Рита родилась в 1942-м году в городе Туринске Свердловской области в семье театральных актеров. Родители служили в свердловском драмтеатре. Их брак продлился недолго. После развода, мать с дочерью переехали в Узбекистан. Там прошло детство и юность Риты.
Она отлично училась и всерьез занималась баскетболом. Окончив школу с золотой медалью, девушка поступила на физмат в ташкентский университет.
Но после первого курса в ней проснулись актерские гены: Терехова поехала в Москву покорять театральные ВУЗы. Ей удалось пройти отбор в Школу-студию Юрия Завадского при Театре имени Моссовета.
Завершив учебу в 1964-м году, Маргарита осталась в театре Моссовета и почти 40 лет успешно играла на его сцене. В 23 года она дебютировала в кинематографе, исполнив второстепенную роль в драме Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!». Всесоюзную известность принесла актрисе небольшая, но яркая роль Наташи в знаменитом «Белорусском вокзале».
С тех пор ее кинокарьера пошла в гору. Среди лучших картин с участием Тереховой — «Монолог» (дочь профессора Тася), «Зеркало» (жена и мать Автора), «Собака на сене» (графиня Диана), «Благочестивая Марта» (донья Марта) и конечно же «Д’Артаньян и три мушкетера». Роль роковой красавицы Миледи закрепила за Маргаритой статус секс-символа советского экрана.
И в театре, и в кино актриса могла бы сыграть гораздо больше ролей, но ее резкий характер и непредсказуемые поступки отпугивали режиссеров. Например, однажды Терехова добилась от директора театра закрытия спектакля, потому что ей не понравилась «недоброжелательная атмосфера в зрительном зале». Маргарита без церемоний вмешивалась в съемочный процесс, когда ее что-либо не устраивало. Кстати, в одном из интервью она говорила, что «Собака на сене» стала шедевром благодаря тому, что Михаил Боярский поддержал ее в «совместной борьбе с режиссурой Яна Фрида».
Отношения Тереховой с сослуживцами тоже складывались непросто — одни завидовали ее славе и таланту, другие были обижены за нелицеприятные высказывания в свой адрес. Когда худсовет, возглавивший руководство театром после смерти Завадского, уволил Маргариту «за нарушение трудовой дисциплины», никто из актеров ее не поддержал. А дело было так: Терехову отпустили на съемки, а когда она уехала, срочно вызвали для замены заболевшей коллеги. Маргарита не успела вернуться и поплатилась изгнанием из «Моссовета». Она пережила настоящий шок, но не пала духом. Совместно со своим близким другом Игорем Тальковым организовала небольшую театральную труппу, которую они назвали «Балаганчик».
4 года Маргарита гастролировала с ней по стране. Потом за актрису вступился министр культуры Петр Демичев, потребовавший от руководства «Моссовета» возвратить ее на сцену.
Ослушаться чиновника такого ранга дирекция не могла. Терехову попросили вернуться и она согласилась. Однако за последующие 18 лет ей довелось сыграть всего несколько ведущих ролей.
Российскому кинематографу Маргарита тоже оказалась не нужна. Она решила заняться режиссурой, но успела снять только один фильм — «Чайку» по Чехову (2005 г.). В главных ролях выступили сама Маргарита Борисовна и ее дети: Александр и Анна Тереховы. В середине 2000-х у актрисы обнаружили болезнь Альцгеймера, что вынудило ее проститься с профессией.
Несчастливая личная жизнь секс-символа советского кино
Личная жизнь у Маргариты не сложилась, хотя поклонники у нее появились со школьной скамьи, а замуж она выходила трижды. Олег Янковский, с которым актриса снималась в «Зеркале» у Андрея Тарковского, так выразился о своей коллеге: «Терехова не может быть женой. Только другом или любовницей». Она не желала прислушиваться к чужому мнению, была нетерпима к человеческим слабостям, а быт презирала.
Первый студенческий брак Тереховой с Вячеславом Бутенко (однокурсником по Школе-студии при театре Моссовета) распался через три года. Молодые люди поняли, что совершили ошибку. Детей от этого союза не было.
Со вторым будущим мужем — болгарским актером Саввой Хашимовым Маргарита познакомилась на съемках совместного советско-болгарского фильма «Бегущая по волнам» (1967 г.). Страстный роман, начавшийся на съемочной площадке, завершился беременностью Тереховой и разводом Хашимова с женой.
Актер переехал к любимой в Москву. Они зарегистрировали брак, в котором родилась дочь Аня. Несмотря на сильные чувства, через полтора года супруги расстались — Савва не выдержал суровых условий советского быта (они жили в общежитии, а питались в столовых). А Маргарита не захотела переезжать в Болгарию.
Огромное влияние на Терехову оказал Андрей Тарковский. Он стал для нее духовным учителем и, по упорным слухам, возлюбленным. Однако на вопрос был ли у них роман, актриса отвечала: «То, что у нас было, — лучше романа». Тарковский привел ее к вере, изменил мировоззрение. По словам Маргариты, прочная духовная связь между ними не прервалась даже после его ухода.
Затем в жизни Тереховой появился Сайфиддин Тураев, директор трикотажной фабрики. Они встретились на приеме, устроенном таджикскими чиновниками в честь приезда московских артистов (на студии «Таджикфильм» снимали картину «Кто поедет в Трускавец»). Их отношения продлились несколько лет, но мужчина был женат и семью не бросил.
В 1980-м году актриса в третий раз вышла замуж за начинающего актера Георгия Гаврилова (в будущем известного режиссера), который был ее моложе на 18 лет. Вскоре 39-летняя Маргарита родила сына Сашу. Гаврилов считал себя отцом ребенка, но как выяснилось впоследствии, биологическим родителем Саши был Сайфиддин Тураев (Терехова сама рассказала об этом сыну, когда он повзрослел). А с молодым мужем Маргарита рассталась спустя три года.
Терехова разочаровалась в мужчинах и впредь не связывала себя официальными узами, а новым романам не придавала большого значения. Вопреки неурядицам в личной жизни и занятости, ей удалось (при помощи своей матери) вырастить благополучных детей. С ними Маргарита всегда поддерживала тесную связь. Анна стала театральной актрисой, Александр — режиссером.
Тереховой было едва за 60, когда у нее начала ухудшаться память и появились странности в поведении. Обследование показало, что у актрисы развивается болезнь Альцгеймера. Она ушла из профессии.
В настоящее время состояние здоровья 78-летней Маргариты Борисовны неутешительное: она уже не узнает родных и не встает с постели. Анна и Александр оплачивают услуги двух сиделок, одна из которых постоянно находится в квартире актрисы. Часть расходов взял на себя театр Моссовета, которому Терехова посвятила всю свою жизнь.
Оцените статью: