Ольга Александровна Аросева — знаменитая советская актриса с очень интересной биографией. Еще в детстве она повидала мир за пределами Советского Союза, пережила тяжелые военные годы, прославилась как «Пани Моника» и светская львица, вела бурную личную жизнь.
Заграничное детство, репрессированный отец
Ольга Аросева родилась в Москве 21 декабря 1925-го года в семье революционера, партийного советского деятеля и писателя Александра Яковлевича Аросева. Ее мать — Ольга Вячеславовна Гопен — происходила из рода польских дворян. Детские годы Ольги и двух ее старших сестер (Натальи и Елены) прошли в разных странах Европы — Франции, Швеции, Праге, Чехословакии, где их отец выполнял обязанности посла и дипломата. Когда Ольге исполнилось 5 лет, ее мать полюбила другого мужчину и уехала к нему на Сахалин. Дети остались с отцом.
В 33-ем году Александра Яковлевича отозвали в Москву. По возвращении, его назначили на должность председателя ВОКС (культурные связи с заграницей), которую он будет занимать до своего ареста в 37-ом г. Человека, который стоял у истоков революции, обвинили в несуществующих преступлениях и вскоре расстреляли. К счастью, матери удалось получить разрешение от властей забрать дочерей к себе (к этому времени она со своей новой семьей вернулась в Москву).
Военные годы
Война застала Ольгу в последних классах школы. Сначала ушла на фронт добровольцем старшая сестра Наталья, а вскоре и Елена с Ольгой добились отправки на трудовой фронт — в Орловскую область рыть окопы. Девушки испытали все тяготы войны— непосильный физический труд, голод, бомбежки… Когда началось наступление немцев под Брянском, их сначала переправили туда, а потом приказали возвращаться в Москву. С огромным трудом сестрам удалось добраться до столицы. Дома они обнаружили мешок с сухарями, пропуск на выезд и деньги: мать уже эвакуировалась вместе с предприятием, на котором работала. Она ждала, что дочери к ней присоединяться, но девушки приняли решение остаться в Москве.
Театральная карьера началась с авантюры
Любовь к сцене сестры унаследовали от отца. В какой бы стране они в детстве не жили, Александр Яковлевич никогда не упускал возможности посетить с дочерями театр. Однажды в Праге произошел курьезный случай: под впечатлением от пьесы Бертольда Брехта «Трехгрошовая опера», Оля превратила в лохмотья свое платье и вместе с подружкой отправилась просить подаяние на улицу. Изумленным прохожим (а нищих в Праге тогда просто не было) она рассказывала, как их бросила мама, а папа совсем не дает денег. История о дочери посла, просящей милостыню на улице, попала в газеты, что едва не стоило отцу политической карьеры.
Елена поступила в московское театральное училище, а Ольгу с ее восемью классами образования туда не приняли. Вообще она не закончила ни одно учебное заведение, в которых училась: ни цирковое, куда поступила в начале, ни театральное впоследствии (по признанию самой актрисы, единственную в своей жизни «корочку» она получила об окончании курсов водителей троллейбусов, да и то потому, что это потребовалось для съемок в картине «Берегись автомобиля»).
Зато у нее хватило сообразительности воспользовавшись дипломом сестры, устроиться во вспомогательный состав труппы Ленинградского театра Комедии — когда этот театр был проездом в Москве. В 46-ом г. молодая актриса переехала в Ленинград и прослужила 4 года на его сцене под руководством режиссера Николая Акимова. После его увольнения, она тоже покинула театр и вернулась в Москву. С 50-го г. Аросева становится актрисой Московского Театра Сатиры, на сцене которого прослужит всю свою жизнь (за исключением нескольких лет, проведенных в драмтеатре на Малой Бронной).
Кино
Работа в кинематографе началась у актрисы в конце 40-х с эпизодов и второстепенных ролей. Главные роли Аросевой будут предлагать крайне редко на протяжении всей ее кинокарьеры. Среди работ, принесших актрисе популярность, можно отметить роли Любы — невесты Деточкина в кинокомедии «Берегись автомобиля» (реж. Эльдар Рязанов, 1966 г), аристократки в военной трагикомедии «Интервенция» (реж. Геннадий Полока, 1968 г.), матери Алеси в музыкальной комедии «Трембита» (реж. Олег Николаевский, 1968 г.), инкассатора Анны в криминальной комедии «Старики-разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971 г.) и многие другие. Кстати, звездный путь Георгия Жженова тоже начался с картины «Берегись автомобиля».
«Кабачок 13 стульев»
Прославила Ольгу Аросеву роль пани Моники в музыкальном телеспектакле «Кабачок 13 стульев», который впервые вышел на экраны в 66-ом году и в течении 14-ти лет был одной из самых любимых передач советского телезрителя. В нем были задействованы лучшие актеры того времени — Михаил Державин, Спартак Мишулин, Наталья Селезнева, Георгий Вицин, Екатерина Васильева, Татьяна Пельтцер и т.д.
Роль ее экранной дочери в телеспектакле исполнила очаровательная Ирен Абдуррезаевна Азер. А вот пан Бонифаций, ее муж по сюжету, так и не появился в кадре.
Долгие годы «Кабачок» спасал Аросеву от невостребованности в Татре Сатиры, потому что его худрук Валентин Плучек 10 лет не давал ей ролей. Сама актриса объясняла это тем, что Плучек таким образом мстил ей за поддержку режиссера Евгения Весника (однажды тот выступил против Плучека на собрании, а Аросева встала на сторону Весника, с которым ее связывали многолетняя дружба и похожее детство: оба пережили сталинские репрессии).
А вот актриса Зоя Зелинская (называющая себя подругой Ольги) в одном из своих интервью предлагает другое объяснение: якобы именно Аросева уговорила Весника сместить Валентина Плучека с поста худрука и устроила в театре настоящий бунт. Попытка провалилась, Евгений из театра ушел, а Аросева осталась. Вот и была отлучена от сцены на 10 лет за свои интриги (да уж, с такими друзьями и врагов не надо). Впоследствии, Плучек и Аросева помирились и с 77-го г. вполне удачно сотрудничали.
Личная жизнь Ольги Аросевой
Ольга Аросева классической красавицей не была, но обладала невероятным шармом и уверенностью в себе. Ее всегда окружала толпа поклонников — не только в юности, но и в зрелые годы.
Первым мужем Ольги стал начинающий актер Владимир Сошальский (хотя большинство источников упоминают его, как 4-го мужа). Они поженились совсем молодыми и неудивительно, что их брак продержался меньше года: Владимир ушел к приме БДТ Нине Ольхиной. Видимо, это больно ранило актрису, потому что впоследствии она избегала любых упоминаний о Сошальском.
Некоторое время за 20-ти летней Аросевой настойчиво ухаживал знаменитый драматург Алексей Арбузов. Он писал ей поэтические любовные послания, на которые Ольга боялась отвечать, чтобы не выглядеть косноязычной по-сравнению с писателем. Да и чувства зрелого человека были не совсем понятны молодой девушке. Тем не менее, она всю жизнь с благоговением хранила его письма.
Затем Ольга выходит замуж за музыканта Константина Жукова. Сама актриса называла этот брак счастливым, но продлился он до ее переезда в Москву.
Третьим мужем актрисы был ее коллега по Театру Сатиры Юрий Хлопецкий. Этот союз имел все шансы стать удачным, но пристрастие Юрия к алкоголю разрушило их отношения через несколько лет.
Потом Ольга становится женой известного в то время эстрадного певца Аркадия Погодина, который был старше актрисы на 24 года. Ради нее он оставил свою семью.
У Аросевой было еще много романов, чего она никогда не отрицала, но и не произносила конкретных имен. Последней ее любовью называют актера Театра Сатиры Анатолия Гузенко, который был младше ее более, чем на 20 лет.
Ольга Александровна принимала деятельное участие в его жизни, много времени проводила с ним вместе, а когда актер тяжело заболел, покупала ему дорогостоящие лекарства и нанимала сиделок. Жена Гузенко — Елена Богданова была возмущена сложившейся ситуацией, но помощь принимала. По ее словам, когда Анатолий скончался, она хотела похоронить мужа в Переделкино, но Аросева распорядилась предать его тело земле на Головинском кладбище неподалеку от собственного родового склепа. Ну, что тут можно сказать…
Последние годы
Несмотря на отсутствие родных детей и супруга, Ольга Александровна не чувствовала себя одинокой. Она много работала, путешествовала по миру, тесно общалась с сестрами и их многочисленным потомством, близкими друзьями — Татьяной Пельтцер, Верой Васильевой, Александром Ширвиндтом.
Любила веселое застолье и преферанс. Обожала свой загородный дом в поселке Абабурово, где стремилась проводить с наступлением тепла каждую свободную минуту. Была активной, жизнелюбивой и не хотела мириться со старостью…
В конце 2012-го г. актрисе поставили страшный диагноз — онкология. До последнего момента Ольга Александровна выходила на сцену и скрывала даже от родственников, чем больна. Она пыталась бороться с болезнью, но безрезультатно. 13 октября 2013 г. Аросева скончалась в одной из московских больниц на 88-ом году жизни. Прощание со знаменитой актрисой состоялось в ее родном театре 18-го октября и в этот же день ее похоронили на Головинском кладбище.
Оцените статью: