Татьяна Пельтцер — одна из наиболее любимых народом советских актрис, воплотившая для зрителя образ неунывающей старости. Ее биография была бурной, а путь к славе занял 40 лет.


Татьяна Ивановна родилась в Москве 6 июня 1904 г. Отец – обрусевший немец Иван Романович Пельтцер (Иоганна Робертовича по рождению), мать – Эсфирь Боруховна, дочь раввина. Через 2 года у них родился еще один ребенок — сын Александр. Иван Пельтцер был известным в то время актером и педагогом, создателем частной театральной школы, в которой обучались такие прославившиеся впоследствии актеры, как Владимир Володин и Леонид Утесов. Он и стал единственным учителем актерского мастерства для своей дочери Татьяны (Александр к этой профессии интереса не проявлял). Неудивительно, что она начала выходить на сцену еще в детстве, дебютировав впервые в спектакле “Камо Грядеши” в возрасте 9-ти лет.


Долгая дорога к славе, Татьяна Пельтцер в молодости
Театральная карьера Татьяны в юности не сложилась. Возможно, ее талант в то время еще не раскрылся, или мешало отсутствие классического образования, но в молодые годы актриса сменила много театров. Самостоятельную театральную деятельность она начала в 1920-м году в драмтеатре г. Ейска. Затем в течении нескольких лет ездила по стране — Нахичевань, Пенза… В 25-ом году была принята в труппу театра МГСПС (сейчас театр Моссовета), где прослужила 5 лет до своего отъезда в Германию с мужем — немецким коммунистом Гансом Тейблером. В 1931 г. Татьяна возвратилась в Москву и снова устроилась в театр МГСПС во вспомогательный состав. Через 3 года ее уволили за профнепригодность…


Театр
Во время своего пребывания в Германии, Татьяна освоила специальность машинистки, что позволило ей устроиться в этом качестве на машиностроительный завод АМО (где ее брат Александр выполнял тогда обязанности Главного конструктора). Отработав здесь 2 года, она уехала в Ярославль, где стала актрисой драмтеатра им. Федора Волкова (36-37 г.). Затем вернулась в Москву и некоторое время работала в Колхозном театре и в том же театре МГСПС. Первым театром, в котором Татьяна осталась на долгий срок — 7 лет — стал Театр Миниатюр, куда Пельтцер пришла в 40-ом г. Ее партнерами по сцене были такие известные актеры, как Рина Зеленая, Мария Миронова, Александр Менакер, конкурировать с которыми было очень не просто. В 47-ом г. Татьяна Ивановна перешла в Театр Сатиры, с которым не расставалась целых 30 лет.


Как Пельтцер дебютировала в Ленкоме в 73-летнем возрасте!
Скорее всего, он стал бы последним в ее театральной карьере, но когда в 73-ем г. место режиссера Марка Захарова в Театре Сатиры занял Валентин Плучек, актриса не нашла с ним общего языка. Отношения все больше обострялись. Однажды на репетиции “Горе от ума”, Пельтцер в присутствии всей труппы отказалась выполнять какое-то распоряжение режиссера. Слово за слово, и разгорелся настоящий скандал. Обозвав на прощание Плучека “сумасшедшим стариком”, актриса покинула театр. Марк Захаров, занимавший тогда должность главного режиссера в “Ленкоме”, принял 73-летнюю Пельтцер в свою труппу, где она и останется еще 15 лет до последних дней своей жизни.
Поздний дебют в кино
Дебют в кино состоялся у Пельтцер в проходной роли в сатирической комедии “Свадьба” (1943 г.), а первой серьезной работой стала роль Плаксиной в картине “Простые люди” (реж-ов Григория Козинцева и Леонида Трауберга, 1945 г.). Только когда Татьяне Ивановне перевалило за 40, к ней пришел первый успех: образ колхозной тунеядки Лукерьи Похлебкиной в фильме-спектакле “Свадьба с приданным” (1953 г.) очень понравился зрителю, а славу принесла главная роль матери солдата в приключенческой комедии “Солдат Иван Бровкин” (реж. Иван Лукинский, 1955 г.). После выхода фильма на экран, и Татьяна Пельтцер, и Леонид Харитонов, сыгравший ее сына, сделались знаменитыми. Через 3 года вышло продолжение картины — “Иван Бровкин на целине”, которое было так же восторженно принято народом.


Больше Пельтцер не приходилось дожидаться режиссерских предложений — до глубокой старости она оставалась самой популярной “бабушкой” советского кинематографа. К большому сожалению, ей редко доставались важные роли. Наиболее яркими из них стали работы в детской кинокомедии “Приключения желтого чемоданчика” (где 65-летняя бабушка Томы сама перелезала через забор и ездила на крыше троллейбуса) и роль эксцентричной старухи в мелодраме “Вам и не снилось”, едва не погубившей собственного внука, которого сыграл Никита Михайловский.




