О творчестве Франческо Рози
Е. ВИКТОРОВА.
Кандидат искусствоведения
Новый фильм итальянского режиссера Франческо Рози «Три брата», который демонстрировался на ХП Международном кинофестивале в Москве, открывается необычным для этого художника прологом — страшным сном, который привиделся одному из братьев, Рокко. Безлюдный, вымерший дом смотрит пустыми глазницами окон; вокруг него гигантская свалка и крысы, огромные, заполнившие часть пространства экрана. Людей здесь больше нет — они ушли, а может погибли или съедены этими тварями…
Можно подумать, что перед нами картина апокалипсиса в духе Марко Феррери — это он любит пугать зрителя концом света, — если не знать Рози, если бы за мучительным, тяжелым сном его героя не стояла конкретная и от этого еще более мучительная и страшная реальность. Ни на минуту не оставляет она Рокко и его братьев, приехавших в отчий деревенский дом на похороны матери. Об этой реальности спорят братья, о ней взволнованно толкуют крестьяне в сельской траттории: грохот взрывов неофашистов, террористов доходит и до этих далеких мест на юге страны… Больные, нерешенные вопросы социального бытия обступают героев нового фильма Рози. Массовая безработица, эмиграция, нищета крестьян — эти да и многие иные проблемы стали сегодня в Италии еще сложнее, запутаннее, отягощенные «стратегией напряженности», кровавый след которой лежит на всей окружающей жизни.
… Фотографии в альбоме старшего из братьев судьи Раффаэле: взорванные поезда, окровавленные трупы. А вот снимки, привезенные Рокко: его, воспитателя малолетних преступников в исправительном детском доме, особенно волнуют судьбы детей. На фото — сотни умирающих от голода африканских детей: огромные, вздутые животы и крохотные лица, сморщенные, как у стариков. А рядом с ними — позор и трагедия сегодняшней Италии: не «шуша», не «пайза» — беспризорники первых послевоенных лет, а нынешние бездомные, голодные оборвыши, дети, лишенные детства в одной из развитых капиталистических стран мира…
Так в фильме одного из ведущих режиссеров Италии терроризм ставится в один ряд с самыми больными, кричащими проблемами социальной действительности.
Политика, ставшая кино. Гражданская страсть, ставшая кино, — в этом, думается, пафос творчества Рози. Многие его фильмы стали образцом политического кинематографа, оказав длительное преобразующее воздействие на других прогрессивных мастеров Запада, на молодых итальянских режиссеров.
Франческо Рози прошел школу неореализма, учился у Висконти. Он был ассистентом знаменитого мастера в фильме «Земля дрожит», автором сценария и помощником Висконти в лентах «Самая красивая» и «Чувство».
Начав работу в кино в 1948 году, первый свой фильм «Вызов» он поставил спустя десять лет. Выступив против преступлений каморры, тайной организации мафии, орудующей в Неаполе, молодой Рози пытается соединить внутреннюю «человеческую» проблематику и социальную историю. Он говорит о стене ненависти и вражды, разделившей угнетателей и угнетенных, о трагической судьбе тех, кто протестует против буржуазного общества, но не может найти путей коллективной борьбы. Постановщик «Вызова» стремится прежде всего завоевать широкого зрителя. Рози исследует механизм сюжетосложения, интриги, роль монтажной драматургии как одного из решающих компонентов в системе средств образного воздействия фильма на зрителя. Он стремится использовать возможности монтажа, применяя эйзенштейновский принцип «монтажа аттракционов». В таких лентах, как «Сальваторе Джулиано», «Руки над городом», «Момент истины», «Дело Маттеи», художник создает серию строго рассчитанных «ударных» эпизодов, эмоционально-зрелищных и осмысленных. Некоторые критики даже назвали итальянского режиссера «неаполитанским Эйзенштейном».
«Я считаю себя реалистом, — говорит Рози, — и стремлюсь рассказывать о жизни моей страны. Делаю это, используя технику и приемы хроникеров. И никогда не забываю о том, что фильм — это зрелище. Моя цель — ставить перед самим собой и зрителем трудные вопросы времени, показывать процесс рождения человеческих отношений с точки зрения политики — она сегодня помогает устанавливать прямые контакты с действительностью».
