Шьям Бенегал: познавая реальность

эхо фестиваля

С творчеством Шьяма Бенегала, одного из крупнейших режиссеров современной Индии, советские зрители впервые познакомились в 1975 году, когда на Московском кинофестивале вне конкурса был показан его первый игровой фильм «Росток». С тех пор на наших экранах шли его «Конец ночи» и «Трудная роль», телевидение показало «Пробуждение», в программу прошлогодней Недели индийского кино в СССР был включен исторический фильм «Безумие», обращающийся к событиям восстания сипаев.

Работы Шьяма Бенегала охватывают широкий круг проблем: они говорят о насилии и протесте против него, о трудном пути женщины к раскрепощению, о социальных переменах в сегодняшней индийской деревне и трудностях, стоящих на пути этих перемен. Но какова бы ни была проблематика картин Бенегала, в центре их всегда человек, мир его чувств, его духа, восстающего против любых форм порабощения, унижения личности.

На недавнем ХП Московском кинофестивале Индия была представлена в конкурсе полнометражных художественных лент фильмом Бенегала «Наша эра», действие которого разворачивается в мире воротил промышленного бизнеса. Борьба за лидерство, за прибыльные многомиллионные заказы ведет к взаимоуничтожительной схватке двух кланов двоюродных братьев, схватке, в которой ради достижения цели отбрасываются все представления о совести и морали. Одну из главных ролен исполнил Шаши Капур, являющийся также и продюсером фильма. Символично оригинальное название этой картины — «Век Кали»: Кали, богиня, олицетворяющая смерть, изображалась с черным лицом, в ожерелье из черепов.

В дни ХП Московского международного фестиваля нам удалось встретиться с режиссером.

Индийский режиссер Шьям Бенегал. Фото С. Ветрова
Индийский режиссер Шьям Бенегал. Фото С. Ветрова

— Две важнейшие составляющие моего нового фильма, — говорил Бенегал, — старинным эпос «Махабхарата» и современный семейный роман-эпопея. Как известно, одна из главных линий «Махабхараты» — это страшная битва, происходящая внутри одной семьи — между двоюродными братьями. Что движет этой беспощадной схваткой? Стремление одержать верх, добиться полноты власти. Нежелание с кем-либо делить власть. Я взял из древнего эпоса элементы, относящиеся к проблеме власти, и перенес их в современность, показав ту часть нашего общества, которая связана с капиталом, или, еще более конкретно, с внутрисемейным бизнесом, являющимся очень характерным и существенным для частного капитала в Индии. Мне хотелось исследовать в этой картине разнообразные аспекты современной индийской жизни. «Век Кали» был для меня фильмом очень важным и к тому же самым трудным из всех, какие я прежде снимал.

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— Только что я закончил съемки фильма, продюсером которого является правительство штата Западная Бенгалия, и сейчас монтирую его. В нем будет прослежена судьба издольщика, его борьба за существование, за землю, так сказать, за свой островок жизни. В основе сюжета — мытарства простого труженика, много лет пытавшегося стать на ноги, обзавестись своим хозяйством. Но вопреки всем его усилиям год от года он все больше терял, пока совсем не разорился и не остался без земли.

— До прихода в кинематограф игровой вы много работали в документалистике. Намерены ли вы продолжать творческий поиск и в этой сфере?

— Да. Сейчас я делаю документальный фильм о крупнейшем режиссере Сатьяджите Рее, о сделанном им за четверть века работы в кино. Героем другой картины будет Джавахарлал Неру. Работа над лентой идет совместно с советскими кинематографистами. Мы хотим рассказать о Неру-человеке, о его жизни, его философии, о гуманистических идеях, которые он проповедовал. Мы хотим рассказать также о Неру — государственном деятеле, о его роли в истории Индии, его значении для всей современной политической жизни, для укрепления мира на земле.

— Могли бы вы сформулировать цель, ради которой вы создаете свои фильмы?

— Мне хочется помочь людям понять суть главных проблем времени, страны, общества. Что представляет собой наша индийская действительность? Что есть народ? Каковы основы, принципы его жизни? Наша история, далекая и недавняя, наше колониальное прошлое, сегодняшний день Индии, надо сказать, немало продвинувшейся вперед за последние годы, — все это требует художественного анализа, кропотливого киноисследования.

Беседу вел А. ЛИПКОВ

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.