Влад родился в 1939-ом году в Омске в семье актера Вацлава Дворжецкого. Отец, потомственный польский дворянин, начал свою театральную карьеру в лагерях ГУЛАГа: в молодости он был осужден на 10 лет за «шпионаж». После освобождения Вацлав осел в Омске, был принят в труппу драмтеатра и вступил в брак с балериной Таисией Рэй.
На свободе актер пробыл недолго. В начале войны его осудили по той же статье и отправили в Омский лагерь, где он отсидел еще 5 лет. Детство Влада было трудным и голодным, к тому же мальчика травили как сына «немецкого шпиона». В лагере у отца случилась связь с вольнонаемной, родившей от него дочь. Вернувшись домой, он покаялся супруге в измене. Таисия его не простила. Они развелись, но отношения с сыном Вацлав поддерживал.
Будучи подростком, Влад уехал с отцом и его новой женой, театральным режиссером Ривой Левите, в Саратов. Им предложили место в Саратовском театре драмы. Вацлав не сумел построить доверительные отношения с сыном, зато Риву тот стал называть «родной мачехой».
Окончив школу, юноша возвратился в Омск. Театр его не интересовал. Влад получил профессию фельдшера, был призван в армию. Служил на Сахалине, где и остался после демобилизации. Устроился на работу по специальности, женился. Через 3 года его брак рухнул и Дворжецкий вернулся в Омск.
В 25 лет он поступил в студию при Омском ТЮЗе. Потом несколько лет играл незначительные роли в местном драмтеатре. Поворотным моментом в судьбе Владислава стала встреча с Натальей Кореневой, ассистентом с «Мосфильма». Она искала по провинциальным театрам актеров для фильма «Каждый вечер в одиннадцать». Обратив внимание на оригинальную внешность Дворжецкого, Наталья попросила у него фотографии.
Владислав не слишком рассчитывал на успех и оказался прав: на съемки этой мелодрамы его не пригласили. Однако через пару месяцев неожиданно вызвали на «Мосфильм». Фото Дворжецкого попалось на глаза режиссерам Александру Алову и Владимиру Наумову, которые собирались запускаться с картиной «Бег» по мотивам произведений Булгакова. Он пробовался сразу на несколько ролей и идеально вписался в образ белогвардейского генерала Хлудова.
На эту роль был уже утвержден Глеб Стриженов, но режиссеры пошли на риск и заменили известного актера на провинциального дебютанта. Фильм имел огромный успех и прославил Дворжецкого на весь Союз. В том же году он исполнил еще одну запоминающуюся роль вора-рецидивиста по кличке Граф в нашумевшем детективе «Похищение Святого Луки».
Вопреки своим опасениям, Владислав не «завис» в амплуа злодея. С большим энтузиазмом он приступил к работе над очередным фильмом — «Земля Санникова», где получил героическую роль ссыльного ученого Ильина. Все исполнители ведущих ролей верили, что будут участвовать в создании шедевра, но испытали сильное разочарование. По мнению Дворжецкого, Олега Даля, Сергея Шакурова и Георгия Вицина, картину безнадежно испортили начинающие режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов.
На съемочной площадке с самого начала разгорелось открытое противостояние между режиссерами и Шакуровым. Остальные актеры его поддержали и отправили совместную телеграмму руководству «Мосфильма» такого содержания: «Сидим в г**не на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров». Они отказались сниматься, пока «двух дилетантов не заменят на одного профессионала».
Администрация не выполнила требования бунтовщиков, но сгладила конфликт. Через месяц актеры, за исключением Шакурова, продолжили съемки. Сергей не хотел отступать и в результате был уволен. Поступок Дворжецкого и Даля он расценил как предательство и «вырубил этих людей из своей жизни». Почему-то на Вицина он зла не держал. Вместо Шакурова на роль каторжника-террориста взяли Юрия Назарова. Несмотря на скепсис актеров, зрители встретили «Землю Санникова» на «ура».