Таков «Сальваторе Джулиано» (1961) — художественно — документальная реконструкция сложнейших событий политической жизни Италии сразу же после войны. Следующий фильм, «Руки над городом», завоевавший в 1963 году главный приз на фестивале в Венеции, построен как идеологический спор, столкновение непримиримых классовых позиций коммунистов, левых сил — и правых политиканов, представителей мафии.
Антивоенный и антифашистский фильм-документ «Люди против» (1969) снят как хроника. Через события первой мировой воины раскрываются трагические судьбы итальянских крестьян. Они ненавидят эту кровавую бойню, не желают умирать в окопах за чуждые им интересы. В огне, страданиях, крови рождается мечта о справедливом будущем.
«Существует война, которую я оправдываю, — говорит Рози. — Это война, которую ведет человек во имя того, чтобы изменить себя и общество, в котором он живет. Люди против всего, что унижает достоинство человека, против несправедливости».
Что же главное в творчестве Рози?
Это и его последовательное обращение к жизни крестьян, глубокий интерес к историческим, духовным судьбам людей из народа. А рядом не менее последовательное разоблачение буржуазной власти и мафии, обнажение связей между законом и беззаконием (связи эти, по мнению Рози, — основная причина нынешней сложной ситуации в Италии).
Так рождаются фильмы-реконструкции, фильмы — журналистские расследования «Дело Маттеи» (1970) и «Счастливчик Лучано» (1972), фильм — политический гротеск «Сиятельные трупы» (1974). Рождаются фильмы-размышления, фильмы-исповеди, глубоко поэтические и взволнованные, проникнутые любовью к человеку труда, к духовной культуре народа. Не случайно Рози сказал в связи с фильмом «Христос остановился в Эболи»: «Карло Леви в фильме — это я». Художник подчеркивал этим, что идея фильма, удостоенного Золотого приза XI МКФ в Москве в 1979 году, пропущена через его сердце, она нерасторжима с его взглядами и убеждениями. В опоэтизированном, метафорическом и философском ключе возникает в фильме «Христос остановился в Эболи»» тема земли, тема народа — главная, по сути дела, тема всего многопланового творчества Рози.
Художник не стоит на месте он движется, размышляет, ищет. Он одержим желанием изменить переделать мир, в котором живет. «Зрелый режиссер, — говорит он — сознающий свою ответственность за происходящее, должен научиться анализировать и синтезировать реальность. Фильмы-обвинения, фильмы-расследования сделали многое, однако превратились в алиби для некоторых художников. Я убежден, что в Италии происходит важный процесс «отталкивания», преодоления кино этого типа, созданного нами и принесшего нам мировую славу, — и рождения нового типа кино. Быть может именно с моего фильма «Три брата» начинается этот важный процесс…»
«Три брата» снят по мотивам рассказа советского писателя Андрея Платонова. Рассказ этот поразил итальянского режиссера подлинностью и глубокой человечностью истории жизни крестьянина и трех его сыновей. «Эти немногие страницы Платонова, — рассказывает Рози, — показались мне наилучшим началом, чтобы придумать «нашу историю».
… Рокко и его братья. Мы вспоминаем знаменитый фильм Лукино Висконти. Как много изменилось в Италии с тех далеких послевоенных лет. И как мало! Тогда из нищей Лукании ушли в город герои Висконти. Сюда, на юг, возвращаются сегодня три брата в фильме Рози. И оказывается что это забытое местечко, где они росли, где были счастливы, необходимо сегодня всем троим — судье Раффаэле, рабочему Николе, учителю Рокко. Как необходима человеку почва под ногами. В братьях мучительно трудно рождается что-то новое, это новое возникает, формируется и в раздумьях и даже снах, которые отражают сумятицу идей и кризис буржуазного сознания.
Картина «Три брата» говорит прежде всего о человеке, об ответственности людей за судьбы своей страны, о жажде истины. Посвященный трагической хронике сегодняшнего дня Италии фильм как бы раздвигает границы экрана, вырастая в глубоко поэтичный рассказ о непреходящих ценностях красоты, добра, гуманизма, о необходимости спасти человечество от зла и угрозы уничтожения.
Идея ниспровержения социального зла разоблачения итальянской и международной реакции во имя торжества справедливости и правды, во имя будущего без оружия, без войн продолжает владеть Франческо Рози — художником, человеком большого гражданского мужества и таланта.