Незвезда Когда-то они были популярными

Татьяна Пельтцер — любимая бабушка советского кино в личной жизни была одинока

Татьяна Пельтцер —  одна из наиболее любимых народом советских актрис, воплотившая для зрителя образ неунывающей старости. Ее биография была бурной, а путь к славе занял 40 лет.

 Татьяна Пельтцер
Татьяна Пельтцер. Фото parodistov.net

Таня родилась в Москве 6 июня 1904 года в семье актера и педагога Ивана Романовича Пельтцер, обрусевшего немца. Он был создателем частной театральной школы, в которой обучались такие будущие звезды как Владимир Володин и Леонид Утесов. С раннего детства девочка увлеклась театром, а на сцену впервые вышла в 9 лет. Отец так и остался ее единственным учителем. Младший сын Саша не пошел по его стопам.

Иван Пельтцер с дочерью Татьяной
Иван Пельтцер с дочерью Татьяной. Фото showbiz.mediasole.ru

Долгая дорога к славе

Театральная карьера Татьяны в юности не сложилась. Возможно, ее талант еще не раскрылся или сказалось отсутствие классического образования. Ее творческий путь начался в 1920-м году в драмтеатре города Ейска. Сменив еще несколько провинциальных театров, Пельтцер поступила в труппу театра МГСПС (сейчас “Моссовет”).  Там она прослужила 5 лет до своего отъезда в Германию с мужем — немецким коммунистом Гансом Тейблером. В 1931 г. Татьяна возвратилась в Москву и устроилась в тот же театр во вспомогательный состав. Через 3 года ее уволили за профнепригодность.

Татьяна Пельтцер в молодости
Татьяна Пельтцер в молодости. Фото aif.ru

Театр

Во время своего пребывания в Германии, Татьяна освоила специальность машинистки. В этом качестве она устроилась на машиностроительный завод АМО (где ее брат Александр выполнял тогда обязанности Главного конструктора). Отработав 2 года, уехала в Ярославль, поступила в драмтеатр имени Федора Волкова (1936-37 г.). Затем вернулась в Москву. Первым театром, в котором Татьяна задержалась на долгий срок (7 лет) стал Театр Миниатюр. Ее партнерами по сцене были такие известные актеры как Рина Зеленая, Мария Миронова, Александр Менакер. Конкурировать с ними было очень не просто. В 1947-ом г. Татьяна Ивановна перешла в Театр Сатиры, где прослужила целых 30 лет.

Татьяна Пельтцер. "Приключения желтого чемоданчика"
Татьяна Пельтцер. “Приключения желтого чемоданчика” 1970 г.

Как Пельтцер дебютировала в Ленкоме в 73-летнем возрасте!

Скорее всего, он стал бы последним в ее театральной карьере, но когда режиссера Марка Захарова сменил Валентин Плучек, актриса не нашла с ним общего языка. Отношения все больше обострялись. Однажды на репетиции “Горе от ума”, Пельтцер в присутствии всей труппы отказалась выполнять какое-то распоряжение режиссера. Слово за слово и разгорелся настоящий скандал. Обозвав на прощание Плучека “сумасшедшим стариком”, актриса покинула театр. Марк Захаров, занимавший тогда должность главного режиссера в “Ленкоме”, принял 73-летнюю Пельтцер в свою труппу, где она останется до последних дней своей жизни.

Поздний дебют в кино

Дебют в кино состоялся у Пельтцер в проходной роли в сатирической комедии “Свадьба” (1943 г.), а первой серьезной работой стала роль Плаксиной в картине “Простые люди”. Только когда Татьяне Ивановне перевалило за 40, к ней пришел первый успех: образ колхозной тунеядки Лукерьи Похлебкиной в фильме-спектакле “Свадьба с приданным” (1953 г.) очень понравился зрителю, а славу принесла главная роль матери солдата в приключенческой комедии “Солдат Иван Бровкин” режиссера Ивана Лукинского. После выхода фильма на экран, и Татьяна Пельтцер, и Леонид Харитонов, сыгравший ее сына, стали знаменитыми. Через 3 года вышло продолжение картины — “Иван Бровкин на целине”, которое было так же восторженно принято народом.

Татьяна. Пельтцер и Леонид Харитонов. "Иван Бровкин на целине"
Татьяна. Пельтцер и Леонид Харитонов. “Иван Бровкин на целине”

Больше Пельтцер не приходилось дожидаться режиссерских предложений — до глубокой старости она оставалась самой популярной “бабушкой” советского кинематографа. К большому сожалению, ей редко доставались значимые роли. Наиболее яркими из них стали работы в детской кинокомедии “Приключения желтого чемоданчика” (где 65-летняя бабушка Томы сама перелезала через забор и ездила на крыше троллейбуса) и роль эксцентричной старухи в мелодраме “Вам и не снилось”, едва не погубившей собственного внука, которого сыграл Никита Михайловский.

Татьяна Пельтцер. "Приключения желтого чемоданчика"
Татьяна Пельтцер. “Приключения желтого чемоданчика”

 

Татьяна Пельтцер. "Вам и не снилось"
Татьяна Пельтцер. “Вам и не снилось”

Даже эпизоды с ее участием становились украшением любой киноленты. Достаточно вспомнить тещу Кисы Воробьянинова в “12 стульях”, тетушку Федосью Ивановну в “Формуле любви”, мать жениха в “Морозко” и многие, многие другие.

Т. Пельтцер и Леонид Броневой. "Формула любви"
Т. Пельтцер и Леонид Броневой. “Формула любви”

 

Т. Пельтцер. "12 стульев"
Т. Пельтцер. “12 стульев”

В 1972-ом году Татьяна Пельтцер была удостоена звания Народной артистки СССР — первой из актерского состава Театра Сатиры (к этому времени она уже имела звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР и многочисленные награды).

Личная жизнь

Замуж Пельтцер вышла в 27 лет (в первый и последний раз в жизни) за немецкого коммуниста Ганса Тейблера. Они познакомились во время его приезда в Москву для учебы в Школе Коминтерна. Прожив в столице несколько лет, в 1930-ом г. супруги уехали в Берлин. По протекции мужа, Татьяна устроилась машинисткой в Советское торговое представительство и вступила в компартию Германии. Друзья Ганса приняли актрису тепло, а известный режиссер Эрвин Пискатор (тоже член компартии) предложил ей роль в своем спектакле “Инга”.

Казалось бы, все идет хорошо, но… через год их брак рухнул и Татьяна вернулась в Советский Союз. По версии самой Пельтцер, она не выдержала тоски по родине и родителям. Но существует и другая, по которой актриса увлеклась другим мужчиной. Тем не менее, бывшие супруги общались всю жизнь, а когда Тейблер приезжал в Москву — обязательно встречались (хотя 2-я жена Ганса была крайне недовольна этим обстоятельством). Больше о взаимоотношениях Пельтцер с противоположным полом ничего достоверно не известно. Либо актриса так тщательно оберегала свою личную жизнь, либо ограничила ее только искусством.

Экранный образ и реальный человек

В реальной жизни Татьяна Пельтцер отличалась от своего экранного образа бесшабашной старушки — была невероятно собранной и аккуратной, как истинная немка. Совпадали только невероятная энергия и жизнерадостность. Каждое утро актриса начинала с зарядки (что не мешало ей быть заядлой курильщицей). Ее подруга и коллега по театру Ольга Аросева рассказывала, что на гастроли Татьяна Ивановна всегда возила с собой маленькую электрическую плитку и кастрюльку, и ела только то, что готовила сама. Характер у Пельтцер был непростым: она откровенно, не выбирая выражений говорила то, что думала, а ее остроумные высказывания потом цитировала вся Москва.

Еще актриса терпеть не могла журналистов, поэтому никогда не давала интервью. Перед спектаклем она непременно устраивала кому-нибудь “разнос” — так она настраивалась на роль. Многие ее не любили, но по-настоящему близкие актрисе люди — например, ее домработница Анна Кукина, знавшая Пельтцер более 20-ти лет, отзывалась о ней, как об очень добром и заботливом человеке. Татьяна Ивановна не чувствовала себя одинокой — почти все ее время занимала любимая работа, а в свободные часы актриса любила собирать у себя друзей, чтобы поиграть в преферанс, который страстно любила. Кроме Аросевой, Татьяна Ивановна близко общалась с Фаиной Раневской, Владимиром Зельдиным, Андреем Мироновым, а в последние годы — с Александром Абдуловым.

Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер
Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер. Фото family-values.ru

Последние годы великой актрисы

Очень долгое время здоровью актрисы можно было только позавидовать, но старость брала свое: в конце 80-х Татьяна Ивановна начала терять память. Она просила свою домработницу Анну Кукину помогать ей разучивать роли, но все-равно не могла запомнить текст. К тому же у Пельтцер начала развиваться болезнь Альцгеймера, чем воспользовалась (по словам Кукиной) некая ее подруга Ирина Михайловна. Она настроила уже не осознающую реальность актрису против человека, прослужившего у нее 22 года и вынудила Анну уйти, приставив к Татьяне Ивановне другую домработницу. Целью авантюристки была 2-х комнатная квартира Пельтцер на Черниховской. Добившись завещания в свою пользу, Ирина Михайловна избавились от актрисы, упрятав ее в психиатрическую больницу имени Ганнушкина.

Московская психиатрическая больница имени Ганнушкина
Московская психиатрическая больница имени Ганнушкина. Фото fb.ru

По словам той же Анны Кукиной, Марку Захарову удалось вызволить ее оттуда, но пережитый стресс в общей палате для душевно больных, окончательно подорвал здоровье Татьяны Ивановны. Кукина вернулась в дом актрисы, а завещание (как Пельтцер изначально хотела) переоформили на домработницу. В 92-ом г. актриса снова попала в лечебницу, откуда уже не вышла. Она уже никого не узнавала и не вставала с постели. Анна ухаживала за Татьяной Ивановной до ее последних дней. Актриса скончалась 16-го июля 1992-го г. на 89-ом году жизни и похоронена на Введенском кладбище рядом с отцом и братом.

Могила Татьяны Пельтцер
Фото moscow-tombs.ru

Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.