Даже эпизоды с ее участием становились украшением любой киноленты. Достаточно вспомнить тещу Кисы Воробьянинова в “12 стульях” (реж. Марка Захарова), тетушку Федосью Ивановну в “Формуле любви”, мать жениха в “Морозко” и многие, многие другие.




В 1972-ом году Татьяна Пельтцер была удостоена звания Народной артистки СССР — первой из актерского состава Театра Сатиры (к этому времени она уже имела звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР и многочисленные награды).
Личная жизнь
Замуж Пельтцер вышла в 27 лет (в первый и последний раз в жизни) за немецкого коммуниста Ганса Тейблера. Они познакомились во время его приезда в Москву для учебы в Школе Коминтерна. Прожив в столице несколько лет, в 1930-ом г. супруги уехали в Берлин. По протекции мужа, Татьяна устроилась машинисткой в Советское торговое представительство и вступила в компартию Германии. Друзья Ганса приняли актрису тепло, а известный режиссер Эрвин Пискатор (тоже член компартии) предложил ей роль в своем спектакле “Инга”.
Казалось бы, все идет хорошо, но… через год их брак рухнул и Татьяна вернулась в Советский Союз. По версии самой Пельтцер, она не выдержала тоски по родине и родителям. Но существует и другая, по которой актриса увлеклась другим мужчиной. Тем не менее, бывшие супруги общались всю жизнь, а когда Тейблер приезжал в Москву — обязательно встречались (хотя 2-я жена Ганса была крайне недовольна этим обстоятельством). Больше о взаимоотношениях Пельтцер с противоположным полом ничего достоверно не известно. Либо актриса так тщательно оберегала свою личную жизнь, либо ограничила ее только искусством.
Экранный образ и реальный человек
В реальной жизни Татьяна Пельтцер отличалась от своего экранного образа бесшабашной старушки — была невероятно собранной и аккуратной, как истинная немка. Совпадали только невероятная энергия и жизнерадостность. Каждое утро актриса начинала с зарядки (что не мешало ей быть заядлой курильщицей). Ее подруга и коллега по театру Ольга Аросева рассказывала, что на гастроли Татьяна Ивановна всегда возила с собой маленькую электрическую плитку и кастрюльку, и ела только то, что готовила сама. Характер у Пельтцер был непростым: она откровенно, не выбирая выражений говорила то, что думала, а ее остроумные высказывания потом цитировала вся Москва.
Еще актриса терпеть не могла журналистов, поэтому никогда не давала интервью. Перед спектаклем она непременно устраивала кому-нибудь “разнос” — так она настраивалась на роль. Многие ее не любили, но по-настоящему близкие актрисе люди — например, ее домработница Анна Кукина, знавшая Пельтцер более 20-ти лет, отзывалась о ней, как об очень добром и заботливом человеке. Татьяна Ивановна не чувствовала себя одинокой — почти все ее время занимала любимая работа, а в свободные часы актриса любила собирать у себя друзей, чтобы поиграть в преферанс, который страстно любила. Кроме Аросевой, Татьяна Ивановна близко общалась с Фаиной Раневской, Владимиром Зельдиным, Андреем Мироновым, а в последние годы — с Александром Абдуловым.


Последние годы великой актрисы
Очень долгое время здоровью актрисы можно было только позавидовать, но старость брала свое: в конце 80-х Татьяна Ивановна начала терять память. Она просила свою домработницу Анну Кукину помогать ей разучивать роли, но все-равно не могла запомнить текст. К тому же у Пельтцер начала развиваться болезнь Альцгеймера, чем воспользовалась (по словам Кукиной) некая ее подруга Ирина Михайловна. Она настроила уже не осознающую реальность актрису против человека, прослужившего у нее 22 года и вынудила Анну уйти, приставив к Татьяне Ивановне другую домработницу. Целью авантюристки была 2-х комнатная квартира Пельтцер на Черниховской. Добившись завещания в свою пользу, Ирина Михайловна избавились от актрисы, упрятав ее в психиатрическую больницу имени Ганнушкина.


По словам той же Анны Кукиной, Марку Захарову удалось вызволить ее оттуда, но пережитый стресс в общей палате для душевно больных, окончательно подорвал здоровье Татьяны Ивановны. Кукина вернулась в дом актрисы, а завещание (как Пельтцер изначально хотела) переоформили на домработницу. В 92-ом г. актриса снова попала в лечебницу, откуда уже не вышла. Она уже никого не узнавала и не вставала с постели. Анна ухаживала за Татьяной Ивановной до ее последних дней. Актриса скончалась 16-го июля 1992-го г. на 89-ом году жизни и похоронена на Введенском кладбище рядом с отцом и братом.


Оцените статью: