ОСОБО ОПАСНЫЕ
По мотивам повести Ю. Файбышенко «Розовый куст»
ОДЕССКАЯ КИНОСТУДИЯ
Сценарий Э. Смирнова, С. Мамилова
Постановка С. Мамилова
Гл. оператор Г. Карюк
Гл. художник А. Токарев
Композитор В. Мартынов
М. ЛЕВИТИН
20-е годы… Один из южных городов России.
Ярко, празднично светит солнце, маршируют красноармейцы, играет духовой оркестр, алеют транспаранты. Идет демонстрация. В городе налаживается мирная жизнь.
Но вот совершено преступление. В аккуратно запертой снаружи квартире убиты доктор Клембовский и его жена. Кто убийца? Зачем убивал? Куда скрылся? Все эти вопросы предстоит решить совсем еще молодым, неопытным, но горячо увлеченным своим делом работникам угрозыска. Выработан план действий, и смельчаки уже мчатся куда-то и нерасчетливо подставляют себя под пули матерого бандита, который взводит курок, бормоча слова песенки: «О чем дева плачет, о чем слезы льет…» И бегут за ним по подвалу, где под тяжелыми сводами в кромешной тьме слышен лишь топот ног, треск выстрелов и приказ старшего по группе: «Брать живым!…»
Фильм «Особо опасные», поставленный на Одесской киностудии режиссером С. Мамиловым по сценарию, который он написал в соавторстве с Э. Смирновым, — детектив Действие его происходит во время нэпа…
Уже не раз и не два была обыграна и повторена на экране (в том числе и в детективных картинах) вся эта «нэповская» экзотика — бьющие на эффект контрасты, аляповатость и вычурность интерьеров и одежды, томительные танго звучащие в питейных заведениях, где веселятся «шикарные» жулики.
К счастью, авторы фильма «Особо опасные» не пошли по этому пути. Изобразительный строй киноповествования чрезвычайно лаконичен и строг. Быть может, именно такая спокойная манера работы оператора Г. Карюка — отсутствие внешних эффектов съемка длинными кусками, почти неподвижная камера — и некоторый аскетизм в работе художника А. Токарева потребовались постановщику, чтобы достичь главного. А главное в «Особо опасных» — не просто занимательная интрига, связанная с поимкой бандитов, а попытка внимательно вглядеться прежде всего в процесс становления характеров, убеждений, взглядов тех, кто охранял спокойную жизнь граждан молодой Советской республики.
Детективная интрига присутствует здесь скорее как повод для обострения и разрешения спора пятерых молодых сотрудников угрозыска. Это спор об отношении к делу, которому они служат. Не случайно поэтому фильм начинается не с преступления, а с праздничной демонстрации, со сцены, когда мы в спокойной обстановке знакомимся с героями фильма.
Это бывший беспризорник, совсем еще юный Стас (В. Вихров). Деликатный Климов, недавний гимназист (В. Жиганов). Романтик и мечтатель Гонтарь (А. Скорякин). Резкий и безапелляционный в суждениях Селезнев (Н. Сектименко). И, наконец, Силин (Е. Стежко), считающий, что за опасную работу, которую он и его товарищи выполняют, им положены и особые привилегии. Работа эта действительно сложная, требующая не только исключительной смелости, но еще выдержки, такта, политической сознательности: ведь им поручена защита завоеваний революции.
Итак, совершено преступление. В живых осталась дочь Клембовских, студентка медицинского факультета. Казалось бы, не следует начинать допрос потрясенной смертью родителей девушки в тот же день, да еще в такой категорично-нетерпимой манере, которую выбрал для себя Селезнев. Но советы и замечания товарищей не останавливают его. «Ну, а золотишко у папаши водилось?» — грубо спрашивает Селезнев. И оскорбленная девушка, которая на многое могла бы пролить свет, замыкается в себе, на вопросы не отвечает. Она сводит знакомство с сомнительной компанией, пытаясь сама обнаружить преступников.
К тому же один из пятерых, проговорившись по неопытности, обрекает на провал операцию по проверке подозрительных мест. Тем временем бандиты разгуливают по городу На заводе совершена диверсия. Так сама жизнь обостряет спор, в который вступает грубый, нетерпимый и готовый подозревать всех и каждого Селезнев со своими товарищами, стремящимися опираться в своей работе на гуманистические принципы социалистической законности.
Исход этого спора — в успехе дела. А его обеспечили в конечном счете именно те, кто не соглашался с Селезневым, с его методами, подходом к делу. Жизнь показала, что и желание «особых привилегий», которых требовал для себя Силин, привело его к невольному предательству.
Ослабив интерес к собственно детективной интриге, авторы попытались сосредоточить наше внимание на тех нравственных задачах, с которыми сталкиваются их герои. Это путь плодотворный и интересный, но, к сожалению, следуя по нему, авторы не во всем добились значительных результатов. Прежде всего это касается воплощения характеров главных героев, которые оказались недостаточно подробно разработаны драматургически, что не дало возможности молодым исполнителям сделать их более полнокровными, ярко индивидуализированными.
В художественном фильме «Особо опасные», поставленном опытным документалистом С. Мамиловым, есть и еще один весьма важный герой — время. Оно присутствует в картине не только сюжетно и тематически, но и как бы прямо — в хроникальных вставках. Это позволяет раздвинуть рамки сюжета, делает пространство фильма более глубоким и объемным. В использованных здесь кадрах кинохроники чувствуется подлинное дыхание 20-х годов — энтузиазм, вера и готовность строить новую жизнь.
Эту готовность и веру, этот энтузиазм и призваны были защищать по законам справедливости те, о ком рассказано в фильме.