Сплетенные корни (Советский экран №1 1985 г.)

ВЫСТРЕЛ В ЛЕСУ

По мотивам романа А. Бэла «Корни»

РИЖСКАЯ КИНОСТУДИЯ

Автор сценария Виктор Лоренц
Режиссер-постановщик Рихард Пикс
Оператор-постановщик Давис Симанис
Художник-постановщик Виктор Шильдкнехт
Композитор Мартыньш Браунс

А. ЧЕРНЫХ

В фильме Рижской киностудии «Выстрел в лесу» (автор сценария В. Лоренц, режиссер Р. Пикс), как это видно из названия, одно из мест действия — лес. Тот самый, что дает нам воздух, которым дышим, бумагу, на которой пишем, красоту деревьев и трав, редких птиц и зверей…

Оказывается, такой на вид огромный и могучий лес на самом деле слаб и уязвим, когда кто-то неосторожно вмешивается в его жизнь А подобным вмешательствам, увы, несть числа, и сберечь от них лес далеко не всегда под силу главному герою фильма, потомственному лесничему Лиепсаргсу (Э. Павулс).

Отсутствие объездной дороги приводит на узкую лесную просеку тяжелые грузовики, которые, продираясь сквозь чащу, ломают ветки, ранят деревья. Заинтересованные в скорейшем выполнении плана бригады лесоразработчиков предпочитают рубить здоровые, сочные деревья вместо усохших, больных. Наконец, чрезмерное использование в сельском хозяйстве химикатов, как говорит один из героев картины, палит по природе из стволов потолще браконьерских. Ну и без самих нарушителей охотничьих законов не обходится.

Один подлый выстрел направлен в главного героя. Стрелял молодой шофер Леиньш (Я. Паукштелло). Он спустил курок из страха перед наказанием за браконьерство и не может потом понять, почему же не остановился лесничий под направленным на него дулом, зачем рисковал жизнью. Замечу в скобках, вопрос этот отчасти волнует и нас. Ведь вместо того, чтобы с решимостью обреченного шагать под пулю, вооруженный лесничий, мог бы попробовать справиться с браконьером, задержать его. Словом, эпизод этот не слишком убеждает. Но так или иначе, Леиньш задержан к посажен на скамью подсудимых. Правда, это уже совсем другой Леиньш. Безразличный к усилиям адвоката и, кажется, даже к своему будущему, он мучается теперь только одним вопросом — почему Лиепсаргс не остановился? Так, по мысли авторов фильма, драматичная судьба и смелый поступок главного героя пробудили человеческое в почти уже законченном подонке, жулике и приспособленце. И хотя характер лесничего не поражает неожиданностью, а образ браконьера довольно схематичен, в целом история вполне достойна экрана.

Лиепсаргс (Э. Павулс)
Лиепсаргс (Э. Павулс)

Как, впрочем, и другая история, рассказанная в картине, — о преуспевающем журналисте, командированном в те места, где когда-то родился и мальчиком пережил войну, о его встречах с людьми, что тогда были рядом. Или еще одна история — о том, как одинокий старик забирает из дома для престарелых такую же одинокую старуху, как они пытаются спастись от одиночества, но не складывается у них совместная жизнь.

Тут уместно спросить, какое отношение имеют эти новеллы к хранителю леса Лиепсаргсу и к главному конфликту фильма? Можно было поведать множество не менее занимательных и достойных экрана историй, но не помешают ли они рассказу о судьбе лесничего? Истории эти, или, иначе, сюжетные линии, присутствуя в фильме наравне с рассказом о ежедневных заботах Лиепсаргса, рассказу этому, к сожалению, отнюдь не помогают.

Причина сюжетной перегруженности, видимо, в том, что фильм «Выстрел в лесу» — экранизация романа. Авторы стремились вместить в картину как можно больше перипетий полюбившейся им книги А. Бэла «Корни», но односерийный фильм не дал возможности явить героев и их судьбы столь же подробно. В результате страдают глубина характеров персонажей, четкость психологических мотивировок.

Правда, актеры О. Эскола (старик Чукурс) и В. Селга (старуха Ильзе) вопреки непродолжительности отведенного их персонажам экранного времени достигают глубины характеров, передают значительность драмы своих героев. Тем обиднее, что в конечном итоге история двух стариков остается, по сути дела, непроясненной. На внятный и подробный рассказ о них у авторов так же не хватает времени, как его не хватило на браконьера Леиньша, журналиста Трукшу, жену лесника Альвину…

Драматургическая нестройность приводит к тому, что недостаточно ясно прочитывается главная тема ленты: противостояние хозяйственного, бережного, любовного отношения к природным богатствам — потребительскому, близорукому. Мужественный поступок главного героя, шагнувшего навстречу выстрелу, не служит для авторов самоигральной деталью, он неотъемлем от натуры этого честного, совестливого человека, озабоченного не только сегодняшними своими делами, но еще и тем, каким увидят лес его внуки и внуки этих внуков. Жизнь такого человека вполне заслуживает отдельного, обстоятельного разговора, побочные же сюжетные линии в данном случае стали лишь помехой.

… Стоит выкопать корни из земли, явить глазу, и лес погибнет. Не так ли и в произведении искусства что-то должно оставаться за рамкой, наполняя энергией жизни «ветви» и «листья», видимые зрительскому глазу. Конечно, лучше, когда художник хочет рассказать слишком много, нежели, когда ему вовсе нечего сказать. Предпочтительнее, однако, чтобы и здесь была та гармония, которую мы наблюдаем в природе и за которую не пожалел своей жизни лесничий Лиепсаргс.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.