Среди последующих работ Дворжецкого, самой знаменитой стала роль командира «Наутилуса» в научно-фантастическом фильме «Капитан Немо» по мотивам романов Жюль Верна.
В его фильмографии около двадцати картин. Актер ушел из жизни в 39 лет на пике популярности. Будучи тяжело больным, он сыграл свою последнюю роль в производственной драме «Однокашники», не имевшей успеха.
Личная жизнь
Дворжецкий долго не мог найти свою вторую половину. Он трижды был женат и имел по ребенку от каждой супруги. Впервые Влад женился в 20 лет на девушке по имени Альбина. В то время он выполнял свой воинский долг на Дальнем Востоке. После армии молодой человек остался с женой на Сахалине, устроился работать фельдшером в больницу. У них появился сын Саша. Через 3 года Дворжецкий внезапно вернулся в Омск. Один. По слухам, он узнал об измене Альбины.
Второй женой Владислава в течение нескольких лет была актриса Светлана Пиляева, коллега по Омскому театру драмы. В семье родилась дочь Лида. Можно сказать, что супругов развела сама жизнь. Дворжецкий «вытянул свой счастливый билет» и уехал сниматься в Москву.
Третий брак актера со столичной манекенщицей Ираидой продержался не дольше предыдущих. Вскоре после рождения сына Димы, их пути разошлись. Со всеми бывшими женами Владислав поддерживал нормальные отношения (какими бы ни были причины развода) и исправно выплачивал алименты. Он очень страдал в разлуке с детьми и мечтал, что когда-нибудь сможет собрать их под собственной крышей.
Мечта сбылась частично. Экс-супруга с Сахалина попросила Дворжецкого обследовать в московской больнице их сына Сашу. 8-летний мальчик приехал к отцу да так с ним и остался. Обзавестись собственным жильем актеру не удавалось много лет. Выпрашивать квартиру в качестве кинозвезды он не хотел, а купить на свои гонорары не мог. Семья Дворжецких, включая собаку, московскую сторожевую Гитану Дворжецкую (она была для актера как четвертый ребенок), скиталась по съемным углам. В конце концов Владислав вынужден был устроить Сашу в школу-интернат. А собаку брал с собой на съемки.
С Натальей Литвиненко, сотрудницей исполкома, 37-летний актер познакомился в гостях у общих знакомых. Они начали встречаться, но не торопили события. Наталья находилась в процессе развода с мужем, а Владислав боялся совершить очередную ошибку. Со временем они убедились в серьезности своих чувств. А штамп в паспорте так и не поставили…
В 1976-ом году Дворжецкого приняли в Театр киноактера. Его материальное положение несколько улучшилось, что подтолкнуло актера к покупке своего жилья. Он влез в серьезные долги, приобрел кооперативную трешку в спальном районе Москвы и поселил в ней мать, сына и любимую женщину. Свекровь и сноха нашли общий язык, а мальчик привязался к Наталье.
Владиславу было не суждено насладиться счастьем и покоем в кругу родных людей. На съемках картины «Встреча на далеком меридиане», проходивших в Ялте, актер попал в реанимацию с сердечным приступом. Обследование показало, что в недавнем прошлом он уже перенес два инфаркта. Врачи советовали Дворжецкому переключиться на административную деятельность.
Через четыре месяца он снова колесил по стране с концертами от Бюро кинопропаганды: надо было обеспечивать многочисленных наследников и отдавать долги. Актер снялся еще в одном фильме, отпраздновал свой последний 39-й день рождения в новой квартире. На гастролях в Гомеле, 28 мая 1978-го года Владислав Дворжецкий скончался в гостиничном номере от сердечной недостаточности. Его тело было перевезено в Москву и предано земле на Кунцевском кладбище.
Мечта актера осуществилась слишком поздно. В начале июня 1978-го года, все его дети собрались под одной крышей.
Оцените статью: