Культура», сделала несколько совместных передач с мамой. А Ксения Басилашвили — обозреватель по вопросам культуры на радиостанции «Эхо Москвы». У нее крепкий брак и двое детей: Мариника и Тимофей. Сестры живут в разных городах, но поддерживают тесное общение между собой и родителями.
Олег Валерианович считает себя счастливым человеком. Он окружен заботой любящей семьи и продолжает играть на сцене, несмотря на почтенный возраст. Хочется пожелать великому артисту здоровья, долголетия и еще много удачных ролей!
Оцените статью: